Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-861/2020 ~ М-277/2020 от 29.01.2020

25RS0004-01-2020-000322-09

Дело № 2-861/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 февраля 2020 года г.Владивосток,

Советский районный суд г.Владивостока, в составе председательствующего судьи Борщенко Т.А.,

при секретаре Медведевой А.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах прав неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Приморского края», Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Уссурийского гарнизона обратился в суд с иском в интересах прав неопределенного круга лиц к ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», МО РФ о возложении обязанности, указав, что военной прокуратурой Уссурийского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата Михайловского района Приморского края требований законодательства об охране прав инвалидов и престарелых. Министерство обороны Российской Федерации разработан правовой акт, определяющий организацию обеспечения условий доступности предоставляемых услуг в территориальных органах и подведомственных ему организациях для инвалидов и оказания им при этом необходимой помощи. К числу таких организаций Министерства обороны Российской Федерации относится ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», который является самостоятельным юридическим лицом. Военный комиссариат Михайловского района Приморского края входит в структуру ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» и самостоятельным юридическим лицом не является. Вместе с тем, проведённой прокурорской проверкой установлено, что ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» мер по размещению информации в доступной для престарелых и инвалидов форме в военном комиссариате Михайловского района Приморского края не принимал, в связи с чем предписанные законом нормы не выполнены. Просит суд обязать МО РФ выделить денежные средства на размещение в здании военного комиссариата Михайловского района Приморского края носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, обязать ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» обеспечить размещение в здании военного комиссариата Михайловского района Приморского края, расположенного по адресу: 692651 <адрес>, носители информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

    Представитель ответчика Министерство обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, согласно которому, возражает против удовлетворения исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации. Для обеспечения условий доступности инвалидам на объекты военного комиссариата Приморского края, целевое финансирование на укатанные цели не предусмотрено, поскольку выполнение укатанных работ возможно в рамках текущего ремонта. Приказом Министра обороны РФ от <дата> № 155 создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ. Согласно п.21 устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование. Таким образом, прокурором неверно определен круг лиц, участвующих в деле. ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» как самостоятельное юридическое лицо в силу закона обязан обеспечивать инвалидам надлежащее размещение оборудования и носителей информации, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации. При этом реализация указанных обязанностей Военным комиссариатом не ставится в зависимость or его финансирования со стороны Министерства обороны Российской Федерации. Просит суд в удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации отказать ввиду их необоснованности, рассмотреть дело в отсутствие представителя.

    В силу ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации.

В судебном заседании помощник Военного прокурора Уссурийского гарнизона Майер Е.А. на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что в адрес военной прокуратуры Уссурийского гарнизона не поступало каких-либо жалоб, заявлений об ущемлении прав инвалидов. МО РФ разработан правовой акт, определяющий организацию обеспечения условий доступности предоставляемых услуг в территориальных органах и подведомственных ему организациях для инвалидов и оказания им при этом необходимой помощи. Военный комиссариат Михайловского района Приморского края входит в структуру ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» и самостоятельным юридическим лицом не является. В военном комиссариате Михайловского района Приморского края меры по размещению информации в доступной для инвалидов форме не приняты, в связи с чем, предписанные законом нормы не выполнены. Просит суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» по доверенности Ветренко Ю.Б. возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Суду пояснил, что в адрес Военного комиссариата Приморского края не поступало каких-либо жалоб, заявлений об ущемлении прав инвалидов. Более того, к гражданам с ограниченными возможностями (инвалидам), не имеющим физической, либо иной возможности прибыть лично в военный комиссариат, работники военного комиссариата выезжают на дом, в целях предоставления им каких-либо услуг, входящих в сферу деятельности военного комиссариата. Между тем, в результате предварительного мониторинга цен работ по изготовлению табличек дублирования знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, установлено, что изготовление одной таблички дверь кабинета с указанием ФИО и должности требует финансовых затрат около 4 000 руб., табличка на здание, размером 1м х 1м, с указанием наименования организации, адреса и телефона - примерно 14 000 руб. В связи вышесказанным, с учетом индивидуального подхода со стороны работников военного комиссариата к инвалидам и маломобильным гражданам, полагает, что размещение в здании военного комиссариата носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в т.ч. дублирование знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, экономически не целесообразно. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, давая оценку всем фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст.67 ГПК РФ).

В силу ч.1 ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Как указано в ст.9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

В развитие Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», приказом Министра обороны РФ от <дата> № 572 утвержден «Порядок обеспечения в территориальных органах и подведомственных организациях Министерства обороны Российской Федерации условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи», в соответствии с которым на руководителей территориальных органов и подведомственных организаций Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность по оказанию инвалидам, имеющим стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, необходимой помощи сотрудниками организаций, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг, при следовании к месту предоставления услуги на территории объекта; оказания инвалидам необходимой помощи в доступной для них форме в разъяснении порядка предоставления и получения услуги, оформлении установленных регламентом (порядком) ее предоставления документов, совершении ими других необходимых для получения услуги действий; надлежащего размещения носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; обеспечения допуска на объект, на котором предоставляются услуги, или к месту предоставления услуги собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Таким образом, Министром обороны Российской Федерации разработан правовой акт, определяющий организацию обеспечения условий доступности предоставляемых услуг в территориальных органах и подведомственных ему организациях для инвалидов и оказания им при этом необходимой помощи.

Судом установлено, что к числу таких организаций Минобороны России относится Федеральное казённое учреждение «Военный комиссариат Приморского края», которое является самостоятельным юридическим лицом (ОГРН <номер>, ИНН/КПП <номер>), внесено в единый государственный реестр юридических лиц (л.д.9-46).

Положением о военных комиссариатах, утвержденным указом Президента Российской Федерации от <дата> № 1609, определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации, в том числе в целях реализации прав граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации. Военный комиссар обеспечивает надлежащее содержание и правильную эксплуатацию (правильное применение) военной и специальной техники, военно-технического имущества, зданий, помещений и надлежащее содержание территории.

В силу п.4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от <дата> № 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.

Военный комиссариат Михайловского района Приморского края входит в структуру Федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Приморского края» и самостоятельным юридическим лицом не является.

В материалы дела представлен ответ ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» <номер>/АХО от <дата>, согласно которому, на представление <номер> от <дата>. сообщает, что военные комиссариаты города Уссурийск, Хасанского, Михайловского и Октябрьского районов являются структурными подразделениями Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Приморского края» и находятся на его финансовом обеспечении.

Во исполнение распоряжения командующего войсками Восточного военного округа, в 1 квартале 2016 года в военных комиссариатах Приморского края проведено полное обследование объектов на предмет приведения объектов и условий предоставления услуг инвалидам в соответствие с их потребностями. Вышеперечисленными военными комиссариатами разработаны и своевременно представлены необходимые пакеты документов: ВК г. Уссурийск- вх. № <номер> от <дата>. ВК Хасанского района - вх. №<номер> от <дата>. ВК Михайловского района - вх. № <номер> от <дата>. ВК Октябрьского района- вх. № <номер> от <дата>. и включены в общую заявку военного комиссариата Приморского края на выделение финансовых средств.

Заявки на выделение бюджетных средств, необходимых для приведения объектов и условий представления услуг инвалидам в соответствие с их потребностями, в 2016 году направлены в адрес Управления капитального строительства ВВО, управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами войск ВВО (далее по тексту - УЭС и ОКУ), в 505 территориальное отделение эксплуатации и контроля. В ответ на заявки, в 2017 году получен ответ ВрИО начальника УЭС и ОКУ (прилагается) с пояснением, что данные работы выполняются в ходе проведения текущего ремонта. Оборудование объектов необходимыми устройствами для инвалидов финансируется централизованно Министерством обороны Российской Федерации через УЭС и ОКУ войск ВВО. Денежные средства на проведение текущих ремонтов объектов военному комиссариату Приморского края не выделяются с 2013 года. Финансовые средства для приведения объектов и условий предоставления услуг инвалидам в соответствии и потребностям Военному комиссариату Приморского края не выделяются. В связи с отсутствием финансовых возможностей, привести объекты военного комиссариата Приморского края в соответствие с требованиями законодательства об охране прав инвалидов и престарелых, не представляется возможным (л.д.6-8).

Вместе с тем, прокуратурой Уссурийского гарнизона установлено, что Федеральное казённое учреждение «Военный комиссариат Приморского края» мер по размещению информации в доступной для инвалидов форме в военном комиссариате Михайловского района Приморского края не принимало, в связи с чем, предписанные законом нормы не выполнены.

На основании п.1 Указа Президента РФ от <дата> <номер> «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно п.9 Указа Президента РФ от <дата> № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Минобороны России возглавляет Министр обороны Российской Федерации (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

В силу пп.31 п.10 Указа Президента РФ от <дата> № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Министр является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.

Согласно справке ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» от <дата>, представленной в материалы дела, статья сметы Министерства обороны Российской Федерации» предусматривающая расходы по выполнению работ в сфере охраны прав инвалидов не закреплена за ФКУ «Военный комиссариат Приморского края».

Таким образом, поскольку Министерство обороны Российской Федерации является распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий, а ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» является его структурным подразделением, кроме того, статья сметы Министерства обороны Российской Федерации» предусматривающая расходы по выполнению работ в сфере охраны прав инвалидов не закреплена за ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», то суд приходит к выводу, что полномочия по производству финансирование расходов по выполнению работ на размещение в здании военного комиссариата Михайловского района Приморского края носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности необходимо возложить именно на Министерство обороны Российской Федерации, являющуюся надлежащим ответчиком по данному делу.

При этом, обращение военного прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку в результате бездействия ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», инвалидам не обеспечены условия для беспрепятственного доступа к объектам Минобороны России.

Как указано в ч.1 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Возлагая обязанность на Министерство обороны Российской Федерации произвести финансирование расходов по выполнению работ на размещение в здании военного комиссариата Михайловского района Приморского края носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, суд, считает разумным установить 6-ти месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, при этом, возлагая обязанность на ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» обеспечить размещение данной информации в здании военного комиссариата Михайловского района Приморского края, суд, считает разумным установить 3-х месячный срок с момента поступления денежных средств из Министерства обороны Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     Исковые требования Военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах прав неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность произвести финансирование расходов по выполнению работ на размещение в здании военного комиссариата Михайловского района Приморского края носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Федеральное казённое учреждение «Военный комиссариат Приморского края» в течение трех месяцев с момента поступления денежных средств из Министерство обороны Российской Федерации обязанность обеспечить размещение в здании военного комиссариата Михайловского района Приморского края, расположенного по адресу: <адрес>, носители информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г.Владивостока в течение месяца, со дня изготовления решения в мотивированном виде.

    Мотивированное решение изготовлено 28.02.2020.

Судья Т.А. Борщенко

2-861/2020 ~ М-277/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный прокурор Уссурийского гарнизона
Ответчики
Министерство обороны РФ
ФКУ "Военный комиссариат ПК"
Суд
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края
Судья
Борщенко Татьяна Анатольевна
Дело на странице суда
sovetsky--prm.sudrf.ru
29.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.01.2020Передача материалов судье
30.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2020Подготовка дела (собеседование)
25.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2020Судебное заседание
28.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2020Дело оформлено
31.08.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее