Дело № 2-1050/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Курганинск 21 августа 2018 года
Курганинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Коробкина С.А.,
при секретаре Васинской М.А.,
с участием представителя ответчика Ольховской О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея к администрации Петропавловского сельского поселения Курганинского района об обязании разработать проект рекультивации, проведении восстановительных работ на земельном участке,
установил:
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Мехтиева К.Р., действующая на основании доверенности от 28.05.2018 №, обратилась в суд с иском к администрации Петропавловского сельского поселения Курганинского района об обязании разработать проект рекультивации, проведении восстановительных работ на земельном участке по тем основаниям, что в период с 03.11.2016 по 18.11.2016 на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 31.10.2016 № 09-09/ВП2091 в отношении ответчика была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации органом местного самоуправления при использовании земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Краснодарский край, Курганинский район, в границах АПТ «Россия», бригада 2, с кадастровым номером №. В ходе проверки было установлено, что данный земельный участок не используется по назначению правообладателем для сельскохозяйственного производства. Согласно выписке ФСГРКиК от 10.10.2016 № данный земельный участок принадлежит администрации Петропавловского сельского поселения Курганинского района на праве постоянного (бессрочного) пользования. Кроме того, в ходе проверки был зафиксирован факт загрязнения указанного земельного участка вследствие захламления верхнего плодородного слоя почвы твердыми бытовыми отходами и строительными отходами площадью 1,1 га. 08.11.2016 были отобраны образцы почвы для исследования на соответствие требованиям ПДК химических веществ в почве ГН 2.1.7.2014-06. Согласно результатам исследований содержание подвижных и валовых форм свинца, нитратов в исследованных пробах превышает допустимые уровни, указанные в ГН 2.1.7.2014-06. Результаты исследований свидетельствуют о загрязнении земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. По факту выявленных нарушений глава Петропавловской сельской администрации был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. 18.09.2017 при проведении внеплановой выездной проверки с целью контроля ранее выданного предписания от 18.11.2016 № было установлено, что ответчиком данное предписание в срок до 30.08.2017 не выполнено: не проведен комплекс мероприятий по ликвидации свалки ТБО на указанном земельном участке. 26.03.2018 главе Петропавловского сельского поселения была направлена претензия с предложением в 30-дневный срок разработать проект рекультивации земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № за счет собственных средств, а также провести комплекс агротехнических мероприятий по приведению указанного земельного участка в состояние, пригодное для ведения сельскохозяйственного производства в соответствии с разработанным проектом рекультивации. 12.04.2018 поступил ответ на претензию, в котором было указано, что ответчиком принято решение о ликвидации несанкционированной свалки ТБО, принимаются и будут приниматься меры по расчистке и разбору свалки. Доказательства проведения агротехнических мероприятий, а также проект рекультивации представлены не были. Просит суд обязать администрацию Петропавловского сельского поселения Курганинского района разработать проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения площадью 1,1 га с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, Курганинский район, в границах АПТ «Россия», бригада 2, а также обязать ответчика провести мероприятия по восстановлению нарушенных земель сельскохозяйственного назначения площадью 1,1 га с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, Курганинский район, в границах АПТ «Россия», бригада 2, в соответствии с проектом рекультивации с момента разработки проекта рекультивации нарушенных земель.
Представитель истца в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие.
В силу ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Представитель ответчика Ольховская О.В. в судебном заседании исковые требования признала, пояснив суду, что несанкционированная свалка ТБО на указанном земельном участке сельскозяйственного назначения возникла еще в 50-е годы прошлого века. В настоящее время ведется активная работа по расчистке данного земельного участка силами ответчика, однако, ликвидировать свалку в кратчайшие сроки невозможно, восстановительные работы могут быть проведены только после полной ликвидации свалки. Проект рекультивации будет разработан, но не ранее 2019 года, поскольку его разработка будет проводиться за счет бюджетных средств, которые будут внесены в бюджет ответчика на 2019 год при его разработке в конце 2018 года.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. К такому выводу суд приходит в силу следующих положений.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
На основании ст. 78 указанного закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Согласно ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
Согласно ч. 3 ст. 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В силу ч. 2 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что в период с 03.11.2016 по 18.11.2016 на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 31.10.2016 № в отношении ответчика была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации органом местного самоуправления при использовании земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Краснодарский край, Курганинский район, в границах АПТ «Россия», бригада 2, с кадастровым номером № В ходе проверки было установлено, что данный земельный участок не используется по назначению правообладателем для сельскохозяйственного производства. Согласно выписке ФСГРКиК от 10.10.2016 № данный земельный участок принадлежит администрации Петропавловского сельского поселения Курганинского района на праве постоянного (бессрочного) пользования. Кроме того, в ходе проверки был зафиксирован факт загрязнения указанного земельного участка вследствие захламления верхнего плодородного слоя почвы твердыми бытовыми отходами и строительными отходами площадью 1,1 га. 08.11.2016 были отобраны образцы почвы для исследования на соответствие требованиям ПДК химических веществ в почве ГН 2.1.7.2014-06. Согласно результатам исследований содержание подвижных и валовых форм свинца, нитратов в исследованных пробах превышает допустимые уровни, указанные в ГН 2.1.7.2014-06. Результаты исследований свидетельствуют о загрязнении земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. По факту выявленных нарушений глава Петропавловского сельского поселения был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. 18.09.2017 при проведении внеплановой выездной проверки с целью контроля ранее выданного предписания от 18.11.2016 № было установлено, что ответчиком данное предписание в срок до 30.08.2017 не выполнено: не проведен комплекс мероприятий по ликвидации свалки ТБО на указанном земельном участке. 26.03.2018 главе Петропавловского сельского поселения была направлена претензия с предложением в 30-дневный срок разработать проект рекультивации земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №46 за счет собственных средств, а также провести комплекс агротехнических мероприятий по приведению указанного земельного участка в состояние, пригодное для ведения сельскохозяйственного производства в соответствии с разработанным проектом рекультивации. 12.04.2018 поступил ответ на претензию, в котором было указано, что ответчиком принято решение о ликвидации несанкционированной свалки ТБО, принимаются и будут приниматься меры по расчистке и разбору свалки. Доказательства проведения агротехнических мероприятий, а также проект рекультивации представлены не были.
При указанных обстоятельствах исковые требования Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 12-13, 42, 74, 76 ЗК РФ, 167, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея к администрации Петропавловского сельского поселения Курганинского района об обязании разработать проект рекультивации, проведении восстановительных работ на земельном участке - удовлетворить.
Обязать администрацию Петропавловского сельского поселения Курганинского района разработать проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения площадью 1,1 га с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, Курганинский район, в границах АПТ «Россия», бригада 2.
Обязать администрацию Петропавловского сельского поселения Курганинского района провести мероприятия по восстановлению нарушенных земель сельскохозяйственного назначения площадью 1,1 га с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, Курганинский район, в границах АПТ «Россия», бригада 2, в соответствии с проектом рекультивации с момента разработки проекта рекультивации нарушенных земель.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Курганинский районный суд в течение месяца.
Судья (подпись) С.А. Коробкин