Дело №2-3315/2013 ....
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 сентября 2013 года
Ленинский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи Ильиной Н.В.,
при секретаре Герасимовой И.И.,
с участием представителя истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №№ (сроком на один год) Ежова В.В.,
представителя ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №№ (сроком на один год) Горобец В.В.,
представителя третьего лица без заявления самостоятельных требований относительно предмета спора по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. №№ (сроком на три года) Круглышева И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Сахарова А. В. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области» об обязании предоставить отпуск по уходу за ребенком,
УСТАНОВИЛ:
Сахаров А.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области» ( далее -ФКУ СИЗО-1) об обязании предоставить отпуск по уходу за ребенком.
В обосновании иска указал, что работает в ФКУ СИЗО-1 в должности ..... ДД.ММ.ГГГГ у него родился сын ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с рапортом к и.о. начальника СИЗО-1 ФИО3 о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 3-лет, к которому приложил справку о том, что его жене ФИО2 отпуск по уходу за ребенком не предоставлялся и пособие не выплачивалось. В предоставлении отпуска ему было отказано.
Полагая, что в соответствии со статьей 256 Трудового кодекса РФ отпуск по уходу за ребенком может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, истец Сахаров А.В. просит обязать ФКУ СИЗО-1 предоставить ему отпуск по уходу за ребенком.
В судебное заседание истец Сахаров А.В. не явился, извещен судом надлежащим образом. Представитель истца Ежов В.В. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 Горобец В.В. возражала против удовлетворения требований, сославшись на позицию ФСИН России по данному вопросу.
Представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области, привлеченного в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Круглышев И.Н. полагал требования необоснованными. Указал, что предоставление правовых и социальных гарантий, установленных законодательством РФ отцам-сотрудникам уголовно-исполнительной системы, возможно в случаях отсутствия материнского попечения за ребенком.
Выслушав доводы, лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации N 5473-1 от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции от 02.07.2013 №185-ФЗ) правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В соответствии со статьями 24 и 26 указанного Закона к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы исполняют свои обязанности и пользуются в пределах их компетенции правами, предоставленными учреждениям либо органам, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, которые предусмотрены настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.
На основании пункта 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 (ред. от 29.06.2013) "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Согласно пункту 4.6 Устава ФКУ «Следственный изолятор №1 УФСИН по Владимирской области» начальник учреждения предоставляет работникам в установленном порядке ежегодные, краткосрочные, по болезни, дополнительные и иные отпуска (л.д.24-37).
Согласно статьи 256 Трудового кодекса РФ, по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.
Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.
Статья 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусматривает, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящихся в отпуске по уходу за ребенком.
Судом установлено, что истец Сахаров А. В. с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в уголовно-исполнительной системе сначала в должности .... ФГУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Владимирской области», затем с ДД.ММ.ГГГГ в должности .... этого же учреждения по контракту сроком на пять лет, что подтверждается приказами начальника УФСИН по Владимирской области № от ДД.ММ.ГГГГи № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-22, 39-40).
ДД.ММ.ГГГГ с истцом Сахаровым А.В. заключен контракт № о службе в уголовно – исполнительной системе в должности .... ФКУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Владимирской области» на неопределенный срок (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ у истца Сахарова А.В. родился сын ФИО1 согласно свидетельству о рождении серии №, выданному отделом ЗАГС администрации г. Владимира ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, супруга истца ФИО2 работает в ...., отпуск по уходу за ребенком ФИО1 до 1,5 лет ей не назначался и пособие не выплачивалось (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ Сахаровым А.В. подан рапорт о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в предоставлении которого и.о. начальника ФКУ «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Владимирской области» ФИО3 отказал (л.д.8).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № Сахарову А.В. сообщено, что в связи с изменениями законодательства для разъяснения вопроса использования отпуска по уходу за ребенком отцом-сотрудником направлено официальное письмо в УФСИН России по Владимирской области (л.д.10).
Как усматривается из письма УФСИН России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ за №, в ФСИН России направлен запрос о разъяснении статьи 19 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (л.д.53).
Согласно ответу ФСИН России, изложенному в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх.№№ предоставление правовых и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации отцам-сотрудникам уголовно-исполнительной системы, возможно только в случаях отсутствия материнского попечения за ребенком: смерти матери, лишения ее родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении (л.д.55).
Данное письмо направлено ДД.ММ.ГГГГ начальникам учреждений УИС области для применения в работе (л.д.54).
Истец Сахаров А.В. полагает, что ФКУ СИЗО-1 обязано предоставить ему отпуск по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста на основании статьи 256 Трудового кодекса РФ, поскольку он намеревается осуществлять уход за ребенком независимо от возможности материнского попечения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации" уголовно-исполнительная система входит в систему служб, выполняющих правоохранительные функции.
Законодательно определено, что правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
В силу статьи 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Статьей 21 Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы распространено действие Положения о службе в органах внутренних Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.
Согласно абзацу 8 статьи 45 данного Положения, сотрудникам органов внутренних дел в соответствии с действующим законодательством предоставляются отпуска в связи с рождением ребенка, по уходу за детьми, творческие и в связи с обучением, а также иные установленные действующим законодательством,
Абзацем 7 статьи 54 Положения установлено, что беременные женщины и матери из числа сотрудников органов внутренних дел, а также отцы - сотрудники органов внутренних дел, воспитывающие детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения), пользуются правовыми и социальными гарантиями, установленными законодательством Российской Федерации для этой категории населения Российской Федерации.
Приказом Минюста РФ от 06.06.2005 года N 76 утверждена Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Согласно пункту 16.6 данной инструкции, беременные женщины и матери из числа сотрудников, а также отцы - сотрудники, воспитывающие детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения), пользуются всеми правами и льготами, установленными действующим законодательством.
30.12.2012г. принят Федеральный закон N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступивший в законную силу 1 января 2013 года, регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Согласно части 1 ст. 19 Федерального закона №283-ФЗ, в отношении лиц, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, не применяются: 1) часть пятая статьи 45, части первая - девятая, одиннадцатая, третье предложение части двенадцатой, части тринадцатая - пятнадцатая статьи 54 и статья 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации".
До настоящего времени Федеральный закон о службе в уголовно-исполнительной системе не принят, поэтому в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы продолжает действовать Положение о службе в органах внутренних дел, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года №4202-1, за исключением норм, указанных в статье 19 Федерального закона №283-ФЗ.
Также не признан утратившим силу Приказ Минюста РФ от 06.06.2005 года N 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Как было указано выше, пунктом 16.6 данной инструкции предусмотрено, что отцы - сотрудники, воспитывающие детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения), пользуются всеми правами и льготами, установленными действующим законодательством.
Кроме того, согласно пункту 8 статьи 56 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотруднику органов внутренних дел женского пола, а также сотруднику, являющемуся отцом (усыновителем, попечителем) и воспитывающему ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения ее родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения по объективным причинам), предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном трудовым законодательством. На такого сотрудника в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, распространяются социальные гарантии, установленные трудовым законодательством.
Согласно неоднократно высказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ, сотрудники, проходящие службу в органах внутренних дел, обладают специальным правовым статусом, обусловленным выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. При этом законодатель, определяя их правовой статус, вправе устанавливать для этой категории граждан как определенные ограничения в части реализации ими гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.
Вместе с тем, установление законодателем определенных ограничений прав и свобод в отношении лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, само по себе не противоречит Конституции Российской Федерации и согласуется с положениями ст. 1 Конвенции МОТ N 111 1958 года, согласно которым не считаются дискриминацией различия, исключения или предпочтения в области труда, и занятий, основанные на специфическом характере определенной работы.
Из системного толкования Конституции РФ во взаимосвязи с вышеуказанными нормами права следует, что, поступая на службу по контракту, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно приступает к осуществлению такой профессиональной деятельности, занятие которой предполагает наличие определенных ограничений его прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы.
Недопущение совмещения отцами - сотрудниками органов внутренних дел исполнения их служебных обязанностей с воспитанием малолетних детей при наличии материнского попечения посредством отпуска по уходу за ребенком, с одной стороны, обусловлено спецификой правового статуса сотрудников органов внутренних дел, а с другой - согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина, оправдано необходимостью создания условий для эффективной профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность, и потому не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав и свобод. Предоставляя возможность сотруднику внутренних дел - отцу малолетних детей осуществлять уход только при невозможности осуществления этих функций матерью, законодатель исходит из того, что для осуществление ухода за детьми у испрашивающего отпуск по уходу за ребенком имеется возможность осуществления такого ухода. ( Определения Конституционного суда РФ от 01.12.1999 №219-О, от 07.12.2001 №256-О, от 20.10.2005 №378-О, от 05.03.2009 №465-О-О и №466-О-О).
По мнению суда, приведенные нормы подлежат применению по аналогии закона к отцам – сотрудникам УИС, поскольку органы внутренних дел и уголовно-исполнительная система входят в единую систему служб, выполняющих правоохранительные функции.
Таким образом, проанализировав приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что на отцов- сотрудников уголовно-исполнительной системы не распространяется статья 256 Трудового кодекса РФ, поскольку вопрос о предоставлении отпуска по уходу за ребенком разрешен иначе специальным законом. Таким сотрудникам отпуск по уходу за ребенком предоставляется только при отсутствии материнского попечения, в том числе связанного с физической невозможностью осуществления матерью ухода за ребенком.
Однако истец Сахаров А.В. и его представитель не ссылались на обстоятельства, которые делают невозможным осуществление ухода за ребенком матерью, и доказательства этому суду не представили.
Кроме того, суд полагает, что истцом неверно избран способ зашиты нарушенного права. Понудить руководителя учреждения к принятию решения о предоставлении отпуска сотруднику суд не может. Правом предоставления отпуска, а значит и принятия решения о его предоставлении наделен начальник ФКУ СИЗО-1 с учетом конкретных обстоятельств, специфики службы и выполняемых сотрудником должностных обязанностей, необходимостью в случае предоставления отпуска возложение обязанностей на другого сотрудника. При несогласии с принятым руководителем решением сотрудник вправе его оспорить или заявить требование - в рассматриваемом случае о признании права на отпуск по уходу за ребенком.
С учетом изложенного, суд полагает Сахарову А.В. в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске Сахарову А. В. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области» об обязании предоставить отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет,- ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд города Владимира в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья .... Н.В. Ильина
....
....
....
....