Дело № 33-3137/2019 судья в первой
Категория 95г инстанции Кныш Н.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 августа 2019 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Жиляевой О.И.,
судей Ваулиной А.В., Герасименко Е.В.,
при секретаре Белановой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мантровой Веры Ивановны на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 22 мая 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Мантровой Веры Ивановны к Управлению труда и социальной защиты населения Гагаринского района города Севастополя, Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о предоставлении мер социальной поддержки,
заслушав доклад судьи Ваулиной А.В.,
установила:
Мантрова В.И. обратилась в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения Гагаринского района, Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, в котором просила признать истца лицом, имеющим право на получение ежемесячной денежной помощи в связи с проживанием совместно с инвалидом I группы вследствие психического заболевания.
В обоснование своих требований указала, что является опекуном своего сына М.А.А. - инвалида <данные изъяты> с детства вследствие психического заболевания и проживает с ним с его рождения и по настоящее время. При этом в период с 28 октября 1998 по 2015 год являлась его попечителем. Она неоднократно обращалась о назначении выплаты ежемесячной денежной помощи как лицу, проживающему совместно с инвалидом <данные изъяты> вследствие психического заболевания и осуществляющего постоянный уход за ним в соответствии с законом города Севастополя от 23 января 2015 года № 106-ЗС и Постановлением Правительства города Севастополя от 14 декабря 2015 года № 1193-AП. Однако, в этом её было отказано, как она полагала незаконно.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 22 мая 2019 года в иске Мантровой В.И. отказано.
С таким решением суда Мантрова В.И. не согласна и в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное в нарушении норм материального и процессуального права, приняв новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что отказ в иске является формальным и немотивированным. Полагает, имеется достаточно оснований для удовлетворения её требований. Считает, что суд первой инстанции надлежащей оценки совокупности представленных доказательств не дал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Мантрова В.И. апелляционную жалобу поддержала, просила её удовлетворить.
Представитель Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя Курбатов В.Ю., действующий на основании доверенности от 28 декабря 2018 года, решение суда просил оставить без изменения.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что М.А.А., 1982 года рождения, уроженец города Севастополя, является инвалидом <данные изъяты> вследствие психического заболевания с детства. 02 октября 2001 года инвалидность ему установлена бессрочно. Из указания справки МСЭ серии 2-18 АВ № от 02 октября 2001 года и заключения врачебной комиссии № 436 от 03 марта 2016 года следует, что он нуждается в постоянном постороннем уходе.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 29 июня 2015 года М.А.А. признан недееспособным.
Его матерью является Мантрова В.И. Распоряжением Гагаринской районного государственной администрацией от 28 октября 1998 года № 1831р истец назначена попечителем своему сыну, а распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 07 октября 2015 года № 172 – его опекуном.
Мантрова В.И. и М.А.А. всегда проживали и проживают совместно по адресу: <адрес>.
Мантрова В.И. обратилась в Управление труда и социальной защиты населения Гагаринского района с заявлением о назначении и выплате ей ежемесячной денежной помощи лицу, проживающему вместе с инвалидом I или II группы вследствие психического заболевания, на уход за ним.
Решением от 12 декабря 2018 года № М-6 истцу разъяснено, что данный вид выплат ей не положен, так как по состоянию на 31 декабря 2014 года она в Управлении труда и социальной защиты населения как получатель ежемесячной денежной помощи не состояла.
Разрешая спор, и отказывая Мантровой В.И. в удовлетворении требований о признании права на данные меры социальной поддержки, суд первой инстанции также исходил из того, что по состоянию на 31 декабря 2014 года истец как получатель ежемесячной денежной помощи на уход за инвалидом <данные изъяты> вследствие психического заболевания в Управлении труда и социальной защиты населения не состояла, и что в настоящее время лицом, осуществляющим уход за инвалидом, является дочь истца. В связи с чем, пришёл к выводу о необоснованности требований Мантровой В.И.
Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решения является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61 и 67 ГПК РФ) а также тогда, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Закон города Севастополя от 23 января 2015 года № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» устанавливает правовые, организационные и экономические основы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Севастополя, в связи с принятием в Российскую Федерацию и образованием в составе Российской Федерации нового субъекта - города федерального значения Севастополя, полномочия органов государственной власти города Севастополя, как субъекта Российской Федерации, в сфере социального обслуживания граждан (статья 1 Закона).
Согласно части 1 статьи 2 указанного Закона города Севастополя от 23 января 2015 года № 106-ЗС настоящий Закон распространяется на лиц, имеющих место жительства на территории города Севастополя: граждан Российской Федерации, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане), за исключением норм II и IV разделов настоящего Закона, действие которых распространяется на вышеуказанных лиц, постоянно проживавших на территории города Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, право которых на меры социальной защиты (поддержки) возникло на 31 декабря 2014 года.
В силу пункта 9 статьи 17 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года № 106-ЗС к граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки относятся граждане, право которых на ежемесячную денежную помощь по уходу за инвалидом I, II группы вследствие психического заболевания возникло на 31 декабря 2014 года.
В соответствии с частью 9 статьи 19 указанного Закона названным гражданам, совместно проживающим с инвалидом I или II группы вследствие психического заболевания, предоставляется ежемесячная денежная помощь на уход за ним.
Пунктом 2 Постановления Правительства Севастополя от 14 декабря 2015 года № 1193-ПП Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя поручено осуществлять организационно-методическое сопровождение по вопросам, связанным с реализацией прав граждан на назначение и выплату ежемесячной денежной помощи лицу, проживающему вместе с инвалидом I или II группы вследствие психического заболевания, на уход за ним.
На основании пунктов 2 и 4 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной помощи лицу, проживающему вместе с инвалидом I или II группы вследствие психического заболевания, на уход за ним, утверждённого Постановлением Правительства Севастополя от 14 декабря 2015 года № 1193-ПП (Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной помощи), помощь на уход назначается и выплачивается гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории города Севастополя, которые постоянно проживают на одной жилой площади с инвалидом I или II группы вследствие психического заболевания и осуществляют уход за ним, право которых на меры социальной поддержки возникло на 31 декабря 2014 года.
Помощь на уход предоставляется дееспособному лицу, зарегистрированному или проживающему на одной жилой площади с инвалидом I или II группы вследствие психического заболевания, который по заключению врачебной комиссии медицинского учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе, и осуществляющему уход за ним.
В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение и выплата ежемесячной помощи лицу, проживающему вместе с инвалидом I или II группы вследствие психического заболевания, на уход за ним», утверждённого приказом Департамента труда и социальной защиты населения г.Севастополя от 30 января 2017 года № 37 (Далее Административный регламент), заявителями на получение государственной услуги «Назначение и выплата ежемесячной помощи лицу, проживающему вместе с инвалидом I или II группы вследствие психического заболевания, на уход за ним» являются:
- граждане Российской Федерации, проживающие на территории города Севастополя, из числа имеющих среднедушевой доход ниже трехкратной величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по городу Севастополю, установленного постановлением Правительства Севастополя «Об установлении прожиточного минимума на душу населения и для основных социально-демографических групп населения в городе Севастополе» на соответствующий квартал текущего года.
Заявителями на предоставление государственной услуги являются граждане, постоянно и совместно проживающие на одной площади с инвалидом I или II группы вследствие психического заболевания, осуществляющие уход за ним, право которых на меры социальной поддержки возникло на 31 декабря 2014 года.
Из приведённых норм права следует, что предоставление данной меры социальной поддержки обусловлено возникновением на 31 декабря 2014 года права на ежемесячную денежную помощь по уходу за инвалидом I и II группы вследствие психического заболевания, что предполагает возникновение у гражданина совокупности определённых законом условий, позволяющих заявлять о назначении выплаты. В то же время указанные нормы права под возникновением на 31 декабря 2014 года права на ежемесячную денежную помощь по уходу за инвалидом I и II группы вследствие психического заболевания не подразумевают, что до этой даты возникшее право гражданином должно быть им реализовано, то есть такая мера социальной поддержки должна быть ему установлена компетентным органом власти.
Также судебная коллегия отмечает, что пункт 6 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной помощи и пункты 2.6 и 2.7 Административного регламента в перечне документов, необходимых для получения меры социальной поддержки не предусматривают документов, подтверждающих установление и получение заявителем выплаты до 31 декабря 2014 года.
Более того, пунктом 2.9 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, в который включены: отсутствие права на социальную поддержку в соответствии с Законом ЗС от 23 января 2015 года № 106-ЗС; непредставление документов, установленных в перечне, за исключением документов, указанных в пункте 2.7 административного регламента; представление заявителем документов, содержащих недостоверные и (или) неполные сведения; непредставление заявителем в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления, поданного в электронной форме, оригиналов документов, за исключением электронных документов, поданных в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ и Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Обстоятельства не обращения и неполучения заявителем меры социальной поддержки ранее 31 декабря 2014 года в качестве отказа в её предоставлении в нормативном акте не поименованы.
При таких обстоятельствах и буквальном толковании закона нельзя считать, что возникновение права на ежемесячную денежную помощь на уход за инвалидом I и II группы вследствие психического заболевания, Закон города Севастополя от 23 января 2015 года № 106-ЗС и принятые на его основе подзаконные акты приравнивают к фактическому получению гражданином на 31 декабря 2014 года такой меры поддержки. Наоборот, как указано выше выплата предоставляется лицам, у которых право на получение меры поддержки возникло на указанную дату, то есть наступили все предусмотренные основания для этого. Обстоятельства не обращения за выплатой умолять возникшее право не могут.
Частью 3 статьи 2 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года № 106-ЗС установлено, что меры социальной защиты (поддержки), предусмотренные статьей 6 и частью 9 статьи 19 настоящего Закона, по истечении срока, на который они были установлены гражданам, приобретшим данное право на 31 декабря 2014 года, сохраняются в размере, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 21 февраля 2014 года, и устанавливаются указанным гражданам после 31 декабря 2014 года на новый срок при наличии оснований для их предоставления и обращения гражданина.
Данная норма, гарантируя сохранения размера меры социальной защиты, установленной в соответствии с ранее действовавшим законодательством, также не приравнивает возникновение права на ежемесячную денежную помощь на уход к факту реализации права и назначению выплаты компетентным органом.
Потому юридически значимыми по делу обстоятельствами является то, проживала ли истец постоянно на территории г.Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, и приобрела ли Мантрова В.И. по состоянию на 31 декабря 2014 года право на ежемесячную денежную помощь по уходу за инвалидом I, II группы вследствие психического заболевания или нет.
В соответствии со статьёй 5 Закона Украины от 22 февраля 2000 года № 1489-III «О психиатрической помощи» (действовавшего ранее на территории г.Севастополя) государство гарантировало пособие в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, лицу, проживающему вместе с инвалидом I и II группы вследствие психического расстройства, который по заключению врачебной комиссии медицинского учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе, - на уход за ним.
В силу пункта 4 Постановления Кабинета Министров Украины от 02 августа 2000 года № 1192 «О предоставлении ежемесячной денежной помощи лицу, проживающему вместе с инвалидом I и II группы вследствие психического расстройства, который по заключению врачебной комиссии медицинского учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе, на уход за ним» помощь по уходу предоставляется дееспособному лицу, которое зарегистрировано или постоянно проживает на одной жилой площади с инвалидом I и II группы вследствие психического расстройства, который по заключению врачебной комиссии медицинского учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе, и осуществляет уход за ним.
Из материалов дела следует, что Мантрова В.И. и её сын М.А.А., являющийся инвалидом <данные изъяты> вследствие психического заболевания с детства всегда проживали совместно на территории города Севастополя, в том числе и на 18 марта 2014 года, то есть на принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Из указания справки об инвалидности МСЭ серии 2-18 АВ № следует, что врачебной комиссией при установлении 02 октября 2001 года М.А.А. инвалидности бессрочно дано заключение о его нуждаемости в постоянном постороннем уходе. Такое заключение также подтверждено заключением врачебной комиссии ГБУЗС «Севастопольская городская психиатрическая больница» о необходимости постоянного постороннего ухода за инвалидом I и II вследствие психического расстройства № 436 от 03 марта 2016 года. Сведений о том, что в период между комиссиями, в частности на 31 декабря 2014 года, отпадали основания нуждаемости сына истца в такой помощи, материалы дела не содержат и ответчиком не представлялись.
Судебная коллегия также отмечает, что уход за сыном, имеющим инвалидность, на 31 декабря 2014 года осуществляла истец, являясь на тот момент его попечителем. На государственном обеспечении или на стационарном лечении М.А.А. не находился и в настоящее время не находится, и обратного ответчиком не доказано.
При таких обстоятельствах, по состоянию на 31 декабря 2014 года у Мантровой В.И. имелись предусмотренные законом основания, обуславливающих возникновение права на ежемесячную денежную помощь по уходу за инвалидом I, II группы вследствие психического заболевания. Потому в удовлетворении её требований о признании имеющей право на данную меру социальной поддержки, решением суда по тому мотиву, что она как получатель ежемесячной денежной помощи в Управлении труда и социальной защиты населения не состояла, закону не соответствует.
Указания ответчика на то, что истец не имеет документов по форме, установленных ранее действовавшим законодательством, в том числе заключения врачебной комиссии медицинского учреждения, подтверждающего нуждаемость сына в постоянном постороннем уходе, а потому права на меру поддержки у Мантровой В.И. не возникло, отклоняются. Указанное заключение, как отмечалось ранее, врачебной комиссией медицинского учреждения было дано, и со временем оно не изменилось, нуждаемость в постоянном постороннем уходе у сына истца не отпала, а подтвердилась заключением врачебной комиссии ГБУЗС «Севастопольская городская психиатрическая больница» № 436 от 03 марта 2016 года, действующим бессрочно. В связи с чем, несоответствие ранее данного заключения врачебной комиссии медицинского учреждения предусмотренной форме, не может препятствовать истцу в реализации возникшего права, тем более, что в настоящее время возможность получения заключения, установленного ранее действовавшим законодательством исключается.
Также судебная коллегия учитывает, что при заявленных требованиях только о признании истца имеющей право на установленную меру социальной поддержки, не требующих решения вопроса о её назначении и выплате, и не разрешавшихся в ходе судебного разбирательства по настоящему спору, обстоятельства получения дочерью истца ежемесячной компенсационной выплаты в размере 1200 рублей, установленной Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом <данные изъяты> (за исключением инвалидов с детства I группы), юридического значения не имеют. Тем более, что такая выплата была прекращена, и что в силу пункта 3 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной помощи оформление компенсационной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455, или ежемесячной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от26 февраля 2013 года № 175, размер назначенной помощи на уход выплачивается за их минусом.
Ввиду изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований Мантровой В.И. и признании её имеющей право на ежемесячную денежную помощь по уходу за инвалидом I, II группы вследствие психического заболевания.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 22 мая 2019 года отменить.
Принять новое решение.
Признать за Мантровой Верой Ивановной право на получение ежемесячной денежной помощи по уходу за инвалидом <данные изъяты> вследствие психического заболевания.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий: О.И. Жиляева
Судьи: А.В. Ваулина
Е.В. Герасименко