Решение по делу № 2-400/2020 от 26.05.2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23сентября 2020 года                                                                              г. Губкинский

Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе председательствующего судьи Балан А. С.

при секретаре судебного заседания Григорьевой Е. В.,

с участием старшего помощника прокурора г. Губкинский Борисовой А. Т.,

представителя ответчика Макаровой Т. А. – Вороновой А. Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-400/2020 по иску Администрации муниципального образования город Губкинский к Макаровой Татьяне Александровне, Захарову Александру Юрьевичу об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности на жилое помещение, выселении, а также по встречному иску Макаровой Т. А. к Администрации муниципального образования город Губкинский о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация МО г. Губкинский обратилась с иском к Макаровой Т. А. и Захарову А. Ю. об изъятии путем выкупа жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с выплатой денежных средств в размере 1 437 882 рублей; прекращении права собственности ответчиков на указанное жилое помещение и признании права собственности за муниципальным образованием г. Губкинский; выселении ответчика без предоставления другого жилого помещения.

В обоснование иска указано, что Макарова Т. А. является собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации г. Губкинского № 959 от 7 мая 2015 года многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. На основании ст. 32 ЖК РФ собственникам жилых помещений в многоквартирном доме были направлены требования о сносе дома или его реконструкции в разумный срок за свой счет, однако собственники, в числе которых и ответчик, отказались от сноса дома за свой счет с целью передачи жилых помещений Администрации путем выкупа. Администрацией 1 октября 2019 года принято решение об изъятии для муниципальных нужд МО г. Губкинского земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости в связи с признанием вышеуказанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Ответчику было направлено соглашение о выкупе, с условиями которого она не согласилась, поскольку желает получить другое жилое помещение. Согласно ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. На дату признания дома аварийным (7 мая 2015 года) в собственности ответчика имелось другое жилое помещение. От подписания соглашения о выкупе она отказалась, в связи с чем заявлены указанные требования.

В ходе рассмотрения дела Вороновой А. Г., действующей на основании нотариальной доверенности, предъявлены встречные исковые требования к Администрации МО г. Губкинский о предоставлении благоустроенного жилого помещения в г. Губкинском, отвечающее санитарным и техническим требованиям взамен жилого помещения, подлежащего сносу.

В обоснование встречного иска указано, что поскольку дом, в котором находился принадлежащее им жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, у Макаровой Т. А. имеется право на получение взамен изымаемого другого жилого помещения.

В судебное заседание представитель истца Администрации МО г. Губкинский, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил.

Представитель ответчика Воронова А. Г. поддержала требования встречного иска, просила их удовлетворить.

Ответчик Захаров А. Ю., извещенный надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего возможным отказать в удовлетворении первоначальных исковых требований с удовлетворение встречного иска,суд приходит к следующему.

Макарова Т.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л. д. 16).

7 мая 2015 года постановлением Администрации МО г. Губкинский многоквартирный дом № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

1 октября 2019 года Администрацией г. Губкинского принято постановление об изъятии для муниципальных нужд муниципального образования г. Губкинский земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимого имущества в связи с признанием многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

29 октября 2019 года Макаровой Т. А. направлено уведомление об изъятии вместе с проектом соглашения о возмещении за жилое помещение, подлежащее сносу, однако 5 ноября 2019 года она отказалась от получения выкупной стоимости за жилье, пожелав реализовать свое право на получение другого жилого помещения.

Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 апреля 2019 года № 346-П утверждена окружная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019-2025 годы.

В приложении1 к данной программе указан перечень аварийных многоквартирных жилых домов, в который включен дом № <адрес>.

Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, устанавливает Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно ч. 1 ст. 3 которого в целях данного федерального закона создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда в п. 3 ст. 2 данного федерального закона понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32 и 86, чч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

Под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда в п. 4 ст. 2 данного федерального закона понимается, среди прочего, предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на условиях, предусмотренных этим же федеральным законом.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

При этом каких-либо иных, дополнительных условий для реализации собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным и включенным в адресную программу переселения, своих прав на получение взамен изымаемого жилья другого жилого помещения, ни ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, ни ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не содержали.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ статья 32 ЖК РФ дополнена частью 8.1, в соответствии с которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Федеральный закон № 473-ФЗ от 27 декабря 2019 года «О внесении изменений в жилищный кодекс и ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» не содержит положений о распространении его действия на ранее возникшие правоотношения.

Таким образом, поскольку до введения в действие части 8.1 ст. 32 ЖК РФ у ответчиков имелось право на получение жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным, данная норма не подлежит применению к спорным правоотношениям.

В судебном заседании установлено, что ответчик Захаров А. Ю. собственником спорного жилого помещения не является, и в настоящее время не проживает в данном жилом помещении, что подтверждается его заявлением, в котором местом жительства он указывает <адрес>, а также сведениями из ОМВД России по г. Губкинскому о том, что он зарегистрирован по месту жительства в <адрес>.

Таким образом, суд считает необходимым исковые требования Администрации МО г. Губкинский оставить без удовлетворения, с удовлетворением встречного иска Макаровой Т. А.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Администрации муниципального образования город Губкинский оставить без удовлетворения.

Удовлетворить встречные исковые требования Макаровой Татьяны Александровны.

Возложить на Администрацию муниципального образования город Губкинский обязанность предоставить Макаровой Татьяне Александровне благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах муниципального образования город Губкинский, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью, не менее 25,7кв.м., взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Губкинский районный суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 сентября 2020 года.

Председательствующий                            (подпись)

Копия верна. Судья                                                                         Балан А. С.

2-400/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация города Губкинского
Ответчики
Макарова Татьяна Александровна
Захаров Александр Юрьевич
Суд
Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Балан Анна Сергеевна
Дело на странице суда
gubkinskiy.ynao.sudrf.ru
26.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2020Передача материалов судье
01.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2020Судебное заседание
31.08.2020Производство по делу возобновлено
14.09.2020Судебное заседание
23.09.2020Судебное заседание
26.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее