РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2023 года г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Томиловой М.И.,
при секретаре Кондратьевой И.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД №63RS0030-01-2023-000776-53 (производство №2а-1114/2023) по иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Дворянкиной В.С о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №23 по Самарской области обратилась с административным исковым заявлением о взыскании с Дворянкиной В.С. задолженности по налогам и пени на общую сумму 4306,15 руб., из которых:
-налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 4139 руб., пени в размере 53,46 руб.
-земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 108 руб., пени в размере 5,69 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что Дворянкина В.С. является налогоплательщиком вышеуказанных налогов в налоговый период 2014, 2016, 2019-2020г.г. Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления на уплату налогов, которое получено ответчиком.
В нарушение ст.45 НК РФ, должник не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога и сбора своевременно, в связи с чем, истец в соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес ответчика направил требования об уплате налогов с предложением добровольно погасить задолженность в указанные в требованиях сроки, которые остались без исполнения.
В связи с неуплатой налогов налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени.
15.06.2022 г. мировым судьей с/у № 107 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ № 2а-1566/2022 о взыскании с Дворянкиной В.С. недоимки по налогам и пени: недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 4139 руб., пени в размере 53,46 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 108 руб., пени в размере 5,69 руб., а всего – 4306,15 руб.
Определением мирового судьи от 08.09.2022г. судебный приказ был отменен, на основании представленных ответчиком возражений относительно его исполнения.
Поскольку до настоящего времени административный ответчик добровольно не исполнила обязанность по уплате налогов и пени, административный истец просит взыскать с Дворянкиной В.С. задолженность по требованиям №28319 от 27.08.2018г., №33590 от 28.06.2021г., №104897 от 20.12.2021г.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, письменным заявлением ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Дворянкина В.С. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, ходатайство об отложении дела не предоставила, мнение по иску не выразила.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, налог исчисляется и уплачивается исходя из кадастровой стоимости земельного участка и установленной ставки (статьи 388, 391 и 394 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц отнесены иные здания, строения, сооружения, помещения.
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган, в связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Из материалов дела следует, что Дворянкина В.С. в налоговый период 2014, 2016, 2019-2020г.г. являлась налогоплательщиком налога на имущество, земельного налога, в связи с наличием в ее собственности объектов налогообложения: земельного участка ... по адресу: .... квартиры по адресу: ....
Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления №32686252 от 21.09.2017г., №45560226 от 01.09.2021 г., с расчетом земельного налога, налога на имущество за спорный период.
В связи с несвоевременной уплатой налогов, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени по земельному налогу, налогу на имущество.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В связи с неуплатой в установленный срок налогов по вышеназванному налоговому уведомлению, в адрес административного ответчика налоговым органом были направлены требования об уплате налогов:
-№ 28319 от 27.08.2018 г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 03.12.2018 г.;
-№33590 от 28.06.2021г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 23.11.2021г.;
-№104897 от 20.12.2021 г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 03.02.2022г.; которые остались без исполнения.
В связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдачи судебного приказа на взыскании с Дворянкиной В.С. обязательных платежей и санкций.
15.06.2022 г. мировым судьей с/у № 107 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ № 2а-1566/2022 о взыскании с Дворянкиной В.С. недоимки по налогам и пени по вышеуказанным требованиям, однако определением от 08.09.2022 г. судебный приказ отменен, в связи с представленными ответчиком возражениями относительно его исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Статьей 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в редакции Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Законом последовательно установлены сроки направления налогового уведомления, требования об уплате налога, обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Дата обращения налогового органа в суд является определяющей при проверке соблюдения установленных законом сроков.
На момент налогоплательщику требования №28319 от 27.08.2018г. действующей редакцией (от 03.07.2016 N 243-ФЗ) статьи 48 НК РФ было установлено, что заявление о взыскании задолженности по налогам и пени налоговым органом в суд могло быть подано в случае, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
По вышеуказанному требованию сумма недоимки Дворянкиной В.С. не превышает 3000 руб.
На момент выставления требований №104897 от 20.12.2021г., №33590 от 28.06.2021г. статья 48 НК РФ действовала в редакции Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ, и по указанным требованиям сумма недоимки Дворянкиной В.С. не превышает 10 000 руб.
Таким образом, срок для обращения налогового органа в суд для взыскания с административного ответчика спорной задолженности должен исчисляться от самого раннего требования (№28319 от 27.08.2018г.), которое должно было быть исполнено до 03.12.2018г. Шестимесячный срок подачи заявления о взыскании недоимки по налогам и пени начал исчисляться с указанной даты и истек 03.06.2022 г. (03.12.2018 г. +3 года +6 месяцев).
С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Дворянкиной В.С. налоговой задолженности, составляющей предмет настоящего административного иска, Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась 15.06.2022 г., т.е. за пределами установленного законом срока.
Факт вынесения мировым судьей судебного приказа по заявлению налогового органа не отменяет применения положений пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации. В рассматриваемом случае он не означает соблюдения налоговым органом установленного срока.
На основании ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5).
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
При этом суд учитывает, что возможность восстановления пропущенного срока действующее законодательство связывает с наличием обстоятельств, объективно исключающих возможность обращения в суд в установленные законом сроки.
Как указал Конституционный суд РФ в Определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.02.2012 г. № 479-О-О указал, что не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что на дату обращения в районный суд с административным исковым заявлением о взыскании с Дворянкиной В.С. недоимки по налогам и пени по требованиям №28319 от 27.08.2018г., №33590 от 28.06.2021г., №104897 от 20.12.2021г., налоговый орган утратил право на принудительное взыскание налога в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом требований.
Административный истец предоставил заявление, которыми просит, в случае отказа в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока, установленного ст.48 НК РФ, к недоимке применить положения ст. 59 НК РФ и признать ее безнадежной к взысканию.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно системному толкованию положений подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.
Из анализа подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налогоплательщик, но и налоговый орган. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так как административным истцом пропущен установленный законом срок для взыскания вышеуказанной недоимки с Дворянкиной В.С., срок судом не восстановлен, что явилось основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, то данные обстоятельства свидетельствуют об утрате налоговым органом права на взыскание с Дворянкиной В.С. недоимки по земельному налогу и налогу на имущество и пеням за 2014, 2016, 2019-2020г.г. в размере 4306,15 руб. и, исходя из положений подпункта 4 пункта 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, данная задолженность должна быть признана безнадежной к взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Дворянкиной В.С о взыскании недоимки по налогам и пени – отказать.
Признать безнадежной к взысканию недоимку Дворянкиной В.С. по земельному, имущественному налогам и пеням за 2014, 2016, 2019-2020г. г. по требованиям №28319 от 27.08.2018г., №33590 от 28.06.2021г., №104897 от 20.12.2021г. в размере 4306,15 руб.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 07.06.2023 г.
Судья М.И.Томилова