<данные изъяты>
Дело № 2- 65/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2019г. г.Саров
Саровский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего, судьи Максименко Т.В.,
при секретаре Арбузовой Ю.В.,
с участием истца Чепуровой Е.В., представителя истца-Губенка И.В., представителя ответчика Румыниной А.В., представитель третьего лица Департамента образования г.Саров Кидяйкиной М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чепуровой Е. В. к Администрации г.Саров Нижегородской области, Министерству социальной политики по Нижегородской области о включении в список лиц оставшихся без попечения родителей, и предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди
УСТАНОВИЛ:
Истец Чепурова Е.В. обратилась в суд с иском к ответчику Администрации г.Саров Нижегородской области о предоставлении жилого помещения вне очереди, как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
Заявленные требования обоснованы тем, что в ****. мать истца П была лишена родительских прав на основании решения Саровского городского суда от ****. Опекуном истца была назначена ее бабушка Ч В **** г. бабушка умерла, поле чего попечителем истца была назначена тетя К Истец полагает, что она, как ребенок оставшийся без попечения родителей, имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма после прекращения опеки. С ****. истец состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Истец просила суд обязать Администрацию г.Саров Нижегородской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью, не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Нижегородской области.
В судебном заседании истец Чепурова Е.В. дополнила исковые требования и просила суд обязать ответчиков Администрацию г.Саров Нижегородской области и Министерство социальной политики по Нижегородской области в течение одного месяца после вступления в законную силу решения суда включить Чепурову Е.В. в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещениям и обязать ответчиков предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью, не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Нижегородской области ( л.д.36).
Представитель истца Губенок И.В. поддержал исковые требования, полагает, что Чепурова Е.В. имеет право на включение в списки лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями во внеочередном порядке и обеспечению жилым помещением по договору социального найма, так как истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, состоит в очереди нуждающихся в УЖУ с **** года, в собственности жилья не имеет.
Представитель ответчика –Администрации г.Сарова Румынина А.В. иск не признала, пояснив, что Чепурова Е.В. не состоит в списках детей-сирот и лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время отсутствуют основания для включения истицы в указанный Список, так как она не относится к категории лиц, которые на основании ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" подлежат обеспечению жилыми помещениями. На момент установления опеки над Чепуровой Е.В. она не подлежала включению в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, так как с ****. Чепурова Е.В. была вселена в жилое помещение по адресу: ... качестве члена семьи к бабушке, Ч С ****. истец состоит в Администрации г. Сарова в общих списках в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Представитель ответчика Министерство социальной политике по Нижегородской области в суд не явился, направил письменный отзыв на иск, в котором указал, что Чепурова Е.В. не состоит в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области, в связи с чем отсутствуют правовые основания для предоставления жилого помещения. Просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Департамента образования г.Саров Нижегородской области Кидяйкина М.И. пояснила, что в ****. Чепурова Е.В. обратилась в ДО Администрации г.Саров с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Сарова. Истцу было отказано в связи с тем, что включение в указанный список возможно до достижения ребенком-сиротой и ребенком, оставшимся без попечения родителей, лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 23-летнего возраста.
Выслушав стороны, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Нижегородской области регулируются законами Нижегородской области от 10.12.2004 г. N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области", от 07.09.2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", содержащими аналогичные вышеприведенным положения.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. N 315 утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, которое предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот за счет средств областного бюджета и федерального бюджета путем строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области, приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области либо предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от **** N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет, при этом, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер, то есть возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Судом установлено, что Чепурова Е. В., **** года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, так как ее мать П лишена родительских прав решением Саровского городского суда ... от ****. П являлась одинокой матерью.
Распоряжением Администрации г.Саров от ****. №-П несовершеннолетней Чепуровой Е.В. был назначен опекун – ее родная бабушка Ч
После смерти Ч, в **** г. попечителем Чепуровой Е.В. была назначена К на основании распоряжения Администрации г.Саров от ****. ( л.д.12-13).
Судом установлено, что Чепурова Е.В. в списках лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, не состоит.
До достижения возраста 23лет ни Чепурова Е.В., ни ее законные представители в Администрацию г.Саров с заявлением о включении Чепуровой Е.В. в списки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилого помещения не обращались.
В период рассмотрения дела, ****. Чепурова Е.В. обратилась в Департамент образования Администрации г.Саров обратилась с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Нижегородской области.
Комиссия Департамента образования Администрации г.Саров отказала Чепуровой Е.В. во включении в список, так как данное заявление подано в возрасте, превышающем 23 года, то есть с нарушением возрастных ограничений, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ.
Требование истца об обязании ответчиков включить ее в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещениям во внеочередном порядке за счет средств бюджета Нижегородской области, суд считает необоснованным.
По смыслу Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений до достижения возраста 23 лет. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Довод представителя истца о ненадлежащем исполнении органами опеки и попечительства администрации г.Саров своих обязанностей по защите жилищных прав несовершеннолетнего суд не принимает во внимание, так как истица недееспособной не признана, и имела возможность самостоятельного улучшения жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет.
Довод представителя ответчика о том, что на момент установления опеки Чепуровой Е.В. не подлежала включению в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, является обоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"( в редакции от 02.01.2010г.) обеспечению жилыми помещениями подлежали дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что с ****. Чепурова Е.В. была вселена в жилое помещение по адресу: ... зарегистрирована в качестве члена семьи своей бабушки Ч
С **** Ч вместе с внучкой Чепуровой Е.В. переехала в коммунальную квартиру по адресу .... По указанному адресу несовершеннолетняя Чепурова Е.В. была зарегистрирована, ей предоставлена льгота по оплате жилья и коммунальных услуг.
Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из протокола Администрации г.Саров № от ****., выписками из лицевых счетов, распоряжением Администрации г.Саров от **** №-П о предоставлении льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по адресу ....
Следовательно, на момент установления опеки и попечительства Чепурова Е.В. имела право пользование жилым помещением по адресу: ..., а затем по адресу ..., где она зарегистрирована до настоящего времени.
Согласно справки Администрации г.Саров от ****. Чепурова Е.В. состоит в общей очереди на учете нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма в Администрации г.Саров в составе 3 человек ( истец Чепурова Е.В., ее мать П, брат П) с ****.
Таким образом, установлено, что в предусмотренный законом срок - до достижения 23-х летнего возраста Чепурова Е.В. не принимала меры к реализации права на меры социальной поддержки, не представила в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении во внеочередном порядке.
Каких либо допустимых доказательств об уважительности причин, препятствующих своевременному обращению истца в органы местного самоуправления с заявлением, суду не представлено.
Учитывая фактические обстоятельства дела, длительность периода, истекшего со дня достижения совершеннолетия, а также исполнения 23 лет, до обращения с иском в суд, требование истицы о включении в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке, не подлежит удовлетворению.
Также не подлежит удовлетворению требование истца об обязании ответчиков предоставить жилое помещение во внеочередном порядке за счет средств бюджета Нижегородской области, поскольку предусмотренные законом основания для предоставления жилья во внеочередном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░