<данные изъяты>
Дело № 2-2644/2017
Категория 2.200
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2017 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи – Кукурекина К.В.,
при секретаре – Корнеенко Г.А.,
с участием помощника Севастопольского природоохранного прокурора – Чикиной Т.А., представителей ответчика – Атаманюк А.В., Журавлевой Н.Н., Великой Т.В., представителя третьего лица Межрегионального управления Федеральной Службы по Надзору в Сфере Природопользования по Республике Крым и городу Севастополю – Сергиенко К.Н., представителя третьего лица Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя – Медведева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратуры к Государственному унитарному предприятию города Севастополя «Водоканал», третьи лица: Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя, Межрегиональное управление Федеральной Службы по Надзору в Сфере Природопользования по Республике Крым и городу Севастополю, о возложении обязанности совершения действий,
У С Т А Н О В И Л:
31.08.2017 Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит обязать Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Водоканал» (далее ГУПС «Водоканал») разработать проекты нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, а также оформить в установленном законом порядке разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты для КОС № 1 «Южные», Гагаринский район, г. Севастополь; КОС №2 «Северные», Нахимовский район, г. Севастополь; КОС №7 Ласпи, Балаклавский район, г. Севастополь; КОС № 9 с. Андреевка, Нахимовский район, г.Севастополь; КОС № 10 с. Фронтовое, Нахимовский район, г. Севастополь; КОС № 11с.Верхнесадовое, Нахимовский район, г. Севастополь; КОС № 3 п. Сахарная Головка, Балаклавский район, г. Севастополь; КОС № 5 с.Озерное, Балаклавский район, г. Севастополь, КОС №8 с. Тыловое, Балаклавский район, г. Севастополь, в течении шести месяце с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой в 2016 году проведена проверка ГУПС «Водоканал» на предмет соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации объектов водоотведения ГУПС «Водоканал». В ходе осуществления проверки установлено, что ГУПС «Водоканал» осуществляет сброс сточных вод в водные объекты города Севастополя – акваторию Черного моря, р. Бельбек, р. Черная и р. Байдарка на основании Решений «О предоставлении водного объекта в пользование». Также, прокуратурой установлено, что в период времени с 01.01.2016 по настоящее время в нарушение норм закона, а также условий использования водных объектов, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, а также разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты в установленном законом порядке ГУПС «Водоканал» не оформлены. Кроме того, по данному факту Севприроднадзором юридическое и должностные лица ГУПС «Водоканал» привлечены к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ. Восстановить нарушенные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, возможно путем возложения обязанностей на ГУПС «Водоканал» разработать проекты нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, а также оформить в установленном законом порядке разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты для для КОС№1, КОС №2, КОС № 3, КОС №5, КОС №7, КОС №8, КОС №9, КОС № 10, КОС №11, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Помощник Севастопольского природоохранного прокурора в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования признали, предоставили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что учитывая все обстоятельства и в соответствии с нормами действующего законодательства ГУПС «Водоканал» определен план, в котором обозначены сроки выполнения всех мероприятия, в связи с чем при вынесении решения, просили установить сроки для выполнения мероприятий, указанные в Плане мероприятия ГУПС «Водоканал» от 25.10.2017.
Представители третьих лиц в судебном заседании поддержали позицию прокурора.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой в 2016 году проведена проверка ГУПС «Водоканал» на предмет соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации объектов водоотведения ГУПС «Водоканал».
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 01.03.2016 № 566 «О включении имущества в реестр собственности г. Севастополя» в хозяйственное ведение ГУПС «Водоканал» переданы, в том числе объекты водоотведения, а именно канализационные очистные сооружения (далее – КОС) № 1 «Южные», Гагаринский район, г. Севастополь; КОС №2 «Северные», Нахимовский район, г. Севастополь; КОС №7 Ласпи, Балаклавский район, г. Севастополь; КОС № 9 с. Андреевка, Нахимовский район, г.Севастополь; КОС № 10 с. Фронтовое, Нахимовский район, г. Севастополь; КОС № 11 с.Верхнесадовое, Нахимовский район, г. Севастополь; КОС № 3 п. Сахарная Головка, Балаклавский район, г. Севастополь; КОС № 5 с.Озерное, Балаклавский район, г. Севастополь, КОС №8 с. Тыловое, Балаклавский район, г. Севастополь.
ГУПС «Водоканал» осуществляет сброс сточных вод в водные объекты города Севастополя – акваторию Черного моря, р. Бельбек, р. Черная и р. Байдарка на основании Решений Главного Управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) «О предоставлении водного объекта в пользование».
На основании Решения от 02.02.2016 № 00-00.00.00.000-М-РСБХ-С-2016-00011/00 ГУПС «Водаканал» осуществляет сброс сточных вод в Черное море (КОС №1 «Южные»).
На основании Решения от 08.04.2016 № 00-00.00.00.000-М-РСБХ-С-2016-00013/00 ГУПС «Водаканал» осуществляет сброс сточных вод в Черное море (КОС №2 «Северные»).
На основании Решения от 10.06.2016 № 00-00.00.00.000-М-РСБХ-С-2016-00019/00 ГУПС «Водаканал» осуществляет сброс сточных вод в Черное море (КОС №7 «Ласпи»).
На основании Решения от 10.06.2016 № 00-00.00.00.000-М-РСБХ-С-2016-00018/00 ГУПС «Водаканал» осуществляет сброс сточных вод в Черное море (КОС №9 с.Андреевка).
На основании Решения от 16.05.2016 № 00-00.00.00.000-М-РСБХ-С-2016-00016/00 ГУПС «Водаканал» осуществляет сброс сточных вод в приток р.Байдарка (КОС №8 с.Тыловое).
На основании Решения от 15.07.2016 № 00-00.00.00.000-М-РСБХ-С-2016-00023/00 ГУПС «Водаканал» осуществляет сброс сточных вод в реку Бельбек (КОС №11 с.Верхнесадовое).
На основании Решения от 15.07.2016 № 00-00.00.00.000-М-РСБХ-С-2016-00024/00 ГУПС «Водаканал» осуществляет сброс сточных вод в реку Бельбек (КОС №10 с.Фронтовое).
На основании Решения от 16.05.2016 № 00-00.00.00.000-М-РСБХ-С-2016-00017/00 ГУПС «Водаканал» осуществляет сброс сточных вод в реку Байдарка (КОС №5 с.Озерное).
На основании Решения от 08.04.2016 № 00-00.00.00.000-М-РСБХ-С-2016-00014/00 ГУПС «Водаканал» осуществляет сброс сточных вод в реку Черная (КОС №3 с.Сахарная Головка).
В соответствии с ч. 1 ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ст. 44 указанного Кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее-Закон №7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Часть 2 данной статьи предусматривает, что нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Согласно ст. 23 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Часть 4 данной статьи предусматривает, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст.26 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Кроме того, согласно вышеуказанных решений «О предоставлении водного объекта в пользование» использование водного объекта (его части) может производиться водопользователем при наличии утвержденных и согласованных в установленном законом порядке разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду и своевременно разработанных нормативах допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки прокуратурой установлено, что в период времени с 01.01.2016 по настоящее время в нарушение вышеуказанных норм закона, а также условий использования водных объектов, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, а также разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты в установленном законом порядке ГУПС «Водоканал» не оформлены.
По данному факту Севприроднадзором юридическое и должностные лица ГУПС «Водоканал» привлечены к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ.
Таким образом, в результате отсутствия у ответчика нормативов допустимых сбросов в водные объекты, а также разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, которым установлены нормативы допустимых сбросов, им не обеспечивается соблюдение таких нормативов, и соответственно, не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушает гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Закона №7-ФЗ право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.
Так, в соответствии с ч.1 ст.34 Закона №7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Исходя из вышеизложенного, установлено нарушение прав граждан, предусмотренные ст. 11 Закона № 7 –ФЗ в которой указано, что, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, восстановить нарушенные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, возможно путем возложения обязаностей на ГУПС «Водоканал» разработать проекты нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, а также оформить в установленном законом порядке разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты для для КОС№1, КОС №2, КОС № 3, КОС №5, КОС №7, КОС №8, КОС №9, КОС № 10, КОС №11.
В соответствии со ст.76 Закона № 7-ФЗ, споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как следует из Плана мероприятий ГУПС «Водоканал» по выполнению требований искового заявления Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратуры и работ на объектах водоотведения, срок выполнения данных мероприятий указан – 31.12.2018.
Таким образом, учитывая установленные судом обстоятельства и признание иска ответчиком, суд считает исковые требования Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратуры к ГУПС «Водоканал» обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и абз. 8 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика следует взыскать государственную пошлину в размере 300 руб. в доход бюджета Ленинского муниципального округа города Севастополя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Иск – удовлетворить в полном объеме.
Обязать Государственное унитарное предприятие города Севастополя «Водоканал» разработать проекты нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, а также оформить в установленном законом порядке разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты для КОС № 1 «Южные», Гагаринский район, г. Севастополь; КОС №2 «Северные», Нахимовский район, г. Севастополь; КОС №7 Ласпи, Балаклавский район, г. Севастополь; КОС № 9 с. Андреевка, Нахимовский район, г.Севастополь; КОС № 10 с. Фронтовое, Нахимовский район, г. Севастополь; КОС № 11с.Верхнесадовое, Нахимовский район, г. Севастополь; КОС № 3 п. Сахарная Головка, Балаклавский район, г. Севастополь; КОС № 5 с.Озерное, Балаклавский район, г. Севастополь, КОС №8 с. Тыловое, Балаклавский район, г. Севастополь, в течении шести месяце с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Водоканал» в доход бюджета Ленинского муниципального округа города Севастополя государственную пошлину в размере 300,00 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.11.2017.
Председательствующий – <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>