Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2013 г. с. Тегульдет
Тегульдетский районный суд Томской области в составе: председательствующего - судьи Родикова А.А., при секретаре судебного заседания Викторовой Л.Н., с участием представителя ответчика Зыряновой Ю.Н., /.../, в отсутствие истца Антропова О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антропова О.Н. к Государственному Учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области о возложении обязанностей включить период службы в Вооруженных Силах СССР в специальный трудовой стаж и досрочно назначить трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей,
у с т а н о в и л:
Антропов О.Н. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области.
Истец просит возложить на Государственное Учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период с /..../ по /..../, обязать досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости с момента обращения - с /..../.
Свои требования истец обосновывает тем, что /..../ он обратился в Государственное Учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Решением от /..../ /..../ ему было в этом отказано по причине отсутствия необходимого стажа, отказано во включении в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с /..../ по /..../
Как указано в исковом заявлении, в момент прохождения службы в Советской Армии, /..../, действовало Постановление Совета министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, которое предусматривало возможность зачета данного периода в специальный стаж.
Истец Антропов О.Н., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие истца.
Представитель ответчика Государственного Учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области Зырянова Ю.Н. иск не признала.
Как указывает представитель ответчика, на момент обращения за пенсией у истца отсутствовал требуемый специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" продолжительностью 25 лет. Данный специальный трудовой стаж необходимо считать равным /..../. Основания для зачета в специальный стаж спорных периодов отсутствуют.
Заслушав представителя ответчика Зырянову Ю.Н., исследовав доказательства, суд приходит к следующему:
в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 данного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующие на момент обращения за назначением пенсии.
/..../ истец Антропов О.Н. обратился в Государственное Учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с предоставлением в установленный срок необходимых документов, что подтверждается копией заявления истца о назначении пенсии с отметкой о его принятии /..../, копиями прилагаемых к нему документов, копией решения начальника Государственного учреждения -Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области от /..../ /..../, материалами пенсионного дела, и не оспаривается сторонами. В соответствии с ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает данный факт установленным.
Решением начальника отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области от /..../ /..../ с учетом заключения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от /..../ /..../ истцу было отказано во включении в специальный стаж спорного периода, отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с отсутствием требуемого специального стажа, что подтверждается копиями указанных документов.
Данным решением констатировано наличие у заявителя специального трудового стажа в связи с педагогической деятельностью в размере /.../.
Обоснованность включения в специальный трудовой стаж указанных периодов общей продолжительностью /.../ (без спорного периода) и правильность их исчисления сторонами не оспаривается.
Факт осуществления истцом в зачтенные в специальный стаж периоды педагогической деятельности в учреждениях для детей в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, не оспаривается сторонами. В соответствии с ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает данный факт установленным.
Факт прохождения истцом Антроповым О.Н. службы в составе Вооруженных Сил СССР в период с /..../ по /..../ подтверждается военным билетом и не оспаривается сторонами. В соответствии с ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает данный факт установленным.
Разрешая вопрос о возможности включения в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР, суд исходит из характера спорного периода, особенностей правового регулирования возникших правоотношений.
Так, в указанный период времени действовали Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Согласно пп. «а» п. 1 Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» постановлено назначать пенсии за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет.
В соответствии с действовавшим в указанный период времени подпунктом «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась работникам просвещения в стаж работы по специальности.
Данное постановление Совета Министров СССР действовало в спорный период и утратило силу на территории РФ в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 953.
В соответствии с пунктом 4 указанного Положения условием зачета в специальный стаж периодов, указанных в пунктах 1, 2 и 3 Положения, является выполнение в течение не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
При требуемом стаже в 25 лет 2/3 такого стажа составляют 16 лет 8 месяцев.
На момент обращения за назначением пенсии более 16 лет 8 месяцев, то есть более 2/3 требуемого стажа, приходятся на работу истца в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию, что не оспаривается сторонами. Как указано выше, данный стаж составляет /.../.
Довод представителя ответчика о том, что истец должен выработать указанные 2/3 стажа не на момент обращения за пенсией, а на 01.10.1993 г., когда прекратило действие Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное указанным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, или на 01.01.2002 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», является несостоятельным и основан на неверном толковании норм указанного Положения и Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397.
Так, в соответствии с пунктом 6 указанного Постановления лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно Постановлению, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком и независимо от последнего места работы.
Исходя из системного толкования указанных правовых норм, 2/3 стажа следует исчислять на момент обращения истца за назначением пенсии, что соответствует смыслу пункта 4 указанного Положения, характеру данной правовой нормы и ее месту в системе правового регулирования, поскольку пункт 4 указанного Положения не может быть применен до обращения за назначением пенсии.
Следовательно, на момент обращения истца за назначением пенсии было соблюдено условие, установленное пунктом 4 указанного Положения.
Данный подход к оценке пенсионных прав и порядка применения Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, нашел свое отражение в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2008 г. № 2-В08-7, от 28.01.2011 г. № 44-В10-11.
Поскольку указанное Постановление Совета Министров СССР действовало в спорный период прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР, истец приобрел право на включение указанного спорного периода в специальный стаж и не может быть лишен данного права. Дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, к возникшим правоотношениям подлежат применению правовые нормы подпункта «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период подлежит зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения права на пенсию.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение и противоречило бы положениям ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19, ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-п и от 24.05.2001 г. № 8-п, а также в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 г. N 320-О.
С учетом изложенного период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, иск Антропова О.Н. к Государственному Учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области в части включения в специальный трудовой стаж спорного периода подлежит удовлетворению.
С учетом указанного спорного периода на момент обращения истца Антропова О.Н. за трудовой пенсией /..../ он имел специальный стаж, превышающий установленную законом продолжительность в 25 лет.
Следовательно, на указанный момент он имел право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п.п.1, 2 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов.
Поскольку судом установлено, что имеющийся у истца специальный стаж работы на момент обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости был достаточным для ее назначения, суд считает, что иск Антропова О.Н. к Государственному Учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Тегульдетском районе Томской области в части досрочного назначения трудовой пенсии по старости также подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.,ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░ 25 ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 27 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 17.12.2001 ░. № 173-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░ /..../ ░░ /..../
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 27 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 17.12.2001 ░. № 173-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ /..../.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░