Дело № 2а-36/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2019 года г. Великий Новгород
Великоновгородский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Слипченко В.И., при секретаре судебного заседания Соколик О.А., с участием представителя административного истца Осипова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, административное дело № 2а-36/2019 по административному исковому заявлению <звание> запаса Петунина Сергея Александровича, об оспаривании решения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанного со снятием членов семьи военнослужащего с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Петунин С.А. обратился в суд с административным иском, в котором уточнив требования просил:
- признать незаконным решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 8 апреля 2019 года о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях ФИО1 и ФИО2;
- обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма ФИО1 и ФИО2 и обеспечить указанных лиц жилищной субсидией.
В обоснование своих требований Петунин С.А. указал, что с августа 1994 года по март 2016 года проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. В 2016 году он уволился с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы, имея на день увольнения календарную выслугу 21 год 6 месяцев. В апреле 2011 года он заключил брак с гражданкой ФИО1 от которого у них имеется общий ребенок - ФИО2 Во время прохождения военной службы он с составом семьи три человека (ФИО1 и ФИО2) был признан нуждающимся в служебном жилом помещении, а затем с этим же составом семьи принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В дальнейшем ему была изменена форма обеспечения жильем на предоставление жилищной субсидии.
В августе 2018 года им были представлены в жилищный орган дополнительные документы, в том числе справка, выданная управляющей компанией ООО «Ремонт Отделка Стройка» подтверждающая факт совместного проживания с ним его супруги ФИО1 и сына ФИО2
16 апреля 2019 года в его адрес из отделения (территориальное, г. Псков) ФГКУ «Западрегионжилье» поступило уведомление о том, что ФИО1 и ФИО2 исключены из единого реестра нуждающихся в жилых помещениях, поскольку справка о его совместном проживании с членами своей семьи оформлена ненадлежащим образом в связи с чем не может быть принята во внимание.
Несмотря на то, что он повторно направил в адрес ФГКУ «Западрегионжилье» надлежащим образом оформленную справку, ответчик обеспечил жилищной субсидией только одного Петунина С.А. перечислив ему 24.06.2019 г. денежные средства.
С принятым ФГКУ «Западрегионжилье» решением Петунин С.А. не согласен, и полагает, что в соответствии с положениями статей 15, 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» его жена и сын не подлежали снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях и должны быть обеспечены жильем из расчета 18 квадратных метров на каждого.
Истец также указал, что согласно разъяснениям, данным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами жилищного и семейного законодательства, а следовательно ФИО1 и ФИО2 являются членами его семьи не только в силу ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», но и в соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ.
В судебном заседании представитель административного истца Осипов И.В. поддержал заявленные Петуниным С.А. требования и настаивал на их удовлетворении, дополнительно пояснив, что поскольку административный истец последовательно признан уполномоченным жилищным органом нуждающимся в служебном жилье, а затем в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма совместно с ФИО1 и ФИО2, то у административного ответчика отсутствовали какие-либо основания для изменения ранее принятого в отношении Петунина С.А. и членов его семьи решения.
Петунин С.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, направил своего представителя.
Представитель административного ответчика - Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу» (далее - ФКУ «УФО МО РФ по ЗВО») в судебное заседание не прибыл и просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ФГКУ «Западрегионжилье» просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать Петунину С.А. в удовлетворении заявленных требований. В своих письменных возражениях указал, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 г. № 1280, проживание членов семьи совместно с военнослужащим является одним из обязательных условий для их обеспечения жилыми помещениями. Согласно материалам жилищного дела истца ФИО1 и ФИО2 зарегистрированы постоянно по месту жительства в жилом помещении, находящемся в Санкт-Петербурге, нанимателем которого является мать ФИО1
Имеющиеся в жилищном деле справки, заверенные исполнительным директором ООО «РОС», которые якобы подтверждают совместное проживание Петунина С.А., ФИО1 и ФИО2 в жилом помещении по адресу: <адрес> и ведение совместного хозяйства, фактически противоречат представленной истцом в суд справке об обучении ФИО2 в общеобразовательной школе в <адрес>.
Ссылаясь на положения Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» представитель ответчика полагает, что местом жительства ФИО1 и ФИО2 является жилое помещение, находящееся в <адрес>.
Представитель административного ответчика - отделения (территориальное г. Псков) ФГКУ «Западрегионжилье» в суд не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В своих возражениях просил отказать Петунину С.А. в удовлетворении заявленных требований, указав, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение военнослужащим и совместно проживающим членам их семей. С учетом того, что административный истец зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, а ФИО1 и ФИО2 зарегистрированы по месту жительства в <адрес>, жилищный орган пришел к выводу о том, что члены семьи Петунина С.А. неправомерно приняты на учет нуждающихся в получении жилых помещений и подлежат снятию с указанного учета.
Заслушав объясненияпредставителя административного истца и исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.
Статья 219 КАС РФ предусматривает трехмесячный срок обращения в суд со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск указанного срока не является для суда основанием для отказа в принятии административного искового заявления, но при отсутствии уважительных причин является основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административного иска в предварительном судебном заседании или в судебном заседании без исследования фактических обстоятельств дела.
Решение, которым ФИО1 и ФИО2 сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, принято ФГКУ «Западрегионжилье» (территориальное, г. Псков) 8 апреля 2019 года и как видно из штампа на конверте получено административным истцом 16 апреля 2019 года. Поскольку за защитой своих прав Петунин С.А. обратился в суд 15 июля 2019 года, то срок, установленный ст. 219 КАС РФ им не пропущен.
Как усматривается из копии послужного списка административного истца, справки военного комиссариата Новгородской области от 15.04.2019 г. № ПН-31358/648 ЦСО, <звание> Петунин С.А. проходил военную службу с августа 1994 года по март 2016 года, в том числе с марта 1999 года в качестве офицера, при этом с ноября 2013 года по март 2016 года в должности оперативного дежурного войсковой части № в <адрес>.
Согласно приказу командира <данные изъяты> от 04.03.2016 г. № 18, Петунин С.А. уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы (подп. б п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») с оставлением на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Календарная выслуга лет Петунина С.А. на день увольнения составляла 21 год 6 месяцев.
Как видно из справки военного комиссариата Новгородской области от 15.04.2019 г. № ПН-31358/648 ЦСО, в личном деле Петунина С.А. в качестве членов семьи записаны жена ФИО1 и сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно решению отделения (территориальное, г. Великий Новгород) ФГКУ «Западрегионжилье» от 03.10.2013 г. № 53-48/51, Петунин С.А. совместно с супругой ФИО1 и сыном ФИО2 принят на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях.
С 10 ноября 2015 года Петунин С.А. совместно с супругой ФИО1 и сыном ФИО2 принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства в <адрес>, что подтверждается копией решения отделения (территориальное, г. Псков) ФГКУ «Западрегионжилье» от 27.06.2016 г. № 60-13/2016/44.
Согласно уведомлению начальника отделения (территориальное, г. Псков) ФГКУ «Западрегионжилье» от 06.09.2016 г. № 60-13/2016/1115 Петунину С.А. изменена форма обеспечения жильем на предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Из копии паспорта Петунина С.А. видно, что он зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Как усматривается из копии паспорта ФИО1 и справки о регистрации по форме № 9, ФИО1 и ФИО2 зарегистрированы по адресу <адрес> с 16 июня 1978 года и с 27 октября 2011 года соответственно. Из данной справки также следует, что ФИО1 и ФИО2 вселены в вышеназванную квартиру в качестве дочери и внука нанимателя жилого помещения ФИО3
С 01.09.2019 г. сын административного истца ФИО2 обучается в первом классе средней общеобразовательной школы № <адрес>, что подтверждается справкой из указанного учреждения от 10.10.2019 г. № 552.
Из уведомления начальника отделения (территориальное, г. Псков) ФГКУ «Западрегионжилье» от 08.04.2019 г. № 60-10/2019/760 следует, что ФИО1 и ФИО2 в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ сняты с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений предоставляемых по договору социального найма. Основанием для принятия указанного решения послужило предоставление документов (справки) не подтверждающих надлежащим образом факт совместного проживания административного истца с членами своей семьи.
Из представленной истцом в адрес административного ответчика справки (без номера и даты), подписанной ФИО4 ФИО5 ФИО6, ФИО7 и заверенной исполнительным директором ООО «РОС», следует, что вышеуказанные лица подтверждают факт совместного проживания Петунина С.А. с членами своей семьи по адресу: <адрес>.
Согласно сообщению исполнительного директора ООО «РОС» от 31.10.2019 г. № 1369, официальный документ, подтверждающий факт совместного проживания административного истца с членами своей семьи, указанной организацией Петунину С.А. не выдавался, а вышеназванным должностным лицом были удостоверены только подписи лиц, подписавших вышеназванную справку.
Вместе с тем, согласно выписке из поквартирной карточки от 28.06.2019 г. б/н, в двухкомнатной квартире общей площадью 48.8 кв.м по адресу: <адрес> зарегистрирована и проживает только мать административного истца ФИО8 являющаяся собственником данного жилого помещения.
Как видно из договора найма жилого помещения от 1 января 2015 года заключенного между ФИО8 и Петуниным С.А., административный истец в 2015 году осуществлял поднайм жилого помещения принадлежащего его матери. При этом в указанном договоре отсутствуют сведения о том, что в указанное жилое помещение административный истец вселяется с членами своей семьи.
В соответствии с решением ФГКУ «Западрегионжилье» от 17.06.2019 г. № 03-28/834 Петунину С.А. предоставлена жилищная субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения на состав семьи из одного человека. Указанные денежные средства перечислены административному истцу 24.06.2019 г., что подтверждается платежным поручением № 434074 от названной даты.
Решением начальника отделения (территориальное, г. Псков) ФГКУ «Западрегионжилье» от 11.11.2019 г. № 60-15/2019/57 Петунин С.А. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с перечислением на его банковский счет жилищной субсидии.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей, на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
При этом, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Петунин С.А., получив в 1999 году офицерское воинское звание и достигнув в августе 2014 года общей продолжительности военной службы 20 лет, вправе претендовать на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства.
Согласно абз. 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Порядок постановки военнослужащих и совместно проживающих членов семьи на жилищный учет, установлен «Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года № 512.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил для постановки на жилищный учет военнослужащий вместе с заявлением обязан представить в полномочный жилищный орган военного ведомства, в том числе, копии свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста, и паспортов всех членов семьи, содержащие сведения об их регистрации по месту жительства, а также выписки из домовых книг (копии финансовых лицевых счетов) с мест жительства за последние 5 лет.
Представление указанных документов обусловлено необходимостью установления их места жительства и жилищных условий с учетом требований статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой под местом жительства понимается жилое помещение, где гражданин постоянно или преимущественно проживает на законных основаниях и зарегистрирован по месту жительства.
Согласно подп. «д» п. 10 «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании достоверно установлено, что Петунин С.А. был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном месте жительства в <адрес> с учетом супруги и сына.
Вместе с тем согласно справке о регистрации по форме № 9 и справке о характеристике жилого помещения, супруга административного истца ФИО1 и несовершеннолетний сын ФИО2 зарегистрированы по месту жительства и постоянно проживают в квартире общей площадью 30.66 кв.м. в <адрес>, нанимателем которой является мать ФИО1 - ФИО3
В силу статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», сохранение постоянной регистрации свидетельствует об их свободном волеизъявлении при выборе места жительства, что сопряжено с сохранением права пользования этим жилым помещением.
Представленная истцом в ФГКУ «Западрегионжилье» справка о совместном проживании с ним ФИО1 и ФИО2 в <адрес>, может свидетельствовать лишь об их временном пребывании в <адрес>, и не подтверждает факт совместного с военнослужащим проживания, что в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма в избранном месте жительства военнослужащему с учетом членов его семьи.
Утверждение Петунина С.А. о том, что ФИО1 и ФИО2 являются членами его семьи в силу ч. 1 ст. 69 ЖК РФ является несостоятельным, поскольку административный истец не являлся нанимателем жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: <адрес>
Суд также отвергает доводы представителя истца о том, что уполномоченный жилищный орган не вправе отменить свое решение о признании истца и членов его семьи нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку такое право предоставлено административному ответчику в соответствии со ст. 56 ЖК РФ и подп. «д» п. 10 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение ФГКУ «Западрегионжилье» о снятии супруги и сына административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма принято в соответствии с законом и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца в связи с чем отказывает в удовлетворении административного иска Петунина С.А. в полном объеме.
Поскольку административному истцу в удовлетворении заявленных требований отказано, то в соответствии со ст. 111 КАС РФ, не подлежат возмещению и судебные расходы.
Руководствуясь статьями 111, 175 - 180, 227 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:В удовлетворении административного искового заявления Петунина Сергея Александровича:
- признать незаконным решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 8 апреля 2019 года о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях ФИО1 и ФИО2;
- обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма ФИО1 и ФИО2 и обеспечить указанных лиц жилищной субсидией - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-й Западный окружной военный суд через Великоновгородский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу В.И. Слипченко