25RS0004-01-2020-000322-09
Дело № 2-861/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2020 года г.Владивосток,
Советский районный суд г.Владивостока, в составе председательствующего судьи Борщенко Т.А.,
при секретаре Медведевой А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах прав неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Приморского края», Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Уссурийского гарнизона обратился в суд с иском в интересах прав неопределенного круга лиц к ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», МО РФ о возложении обязанности, указав, что военной прокуратурой Уссурийского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата Михайловского района Приморского края требований законодательства об охране прав инвалидов и престарелых. Министерство обороны Российской Федерации разработан правовой акт, определяющий организацию обеспечения условий доступности предоставляемых услуг в территориальных органах и подведомственных ему организациях для инвалидов и оказания им при этом необходимой помощи. К числу таких организаций Министерства обороны Российской Федерации относится ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», который является самостоятельным юридическим лицом. Военный комиссариат Михайловского района Приморского края входит в структуру ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» и самостоятельным юридическим лицом не является. Вместе с тем, проведённой прокурорской проверкой установлено, что ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» мер по размещению информации в доступной для престарелых и инвалидов форме в военном комиссариате Михайловского района Приморского края не принимал, в связи с чем предписанные законом нормы не выполнены. Просит суд обязать МО РФ выделить денежные средства на размещение в здании военного комиссариата Михайловского района Приморского края носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, обязать ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» обеспечить размещение в здании военного комиссариата Михайловского района Приморского края, расположенного по адресу: 692651 <адрес>, носители информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Представитель ответчика Министерство обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, согласно которому, возражает против удовлетворения исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации. Для обеспечения условий доступности инвалидам на объекты военного комиссариата Приморского края, целевое финансирование на укатанные цели не предусмотрено, поскольку выполнение укатанных работ возможно в рамках текущего ремонта. Приказом Министра обороны РФ от <дата> № 155 создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ. Согласно п.21 устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование. Таким образом, прокурором неверно определен круг лиц, участвующих в деле. ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» как самостоятельное юридическое лицо в силу закона обязан обеспечивать инвалидам надлежащее размещение оборудования и носителей информации, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации. При этом реализация указанных обязанностей Военным комиссариатом не ставится в зависимость or его финансирования со стороны Министерства обороны Российской Федерации. Просит суд в удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации отказать ввиду их необоснованности, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В силу ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании помощник Военного прокурора Уссурийского гарнизона Майер Е.А. на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что в адрес военной прокуратуры Уссурийского гарнизона не поступало каких-либо жалоб, заявлений об ущемлении прав инвалидов. МО РФ разработан правовой акт, определяющий организацию обеспечения условий доступности предоставляемых услуг в территориальных органах и подведомственных ему организациях для инвалидов и оказания им при этом необходимой помощи. Военный комиссариат Михайловского района Приморского края входит в структуру ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» и самостоятельным юридическим лицом не является. В военном комиссариате Михайловского района Приморского края меры по размещению информации в доступной для инвалидов форме не приняты, в связи с чем, предписанные законом нормы не выполнены. Просит суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» по доверенности Ветренко Ю.Б. возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Суду пояснил, что в адрес Военного комиссариата Приморского края не поступало каких-либо жалоб, заявлений об ущемлении прав инвалидов. Более того, к гражданам с ограниченными возможностями (инвалидам), не имеющим физической, либо иной возможности прибыть лично в военный комиссариат, работники военного комиссариата выезжают на дом, в целях предоставления им каких-либо услуг, входящих в сферу деятельности военного комиссариата. Между тем, в результате предварительного мониторинга цен работ по изготовлению табличек дублирования знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, установлено, что изготовление одной таблички дверь кабинета с указанием ФИО и должности требует финансовых затрат около 4 000 руб., табличка на здание, размером 1м х 1м, с указанием наименования организации, адреса и телефона - примерно 14 000 руб. В связи вышесказанным, с учетом индивидуального подхода со стороны работников военного комиссариата к инвалидам и маломобильным гражданам, полагает, что размещение в здании военного комиссариата носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в т.ч. дублирование знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, экономически не целесообразно. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, давая оценку всем фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст.67 ГПК РФ).
В силу ч.1 ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Как указано в ст.9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В развитие Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», приказом Министра обороны РФ от <дата> № 572 утвержден «Порядок обеспечения в территориальных органах и подведомственных организациях Министерства обороны Российской Федерации условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи», в соответствии с которым на руководителей территориальных органов и подведомственных организаций Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность по оказанию инвалидам, имеющим стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, необходимой помощи сотрудниками организаций, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг, при следовании к месту предоставления услуги на территории объекта; оказания инвалидам необходимой помощи в доступной для них форме в разъяснении порядка предоставления и получения услуги, оформлении установленных регламентом (порядком) ее предоставления документов, совершении ими других необходимых для получения услуги действий; надлежащего размещения носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; обеспечения допуска на объект, на котором предоставляются услуги, или к месту предоставления услуги собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Таким образом, Министром обороны Российской Федерации разработан правовой акт, определяющий организацию обеспечения условий доступности предоставляемых услуг в территориальных органах и подведомственных ему организациях для инвалидов и оказания им при этом необходимой помощи.
Судом установлено, что к числу таких организаций Минобороны России относится Федеральное казённое учреждение «Военный комиссариат Приморского края», которое является самостоятельным юридическим лицом (ОГРН <номер>, ИНН/КПП <номер>), внесено в единый государственный реестр юридических лиц (л.д.9-46).
Положением о военных комиссариатах, утвержденным указом Президента Российской Федерации от <дата> № 1609, определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации, в том числе в целях реализации прав граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации. Военный комиссар обеспечивает надлежащее содержание и правильную эксплуатацию (правильное применение) военной и специальной техники, военно-технического имущества, зданий, помещений и надлежащее содержание территории.
В силу п.4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от <дата> № 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Военный комиссариат Михайловского района Приморского края входит в структуру Федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Приморского края» и самостоятельным юридическим лицом не является.
В материалы дела представлен ответ ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» <номер>/АХО от <дата>, согласно которому, на представление <номер> от <дата>. сообщает, что военные комиссариаты города Уссурийск, Хасанского, Михайловского и Октябрьского районов являются структурными подразделениями Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Приморского края» и находятся на его финансовом обеспечении.
Во исполнение распоряжения командующего войсками Восточного военного округа, в 1 квартале 2016 года в военных комиссариатах Приморского края проведено полное обследование объектов на предмет приведения объектов и условий предоставления услуг инвалидам в соответствие с их потребностями. Вышеперечисленными военными комиссариатами разработаны и своевременно представлены необходимые пакеты документов: ВК г. Уссурийск- вх. № <номер> от <дата>. ВК Хасанского района - вх. №<номер> от <дата>. ВК Михайловского района - вх. № <номер> от <дата>. ВК Октябрьского района- вх. № <номер> от <дата>. и включены в общую заявку военного комиссариата Приморского края на выделение финансовых средств.
Заявки на выделение бюджетных средств, необходимых для приведения объектов и условий представления услуг инвалидам в соответствие с их потребностями, в 2016 году направлены в адрес Управления капитального строительства ВВО, управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами войск ВВО (далее по тексту - УЭС и ОКУ), в 505 территориальное отделение эксплуатации и контроля. В ответ на заявки, в 2017 году получен ответ ВрИО начальника УЭС и ОКУ (прилагается) с пояснением, что данные работы выполняются в ходе проведения текущего ремонта. Оборудование объектов необходимыми устройствами для инвалидов финансируется централизованно Министерством обороны Российской Федерации через УЭС и ОКУ войск ВВО. Денежные средства на проведение текущих ремонтов объектов военному комиссариату Приморского края не выделяются с 2013 года. Финансовые средства для приведения объектов и условий предоставления услуг инвалидам в соответствии и потребностям Военному комиссариату Приморского края не выделяются. В связи с отсутствием финансовых возможностей, привести объекты военного комиссариата Приморского края в соответствие с требованиями законодательства об охране прав инвалидов и престарелых, не представляется возможным (л.д.6-8).
Вместе с тем, прокуратурой Уссурийского гарнизона установлено, что Федеральное казённое учреждение «Военный комиссариат Приморского края» мер по размещению информации в доступной для инвалидов форме в военном комиссариате Михайловского района Приморского края не принимало, в связи с чем, предписанные законом нормы не выполнены.
На основании п.1 Указа Президента РФ от <дата> <номер> «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно п.9 Указа Президента РФ от <дата> № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Минобороны России возглавляет Министр обороны Российской Федерации (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
В силу пп.31 п.10 Указа Президента РФ от <дата> № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Министр является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Согласно справке ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» от <дата>, представленной в материалы дела, статья сметы Министерства обороны Российской Федерации» предусматривающая расходы по выполнению работ в сфере охраны прав инвалидов не закреплена за ФКУ «Военный комиссариат Приморского края».
Таким образом, поскольку Министерство обороны Российской Федерации является распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий, а ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» является его структурным подразделением, кроме того, статья сметы Министерства обороны Российской Федерации» предусматривающая расходы по выполнению работ в сфере охраны прав инвалидов не закреплена за ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», то суд приходит к выводу, что полномочия по производству финансирование расходов по выполнению работ на размещение в здании военного комиссариата Михайловского района Приморского края носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности необходимо возложить именно на Министерство обороны Российской Федерации, являющуюся надлежащим ответчиком по данному делу.
При этом, обращение военного прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку в результате бездействия ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», инвалидам не обеспечены условия для беспрепятственного доступа к объектам Минобороны России.
Как указано в ч.1 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Возлагая обязанность на Министерство обороны Российской Федерации произвести финансирование расходов по выполнению работ на размещение в здании военного комиссариата Михайловского района Приморского края носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, суд, считает разумным установить 6-ти месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, при этом, возлагая обязанность на ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» обеспечить размещение данной информации в здании военного комиссариата Михайловского района Приморского края, суд, считает разумным установить 3-х месячный срок с момента поступления денежных средств из Министерства обороны Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Военного прокурора Уссурийского гарнизона в интересах прав неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность произвести финансирование расходов по выполнению работ на размещение в здании военного комиссариата Михайловского района Приморского края носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Федеральное казённое учреждение «Военный комиссариат Приморского края» в течение трех месяцев с момента поступления денежных средств из Министерство обороны Российской Федерации обязанность обеспечить размещение в здании военного комиссариата Михайловского района Приморского края, расположенного по адресу: <адрес>, носители информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г.Владивостока в течение месяца, со дня изготовления решения в мотивированном виде.
Мотивированное решение изготовлено 28.02.2020.
Судья Т.А. Борщенко