Судья Орлов Д.В. Дело № 7-172/2020
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Захарчук О. В., рассмотрев в судебном заседании 17 июня 2020 года жалобу Открытого акционерного общества «Люкшудьинский леспромхоз» на решение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 11 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.25, ч.3 ст.8.32, ч.1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Открытого акционерного общества «Люкшудьинский леспромхоз»,
установил:
постановлением о назначении административного наказания заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики № от 10 сентября 2019 года Открытое акционерное общество «Люкшудьинский леспромхоз» (далее – Общество) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 8.25, ч.3 ст.8.32, ч.1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание с учетом требований ч.2 ст.4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 310 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Обществом подана на него жалоба вышестоящему должностному лицу.
Решением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики № от 24 сентября 2019 года постановление № от 10.09.2019 оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
Не согласившись с указанными постановлением и решением, Обществом подана на них жалоба в Завьяловский районный суд УР.
Решением судьи Завьяловского районного суда УР от 11 марта 2020 года постановление № от 10.09.2019 и решение № от 24.09.2019 оставлены без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, Общество обратилось с жалобой в Верховный Суд Удмуртской Республики, в которой ставит вопрос о его отмене. Жалобу мотивирует тем, что в августе 2017 года лесные участки сняты с кадастрового учета, в связи с чем возникли основания полагать, что тогда же были прекращены арендные отношения по данному лесному участку между Обществом и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики. Кроме того, выделы 53, 54 квартала 125 и выдел 50 квартала 153 Люкшудьинского участкового лесничества являются местом преступления на котором производилась незаконная рубка и хищение древесины. Помимо этого, противопожарный период был введен необоснованно, только с одной целью – преднамеренное ухудшение лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности.
В судебном заседании должностное лицо вынесшее постановление -Дегтярева С.Г. с доводами жалобы не согласилась.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, а дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. В силу ч. 3 ст. 16 данного Кодекса порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п. 1 Правил).
Пунктами 16 и 17 Правил установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Лица, виновные в нарушении требований Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 16.04.2019 № 383 «О начале пожароопасного сезона в лесах» объявлено о начале пожароопасного сезона на территории Удмуртской Республики с 27.04.2019.
Постановлением правительства УР от 31.05.2019 № 218 «О дополнительных мерах пожарной безопасности в лесах на территории УР» особый противопожарный режим в лесах установлен с 02.06.2019 по 01.09.2019.
В нарушение указанных требований Обществом при проведении рубок лесных насаждений в квартале 125 выделе 54, в квартале 156 выделе 50 Люкшудьинского участкового лесничества Завьяловского лесничества не обеспечило проведение очистки мест рубок от порубочных остатков. Порубочные остатки размещены на лесном участке в течение особого противопожарного режима в лесах 2019 года.
Частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарной безопасности в лесах.
Согласно п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 20.03.2017 № 607 (далее - Правила санитарной безопасности в лесах), при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
В нарушение указанного требования Общество допустило невыполнение в квартале 125 выделе 54, в квартале 156 выделе 50 Люкшудьинского участкового лесничества Завьяловского лесничества работ по очистке лесосеки, работы по приведению лесных участков в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, Обществом не проведены.
Частью 1 ст. 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
Согласно подпункту «к» пункта 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России № 474 от 13.09.2016 (далее - Правила заготовки древесины), не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
В нарушении указанных требований Общество допустило невыполнение работ по очистке лесосек в квартале 125 выделе 54, в квартале 156 выделе 50 Люкшудьинского участкового лесничества Завьяловского лесничества, предоставленных по договору аренды лесного участка от 25.01.2008 №.
Как установлено материалами дела, Обществу на основании договора аренды лесного участка 25.01.2008 № и договора переуступки права от 07.12.2009 был передан лесной участок площадью <данные изъяты> га, предоставленный для использования лесов с целью заготовки древесины с учетной записью в государственном лесном реестре № в Люкшудьинском участковом лесничестве, Завьяловского лесничества, Завьяловского района Удмуртской Республики.
В результате проверки договорных обязательств выявлено нарушение лесного законодательства в квартале 125 выделе 54, в квартале 156 выделе 50 Люкшудьинского участкового лесничества Завьяловского лесничества Завьяловского района, выразившееся в отсутствии уборки от порубочных остатков на площади 0,5 га. Порубочные остатки в виде вершинных частей деревьев, обрезков сучьев разбросаны в месте заготовки.
Факт нарушения Обществом Правил пожарной безопасности в лесах, Правил санитарной безопасности в лесах, Правил заготовки древесины, подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколами об административном правонарушении 15.08.2019 №, 20.08.2019 №, копией отчета об использовании лесов, копией акта от 02.08.2019, фотоматериалами, схематическим чертежом, иными материалами дела.
Довод жалобы о том, что возникли основания полагать, что были прекращены арендные отношения по данным лесном участком между Обществом и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики подлежит отклонению, так как материалами дела не подтверждается факт прекращения арендных отношений. Доказательств этому Обществом не представлено.
Подлежит отклонению довод жалобы о том, что противопожарный период был введен необоснованно, так как нормативные правовые акты - Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 16.04.2019 № 383 «О начале пожароопасного сезона в лесах» и Постановление правительства УР от 31.05.2019 № 218 «О дополнительных мерах пожарной безопасности в лесах на территории УР» в предусмотренном порядке не отменены, являлись действующими на момент выявления административных правонарушений.
Довод жалобы о том, что выдел 54 квартала 125 и выдел 50 квартала 153 Люкшудьинского участкового лесничества являются местом преступления на котором производилась незаконная рубка и хищение древесины также подлежит отклонению так как соответствующих доказательств данному факту не представлено.
При этом заслуживает внимание довод жалобы о том, что выдел 53 квартала 125 Люкшудьинского участкового лесничества является местом преступления на котором производилась незаконная рубка и хищение древесины в силу следующего.
Так, в соответствии с постановлением о производстве обыска от 20.03.2020 года, 13 января 2020 года возбуждено уголовное дело № по факту тайного хищения древесины с территории выдела 53 квартала 125 Люкшудьинского участкового лесничества в период времени с сентября 2018 года по октябрь 2018 года.
Согласно ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, прихожу к выводу, что имеются неустранимые сомнения в виновности Общества в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 8.25, ч.3 ст.8.32, ч.1 ст. 8.31 КоАП РФ в части выдела 53 квартала 125 Люкшудьинского участкового лесничества.
Исходя из изложенного, постановление должностного лица и решение судьи районного суда в указанной части подлежат изменению с исключением выводов о виновности Общества в указанной части.
Вместе с тем, исключение части нарушений из объема вмененных нарушений не влияет на квалификацию действий Общества по ч.1 ст. 8.25, ч.3 ст.8.32, ч.1 ст. 8.31, поскольку в его действиях установлено наличие других нарушений, образующих составы указанных административных правонарушения.
Квалификация действий Общества по ч.1 ст. 8.25, ч.3 ст.8.32, ч.1 ст. 8.31 КоАП РФ и его виновность в совершении указанных административных правонарушения не вызывает сомнений.
Административное наказание назначено Обществу в соответствии с положениями ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание (ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ).
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену состоявшихся по делу постановления и решения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики № от 10 сентября 2019 года и решение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 11 марта 2020 года изменить, исключив из указанных актов выводы о совершении ОАО «Люкшудьинский леспромхоз» административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 8.25, ч.3 ст.8.32, ч.1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части выдела 53 квартала 125 Люкшудьинского участкового лесничества.
В остальной части постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики № от 10 сентября 2019 года и решение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 11 марта 2020 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики О. В. Захарчук