Дело № 2-615/16
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Октябрьский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего Науменко В.М.
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес> 30 ноября 2016 года дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград» к ФИО1 о взыскании задолженности по обучению,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Газпром газораспределение Волгоград» обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании затрат работодателя, связанных с обучением работника указывая, что с ФИО1 был заключён трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, ответчик был принят на работу на должность слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования. Для осуществления трудовых функций ФИО1 прошел обучение в учебно-методическом центре АО «Газпром газораспределение Волгоград» за счет средств организации, по итогам которого ему присвоен 3 разряд по специальности слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования. ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с ФИО1, на основании его личного заявления, был расторгнут. Согласно условий трудового договора работодатель имеет право при прекращении трудового договора по инициативе работника, до истечения одного года с момента окончания обучения в учебно-методическом центре АО «Газпром газораспределение Волгоград» и присвоения разряда согласно штатному расписанию (либо в стороннем учебном заведении по направлению работодателя), удержать с работника денежные средства, затраченные на его профессиональное обучение в сумме 28641 рубль 67 копеек, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. В соответствии с заключенным ДД.ММ.ГГГГ между АО «Газпром газораспределение Волгоград» и ФИО1 соглашением о возмещении работником стоимости обучения, стороны подтверждают, что сумма подлежащая возмещению, равна стоимости обучения и составляет 25816 рублей 74 копейки рассчитанная пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени и подлежит оплате работником в полном объёме. Ответчик задолженность не погасил, в связи с чем общество обратилось в суд с иском о взыскании задолженности по оплате за обучение ФИО1 и просят взыскать с ответчика денежные средства, затраченные на его профессиональное обучение в размере 25816 рублей 74 копейки, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 974 рубля 50 копеек.
Представитель истца ООО «Газпром газораспределение Волгоград» о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором исковые требования поддерживает в полном объеме, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, судебная повестка о явке в суд возвращена с отметкой «истёк срок хранения».
По имеющейся в материалах дела информации Миграционного пункта ОМВД России по <адрес>, ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>, р.<адрес> (л.д. 41).
Согласно ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылается по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
При возращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», признается, что в силу положений ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, ответчик извещался судом по адресу места регистрации, однако корреспонденция возвращена неполученной в связи с истечением срока хранения (л.д. 44).
О перемене места жительства ответчик истца не уведомлял.
Таким образом, суд приходит к выводу о надлежащем извещении ФИО1 о дате и времени рассмотрения дела в порядке ст. 167 ГПК РФ всеми доступными суду способами, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 ст. 37 Конституции РФ установлено, что труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Согласно ст.ст. 2, 9 ТК РФ в сфере трудовых отношений свобода труда проявляется в договорном характере - как в определении существенных условий трудовых правоотношений, так и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
В соответствии со ст.196 ТК РФ (абзац 1, 2) необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В силу ст. 198 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
Согласно ст. 207 ТК РФ в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Статья 238 ТК РФ устанавливает обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.
В силу ст. 249 ТК РФ в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
В судебном заседании достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «Газпром газораспределение Волгоград» и ФИО1 был заключен трудовой договор №, в котором помимо прочего, имеются условия о профессиональном обучении ФИО1, затраты на которое составляет 28641,67 рублей, то есть в данном договоре имеются признаки как трудового так и ученического договора.
ДД.ММ.ГГГГ Акционерное общество «Газпром газораспределение Волгоград» прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме преобразования, в связи с чем, полное наименование юридического лица стало ООО «Газпром газораспределение Волгоград».
Согласно условий указанного выше трудового договора работодатель АО «Газпром газораспределение Волгоград» в лице исполняющего обязанности начальника МГП «Котельниковское» ФИО4 предоставляет работнику ФИО1 работу в качестве слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования 3 разряда в Службу ВДГО п.г.т.Октябрьский МГП «Котельниковское». Для получения профессиональных навыков и присвоения квалификационного разряда по специальности, ФИО1 прошел обучение в учебно-методическом центре АО «Газпром газораспределение Волгоград», что подтверждается исследованным в судебном заседании протоколом заседания квалификационной комиссии по проверке знаний от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 24-27), распоряжением руководителя от 23.11.20015 года № «О направлении ФИО1 на стажировку» (л.д. 28), распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № «О допуске ФИО1 к самостоятельному выполнению работ» (л.д. 30).
В соответствии с приказом руководителя АО «Газпром газораспределение Волгоград» от ДД.ММ.ГГГГ №Кк, трудовой договор с ФИО1 расторгнут по инициативе работника, на основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ, с просьбой уволить с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно абзаца 2 п. 3.1 трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, при прекращении трудового договора по инициативе работника, до истечения одного года с момента окончания обучения в учебно-методическом центре АО «Газпром газораспределение Волгоград» и присвоения разряда согласно штатному расписанию (либо в стороннем учебном заведении по направлению работодателя), работодатель удерживает с работника денежные средства, затраченные на его профессиональное обучение в сумме 28641,67 рублей, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Во исполнение указанных условий трудового договора, ДД.ММ.ГГГГ между работодателем – АО «Газпром газораспределение Волгоград» и работником – ФИО1, заключено соглашение о возмещении работником стоимости обучения, что подтверждается исследованным в судебном заседании соглашением (л.д. 22).
Пунктом 3 указанного соглашения, стороны подтверждают, что сумма, подлежащая возмещению равна стоимости профессионального обучения, исчисленной пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени и составляет 25816,74 рублей, подлежащая оплате Работником в полном объеме.
Указанная в п. 3 соглашения сумма, на основании заявления ФИО1 о возмещении стоимости профессионального обучения слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования 3 разряда, возмещается ФИО1 путем внесения в кассу работодателя денежных средств в срок с января по мая 2016 года, согласно графика платежей, предложенного самим работником, по 6454 рубля 19 копеек ежемесячно.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Из материалов дела следует, что ответчиком в нарушение условий трудового договора и заключенного им с работодателем соглашения о возмещении работником стоимости обучения, возникшие обязательства в установленные сроки не исполнены, что подтверждается копией претензии работодателя от ДД.ММ.ГГГГ №, которая ФИО1 оставлена без удовлетворения.
Анализируя представленные доказательства и требования закона, суд приходит к выводу, что истцом ООО «Газпром газораспределение Волгоград» на обучение ответчика ФИО1 затрачена сумма, исчисленная пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, в размере 25816 рублей 74 копейки, должны быть возмещены ответчиком.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 не исполнил условия трудового договора и заключенного с работодателем соглашения о возмещении работником стоимости обучения.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность в счёт возмещения причиненных убытков, понесенных работодателем за обучение, в размере 25816 рублей 74 копейки.
В соответствие со статьей 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 974 рубля 50 копеек, что подтверждается платёжным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, ст. 37 Конституции РФ, ст.ст. 196, 198, 207, 238, 249 ТК РФ, ст.ст. 309, 310 ГК РФ, ст. 98 ГПК РФ, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 25816 (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░░░░░ 74 ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 974 (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ 50 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 26791 (░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░ 24 ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░