Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-53/2020 (2-2349/2019;) ~ М-2423/2019 от 06.11.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2020 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Зевайкиной Н.А.,

при секретаре судебного заседания Павленко Д.А.,

с участием: прокурора Краузе О.В.,

представителя ответчика Администрации ГГО и третьего лица МУП «Пригородная теплоснабжающая компания» Яговкина А.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-53/2020 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране природы и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Горноуральского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране природы и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в котором просит возложить на ответчика обязанность провести работы по приведению очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод поселка Новоасбест в соответствие с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В обосновании заявленных требований указано, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению Цаплиной О.В. по факту пользования МУП «Пригородная компания выработки тепловой энергии» водным объектом - рекой Вилюй. В ходе проверки установлено следующее: Сброс канализационных стоков в реку Вилюй осуществляется с очистных сооружений <адрес> городского округа Деятельность по эксплуатации очистных сооружений <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет Муниципальное унитарное предприятие «Пригородная компания выработки тепловой энергии» (далее - МУП «ПКВТЭ», предприятие). Пользование очистными сооружениями в <адрес> (год постройки 1986), канализационными насосными станциями (далее - КНС) <адрес> (год постройки 1965) и с колодцами и выгребами <адрес> (год постройки 1987), осуществляется на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между МУП «Пригородный водоканал» и МУП «ПКВТЭ». По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ последнему предприятию переданы очистные сооружения, КНС , КНС с колодцами и выгребами . В соответствии с п. 2 акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ имущество передается без сопроводительной, технической документации. ДД.ММ.ГГГГ очистные сооружения работали, из приемного коллектора поступали сточные воды с характерным запахом хозяйственно-бытовых сточных вод. Для предварительной очистки поступающих на очистные сооружения сточных вод МУП «ПКВТЭ» производится задержание крупных загрязнений органического и минерального происхождения на трёх решётках здания очистных сооружений. Отбросы с решеток (мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный (код ФККО 7 22 101 01 71 4) работниками МУП «ПКВТЭ» сбрасываются непосредственно на почву возле здания очистных сооружений, для сброса отходов оборудован лоток. На момент проверки сброшено отходов на почву на площади 2,4 кв.м., общим объемом не менее 0,8 м3 (географические координаты места сброса отходов на почву: N 57°44.989&apos;, Е 60° 17.044&apos;). При осмотре ДД.ММ.ГГГГ отсутствовала циркуляция в системе аэротенка-отстойника, полностью прекратился сброс избыточного ила, иловые поля пересохли, компрессорная станция и фильтры очистных сооружений не работали, биологическая и химическая очистка сточных вод не производилась. Для сброса сточных вод предприятием используется водный объект река Вилюй. Выпуск сформирован хозяйственно-бытовыми сточными водами от <адрес>. По данным государственного водного реестра по системе гидрографического и водохозяйственного районирования России река Вилюй относится к Иртышскому бассейновому округу. <адрес>: 14. Наименование и код речного подбассейна: Тобол (российская часть бассейна), ДД.ММ.ГГГГ. Наименование и код водохозяйственного участка: Реж (без <адрес> от истока до Аятского г/у) и Нейва (от Невьянского г/у) до их слияния,    ДД.ММ.ГГГГ.018. Код водного объекта-реки Вилюй 14010. Местоположение: 195 км по л в. берегу <адрес>, впадает в реку Нейва в 195 км от устья. Длина водотока - 28 км, площадь водосбора - 191 км. В ходе проверки установлено, что вопросы водопотребления и водоотведения органами местного самоуправления должным образом не решены. Система водоотведения, эксплуатируемая МУП «ПКВТЭ», изношена, не соответствует предъявляемым требованиям. В результате чего очистка сточных хозяйственно-фекальных вод практически не осуществляется. С момента ввода в эксплуатацию комплекса очистных сооружений в капитальные ремонты заданий, оборудования и сетей не проводились, состояние очистных сооружений несет санитарно-эпидемиологическую угрозу населению <адрес>. Существующие очистные сооружения восстановлению не подлежат, требуется строительство новых очистных сооружений. За длительный период времени каких-либо реальных мер по приведению системы водоотведения в состояние, гарантирующее нормативную очистку хозяйственно-бытовых сточных вод, органами местного самоуправления не принято. Администрация Горноуральского городского округа, как собственник очистных сооружений, используемых для водоотведения, и отвечающая за вопросы водоотведения на территории Горноуральского городского округа, не принимает мер по приведению муниципального имущества в соответствие с требованиями санитарных норм и правил. В результате бездействия администрации по решению вопросов водопотребления и водоотведения, в части модернизации системы водоотведения, в том числе, очистных сооружений канализационно-насосных станций и канализационных сетей, длительное время нарушаются требования санитарного законодательства, водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды. В нарушение указанных требований закона сточные воды с очистных сооружений <адрес>, эксплуатируемых МУП «Пригородная компания выработки тепловой энергии», данное юридическое лицо сбрасывает в <адрес> с превышением установленных нормативов качества. Осуществляемый в настоящее время с очистных сооружений <адрес> сброс недостаточно-очищенных сточных вод нарушает экологические права неопределенного круга лиц, поскольку эта деятельность производится без решения компетентного государственного органа, определяющего в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и предупреждения негативного влияния хозяйственной деятельности на ее компоненты допустимую антропогенную нагрузку (объем и качество сбрасываемых сточных вод) на один из объектов охраны - поверхностные воды. МУП «Пригородная компания выработки тепловой энергии» не соблюдает требования федерального законодательства, в части обеспечения охраны водных объектов, и загрязняет поверхностные воды реки Вилюй. При таких обстоятельствах сброс недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты представляет угрозу для качества поверхностных вод, безопасности окружающей среды и здоровья населения. С учетом изложенного, вышеуказанная деятельность противоречит требованиям природоохранного, водного и санитарно-эпидемиологического законодательства и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП «Пригородный водоканал» и МУП «Пригородная теплоснабжающая компания».

В судебном заседании помощник прокурора Краузе О.В. поддержала основание и предмет исковых требований по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации ГГО и третьего лица МУП «Пригородная теплоснабжающая компания» Яговкина А.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования не признал. Указал, что очистные сооружения переданы в хозяйственное ведение МУП «Пригородная теплоснабжающая компания» на основании постановление от ДД.ММ.ГГГГ, находятся в собственности Горноуральского городского округа.

Представители третьих лиц МУП «Пригородная компания выработки тепловой энергии», МУП «Пригородный водоканал», Управления Роспотребнадзора по <адрес>, Пригородному, <адрес>м, г.Н.Салда, <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено при установленной явке.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица МУП «Пригородная теплоснабжающая компания», исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В силу п. 11 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Применительно к положениям п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В силу ч. 1 ст. 23 Федеральною закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия, на окружающую среду исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды.

Поскольку одним из основных принципов водного законодательства Российской Федерации является приоритет охраны водных объектов перед их использованием, которое не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации и законодательством в области охраны окружающей среды (п. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 07.2007 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Федеральным агентством по рыболовству и сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».

На основании ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ , указанный орган осуществляет полномочия по выдаче решений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Проведенной Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что вопреки вышеизложенным требованиям экологического законодательства сброс канализационных стоков в реку Вилюй осуществляется с очистных сооружений <адрес> городского округа.

Деятельность по эксплуатации очистных сооружений <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет Муниципальное унитарное предприятие «Пригородная компания выработки тепловой энергии» (далее - МУП «ПКВТЭ», предприятие). Пользование очистными сооружениями в <адрес> (год постройки 1986), канализационными насосными станциями (далее - КНС) <адрес> (год постройки 1965) и с колодцами и выгребами <адрес> (год постройки 1987), осуществляется на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между МУП «Пригородный водоканал» и МУП «ПКВТЭ». По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ последнему предприятию переданы очистные сооружения, КНС , КНС с колодцами и выгребами .

В соответствии с п. 2 акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ имущество передается без сопроводительной, технической документации.

ДД.ММ.ГГГГ очистные сооружения работали, из приемного коллектора поступали сточные воды с характерным запахом хозяйственно-бытовых сточных вод.

Для предварительной очистки поступающих на очистные сооружения сточных вод МУП «ПКВТЭ» производится задержание крупных загрязнений органического и минерального происхождения на трех решетках здания очистных сооружений. Отбросы с решеток (мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный (код ФККО 7 22 101 01 71 4) работниками МУП «ПКВТЭ» сбрасываются непосредственно на почву возле здания очистных сооружений, для сброса отходов оборудован лоток. На момент проверки сброшено отходов на почву на площади 2,4 м2, общим объемом не менее 0,8 м3 (географические координаты места сброса отходов на почву: N 57°44.989&apos;, Е 60° 17.044&apos;).

При осмотре ДД.ММ.ГГГГ отсутствовала циркуляция в системе аэротенка-отстойника, полностью прекратился сброс избыточного ила, иловые поля пересохли, компрессорная станция и фильтры очистных сооружений не работали, биологическая и химическая очистка сточных вод не производилась.

Для сброса сточных вод предприятием используется водный объект река Вилюй. Выпуск сформирован хозяйственно-бытовыми сточными водами от <адрес>.

По данным государственного водного реестра по системе
гидрографического и водохозяйственного районирования России река Вилюй
относится к Иртышскому бассейновому округу. <адрес>: 14.
Наименование и код речного подбассейна: Тобол (российская часть
бассейна), ДД.ММ.ГГГГ. Наименование и код водохозяйственного участка: Реж
(без <адрес> от истока до Аятского г/у) и Нейва (от Невьянского г/у) до их
слияния,    ДД.ММ.ГГГГ.018. Код водного объекта-реки Вилюй

14010. Местоположение: 195 км по л в. берегу <адрес>, впадает в реку Нейва в 195 км от устья. Длина водотока - 28 км, площадь водосбора - 191 км2.

С учетом изложенного, деятельность предприятия противоречит требованиям природоохранного законодательства и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. II Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 4, 44, 60 Водного кодекса Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду, важным компонентом которой являются поверхностные водные объекты, тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктами 3 и 4 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с ч.1, 2 ст. 10 вышеуказанного закона собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Входящие в состав централизованных систем водоотведения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно ч.1, 2 ст. 36 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. «б» п.3.1.1. МДК 3-02.2001 «Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденных приказом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ , основными задачами служб эксплуатации систем водоотведения является обеспечение проектных параметров очистки сточных вод.

Согласно п.3.3.1. МДК 3-02.2001 «Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденных приказом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ , основными задачами эксплуатации очистных сооружений и установок являются:

а)    обеспечение проектных параметров очистки сточных вод и обработки
осадков с отведением очищенных сточных вод в поверхностные водные
объекты, а обезвреженных осадков - в места складирования и утилизации с
соблюдением требований, территориальных органов управления
использованием и охраной водного фонда, органов Министерства природных
ресурсов и Госсанэпиднадзора;

б)    организация надежной, экологически безопасной и экономичной
работы очистных сооружений;

в)    систематический лабораторно-производственный и технологический
контроль работы очистных сооружений;

г)    контроль за санитарным состоянием сооружений, зданий, их
территорий и санитарно-защитных зон;

д)    выполнение мероприятий по сокращению сброса сточных вод и
загрязняющих веществ и соблюдение норм предельно допустимых сбросов
сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных
природоохранными органами.

Согласно ч.2 ст.37 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» техническое обследование централизованных систем водоотведения проводится в целях определения:    технических возможностей очистных сооружений по соблюдению
проектных параметров очистки сточных вод; технических характеристик канализационных сетей, канализационных насосных станций, в том числе их энергетической эффективности и степени резервирования мощности; экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения наилучших существующих (доступных) технологий; сопоставления целевых показателей деятельности организации, осуществляющей водоотведение, с целевыми показателями деятельности организаций, осуществляющих водоотведение, использующих наилучшие существующие (доступные) технологии.

Согласно ст.43.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

Частью 1 статьи 44 Водного кодекса РФ предусмотрено использование водных объектов с целью сброса сточных вод с соблюдением требований водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды.

В соответствии с ч. 4 ст.35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы воздействия на водные объекты.

Пунктом 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации закреплен запрет на сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

В соответствии с ч. 6 ст.56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водный объект, запрещается.

В ходе проверки установлено, что вопросы водопотребления и водоотведения органами местного самоуправления должным образом не решены.

Система водоотведения, эксплуатируемая МУП «ПКВТЭ», изношена, не соответствует предъявляемым требованиям. В результате чего очистка сточных хозяйственно-фекальных вод практически не осуществляется.

С момента ввода в эксплуатацию комплекса очистных сооружений в капитальные ремонты заданий, оборудования и сетей не проводились, состояние очистных сооружений несет санитарно-эпидемиологическую угрозу населению пос. Новоасбест. Существующие очистные сооружения восстановлению не подлежат, требуется строительство новых очистных сооружений.

За длительный период времени каких-либо реальных мер по приведению системы водоотведения в состояние, гарантирующее нормативную очистку хозяйственно-бытовых сточных вод, органами местного самоуправления не принято.

В нарушение указанных требований закона сточные воды с очистных сооружений пос. Новоасбест, эксплуатируемых МУП «Пригородная компания выработки тепловой энергии», данное юридическое лицо сбрасывает в р. Вилюй с превышением установленных нормативов качества.

Осуществляемый в настоящее время с очистных сооружений пос. Новоасбест сброс недостаточно-очищенных сточных вод нарушает экологические права неопределенного круга лиц, поскольку эта деятельность производится без решения компетентного государственного органа, определяющего в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и предупреждения негативного влияния хозяйственной деятельности на ее компоненты допустимую антропогенную нагрузку (объем и качество сбрасываемых сточных вод) на один из объектов охраны - поверхностные воды.

Бездействие МУП «Пригородная компания выработки тепловой энергии» выражается в том, что предприятие, как эксплуатирующая организация, не принимает меры по обеспечению бесперебойного и качественного водоотведения; снижению негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод.

Так же судом установлено, что на основании постановления Администрации ГГО от ДД.ММ.ГГГГ спорные очистные сооружения переданы в хозяйственное ведение МУП «Пригородная теплоснабжающая компания».

При таких обстоятельствах сброс недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты представляет угрозу для качества поверхностных вод, безопасности окружающей среды и здоровья населения.

В качестве одного из основных принципов водного законодательства ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации определено, что регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемым человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной или иной деятельности, и одновременно как объекте права собственности и иных прав. Использование водных объектов не должно оказывать негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция    экологической    опасности    планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным, негативным, изменениям окружающей среды.

С учетом изложенного, вышеуказанная деятельность противоречит требованиям природоохранного, водного и санитарно-эпидемиологического законодательства и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Собственником объектов очистных сооружений (комплекс зданий) <адрес> городской округ, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества Горноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ .

Бездействие Администрации Горноуральского городского округа выражается в том, что являясь собственником городской системы водоотведения, в том числе очистных сооружений, канализационных сетей, ответчик не принимает меры по обеспечению безопасности системы водоотведения и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций.

В результате бездействия Администрации по решению вопросов водопотребления и водоотведения, в части модернизации системы водоотведения, в том числе, очистных сооружений канализационно-насосных станций и канализационных сетей, длительное время нарушаются требования санитарного законодательства, водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что на Администрацию Горноуральского городского округа в соответствии со Федеральною закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложена обязанность организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Таким образом, требования прокурора о возложении на Администрацию Горноуральского городского округа провести работы по приведению очистных сооружений хозяйственно-бытовых точных вод поселка Новоасбест, в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения обоснованы и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которою решение суда должно быть исполнено Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Учитывая мнение сторон, обстоятельства дела, высокий уровень социальной значимости выполнения указанных действий, заявленные прокурором требования о возложении обязанности по строительству очистных сооружений, которые требуют определенных временных затрат, суд полагает необходимым согласиться с прокурором и определить срок для исполнения решения суда в течение четырех лет с даты вступления решения в законную силу. Данный срок является достаточным, в том числе с учетом соблюдения установленной Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» процедуры.

Кроме того, ответчик не лишен возможности, в случае отсутствия реальной возможности исполнить вышеуказанные на него решением суда обязанности, обратиться в суд с заявлением о предоставлении ему отсрочки исполнения решения суда.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа о возложении обязанностей устранить нарушения законодательства об охране природы и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд        

РЕШИЛ:

    Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа удовлетворить.

Обязать Администрацию Горноуральского городского округа в течение четырех лет с момента вступления в силу решения суда провести работы по приведению очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод поселка Новоасбест, в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 05.02.2020.

Председательствующий/

                        Н.А.Зевайкина

2-53/2020 (2-2349/2019;) ~ М-2423/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Горноуральского городского округа
Другие
МУП "Пригородный водоканал"
МУП "Пригородная теплоснабжающая компания"
МУП Пригородная компания выработки тепловой энергии
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области г Н.Тагил
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Зевайкина Н.А.
Дело на странице суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
06.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.11.2019Передача материалов судье
07.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.12.2019Судебное заседание
10.01.2020Судебное заседание
31.01.2020Судебное заседание
05.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее