РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 августа 2017 года город Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Немцевой Е.Л.,
при секретаре Филатовой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Атрохова А.Ю. к Администрации Рыбинского района Красноярского края о признании права на предоставление мер социальной поддержки и предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Атрохов А.Ю. обратился в суд с иском к Администрации Рыбинского района Красноярского края о признании права на предоставление мер социальной поддержки и предоставлении жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что Атрохов А.Ю. является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители были лишены родительских прав, после чего он был помещен в детский дом. ДД.ММ.ГГГГ с его сестрой ФИО6 был заключен договор социального найма на жилье по адресу: <адрес>, и он указан в этом договоре, как член семьи сестры, но в данное жилое помещение никогда не вселялся и не проживал. В органе опеки и попечительства он узнал, что по его заявлению о постановке на учет несколько раз направлялись документы в министерство образования Красноярского края, однако на учет его не ставят без объяснения причин. Просит признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец Атрохов А.Ю. поддержал заявленные требования и суду пояснил, что <данные изъяты>
Представитель ответчика – Администрации Рыбинского района Красноярского края, Блинков Д.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что истец включен в договор социального найма, факт невозможности проживания в данном жилом помещении в установленном законом порядке не подтвержден.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, - Министерство образования Красноярского края, надлежаще извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.
Выслушав участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация в силу ст. 7 Конституции РФ провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право каждого на жилище.
В соответствии с пунктом 1 статьи 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно абзацу 4 статьи 1 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статьей 8 названного Закона установлены дополнительные гарантии прав указанных выше лиц на имущество и жилое помещение.
В соответствие с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным выше лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2 пункта 1 статьи 8). По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3 пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона).
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Аналогичные положения содержатся в статье 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».
Из приведенных норм действующего законодательства следует, что условиями предоставления жилых помещений лицам, отнесенным к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, является нуждаемость их в жилых помещениях, достижение совершеннолетия, окончание срока пребывания в учреждениях для детей-сирот.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
В список включаются лица, указанные в пункте настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей, на основании установленных данной статьей документов.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона № 159 – ФЗ предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В судебном заседании установлено, что родители истца Атрохова А.Ю., родившегося ДД.ММ.ГГГГ: мать – ФИО1, отец – ФИО2 решением Рыбинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении него.На основании постановления главы Администрации г. Заозерного Красноярского края №-П от ДД.ММ.ГГГГ в связи с лишением родительских прав родителей истца и его нахождением в <данные изъяты> детском доме за Атроховым А.Ю. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, до его совершеннолетия.
Постановлением Администрации Рыбинского района от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление главы Администрации г. Заозерного Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-П о закреплении за истцом жилого помещения.
Информация о правах Атрохова А.Ю. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю за № №
Согласно справке Заозерновского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ № за истцом на ДД.ММ.ГГГГ какие-либо объекты недвижимого имущества на праве собственности или ином вещном праве в г.Заозерном и по Рыбинскому району не зарегистрированы.
Из представленного в материалы дела аттестата об основном общем образовании №, выданным МБОУ СОШ № <адрес>, следует, что Атрохов А.Ю. в ДД.ММ.ГГГГ окончил названное образовательное учреждение.
Из диплома КГБПОУ «<данные изъяты>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Артохов А.Ю. в ДД.ММ.ГГГГ окончил указанный техникум.
Согласно военному билету № Атрохов А.Ю. проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием город Заозерный Рыбинского района и ФИО17. заключен договор социального найма жилого помещения №, согласно которому наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>. Согласно пункту 2 договора в жилое помещение вселяются члены семьи нанимателя: ФИО9- мать, ФИО10- брат, ФИО11 – брат, Атрохов А.Ю. – брат.
Согласно справке в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы: истец, его брат ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; брат ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; мать ФИО1, сестра ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно паспорту истца <данные изъяты> №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> и <адрес> с момента рождения (с ДД.ММ.ГГГГ) зарегистрирован по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию Рыбинского района с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Рыбинского района письмом Атрохову А.Ю. отказано в удовлетворении заявления, так как мать, лишенная в отношении него родительских прав, с ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении не проживает; площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв. м, однако поскольку наниматель ФИО12 и члены семьи в жилом помещении не проживают, истец имеет право вселиться и проживать в данном жилом помещении; жилое помещение непригодным для проживания не признано.
Из показаний истца и свидетелей ФИО21., ФИО11 установлено, что Атрохов А.Ю. в данном жилом помещении никогда не проживал, на момент заключения договора социального найма истец находился в детском доме и членом семьи ФИО12 не являлся, фактически проживать в жилом помещении нельзя, так как одна из печей разрушена, в потолке имеется дыра, пол и стены имеют трещины, в связи с чем в жилом помещении холодно.
Согласно сообщению Министерства образования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, учетное дело Атрохова А.Ю., поступавшее в Министерство из администрации Рыбинского района, возвращалось ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что из представленных документов было установлено, что Атрохов А.Ю. в качестве члена семьи нанимателя включен в договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> В соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 16.04.2013 № 164-п необходимо предоставить документы, подтверждающие факт невозможности проживания Александра в указанном жилом помещении. До настоящего времени учетное дело в Министерство не поступало. Вопрос о включении Атрохова А.Ю. в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, будет рассмотрен с учетом даты поступления заявления после получения Министерством учетного дела.
Оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что истец в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав, в связи с чем имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Закрепленного жилого помещения и жилья на праве собственности истец не имеет. Истец членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма ФИО12 не являлся, на момент заключения договора являлся несовершеннолетним, находился под опекой государства в детском доме. Жилое помещение по договору социального найма, предоставленное ФИО12, имеет площадь <данные изъяты> кв. м, на ней зарегистрировано 5 человек (вместе с истцом), на одного члена семьи приходится 7, 4 кв. м, что ниже нормы предоставления жилого помещения, установленной Постановлением администрации Рыбинского района Красноярского края № 576-п от 26 октября 2011 года «Об установлении нормы предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной норме площади жилого помещения на территории Рыбинского района», которым норма предоставления определена в 15 кв. м на каждого члена семьи. Право остальных лиц, зарегистрированных в жилом помещении и включенных в договор социального найма как членов семьи ФИО12 в установленном законом порядке не оспорено, в связи с чем они имеют право пользования данным жилым помещением. В связи с приведенными обстоятельствами суд считает, что истец имеет право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Право на предоставления жилого помещения возникло у истца после окончания пребывания в учебном заведении - КГБПОУ «<данные изъяты> но на момент рассмотрения гражданского дела не реализовано.
Согласно ч. 1 ст. 20 Конвенции ООН «О правах ребенка", ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года N 1559-I, Атрохов А.Ю., как ребенок, лишенный семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые ему государством в соответствии с действующим законодательством, в том числе, в силу гарантий социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и право на обеспечение его жильем.
По указанным основаниям суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Законом Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (в редакции от 24.12.2015года) исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Указанные полномочия включают в себя, в том числе приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.
Принимая во внимание приведенные положения закона, суд считает, что исковые требования к администрации Рыбинского района заявлены обоснованно.
В соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно пункту 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 года N 12-961 «О защите прав ребенка», общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.
Исходя из приведенных положений закона, Атрохов А.Ю. подлежит обеспечению благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения исходя из общей площади 33 кв. метра с допусками, установленными пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Атрохова А.Ю. удовлетворить.
Признать за Атроховым А.Ю. право на предоставление мер социальной поддержки, установленные ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Обязать Администрацию Рыбинского района Красноярского края предоставить Атрохову А.Ю. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не менее 33 квадратных метра, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам с учетом особенностей, установленных пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года N 12-961 «О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий Е.Н. Немцева