Дело № 2-121/2020
Решение
Именем Российской Федерации
<адрес> 28 мая 2020 года
Пестовский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Брайцевой Л.В., при секретаре ФИО7, с участием истца Германовой А.Ю., ответчиков Германова А.Ю., Германовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Германовой Алёны Юрьевны к Германову Александру Юрьевичу, Германовой Наталье Иосифовне, ФИО13 о признании имущества личной собственностью супруга, включении имущества в состав наследства,
установил:
Германова А.Ю. обратилась в суд с иском к Германову А.Ю., Германовой Н.И., ФИО11 о признании имущества, принадлежащего на праве собственности умершему <данные изъяты>, которое состоит из квартиры по адресу: <адрес>, земельного участка по адресу: <адрес>, огнестрельного гладкоствольного оружия ТОЗ-34, гражданского оружия карабин Сайга и транспортного средства Hyunday Accent, идентификационный номер №, личным имуществом ФИО1 и включении указанного имущества в состав наследства.
Иск обоснован тем, что истец приняла наследство после смерти отца ФИО1, умершего 20 июня 2018 года. В ходе оформления наследственных прав выяснилось, что расторгнутый решением суда от 03 октября 1990 года брак между ее отцом и Германовой Н.И., не был прекращен в связи с тем, что его расторжение не оформлено в органах ЗАГСа. Учитывая, что указанное в иске имущество приобретено ФИО1 на личные средства и после фактического прекращения семейных отношений с Германовой Н.И. (то есть после ДД.ММ.ГГГГ), оснований считать его совместной собственностью супругов не имеется.
В судебное заседание, будучи извещенными надлежащим образом, ответчик ФИО11 и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, нотариус нотариального округа <адрес> Зацепина Г.В. не явились, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Истец Германова А.Ю. в судебном заседании требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Ответчики Германов А.Ю., Германова Н.И. исковые требования признали. Пояснили, что из указанного в иске имущества только огнестрельное гладкоствольное оружие ТОЗ-34 приобретено на совместные деньги супругов ФИО1 и Германовой Н.И., остальное - после того, как ФИО1 в 1990 году ушел из семьи и семейные отношения между ним и Германовой Н.И. были фактически прекращены.
Исследовав доказательства по делу, суд находит исковые требования Германовой А.Ю. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В пункте 1 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации (далее СК РФ) закреплено, что имущество, нажитое супругами в период брака, является их совместной собственностью.
Согласно статье 36 СК РФ имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью (пункт 1). Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался (пункт 2).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 19 ноября 1983 года ФИО1 зарегистрировал брак с Германовой Н.И.
<адрес> народного суда от 03 октября 1990 года, вступившим в законную силу 14 октября 1990 года, брак между Германовым А.Ю. и Германовой Н.И. расторгнут.
20 июня 2018 года ФИО14 умер, что подтверждается актовой записью об его смерти.
Согласно сведениям из отдела ЗАГС комитета по организационным и общим вопросам Администрации Хвойнинского муниципального района <адрес> от 17 февраля 2020 года, запись акта о расторжении брака ФИО1 отсутствует.
Следовательно, Германов А.Ю. в период с 19 ноября 1983 года по день своей смерти состоял в браке с Германовой Н.И., поскольку в силу абзаца 2 пункта 3 статьи 169 СК РФ брак, расторгнутый в судебном порядке до 1 мая 1996 года, считается прекращенным только со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния.
Из наследственного дела следует, что после смерти ФИО1 наследство приняли его дети Германова А.Ю. и Германов А.Ю. Отказались от доли на наследство мать наследодателя ФИО11 в пользу Германовой А.Ю., а жена наследодателя Германова Н.И. в пользу Германова А.Ю.
На дату смерти Германову А.Ю. принадлежало следующее имущество:
- квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес> (правоустанавливающие документы - договор на передачу муниципальной квартиры в собственность граждан, зарегистрированный в КУМИ <адрес> 15 апреля 1993 года; договор установления долей и купли-продажи доли квартиры от 19 сентября 2006 года);
- земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> (правоустанавливающие документы – постановление Администрации Хвойнинского муниципального района от 11 мая 2011 года № «О предоставлении земельного участка в собственность);
- огнестрельное гладкоствольное оружие ТОЗ-34, калибр 12х70 № (оружие поставлено на учет владельцем ФИО1 3ДД.ММ.ГГГГ);
- гражданское оружие карабин Сайга, калибр 7,62х39 мм, №, 1996 г.в. (оружие поставлено на учет владельцем ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ);
- транспортное средство Hyunday Accent, идентификационный номер № (правоустанавливающие документы – договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 СК РФ суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них.
Согласно данной норме наличие брака не исключает возможность возникновения у супруга права личной собственности на приобретенное имущество, если доказан факт приобретения этого имущества в период раздельного проживания супругов при прекращении ими семейных отношений.
Из пояснений сторон следует, что супруги ФИО1 и Германова Н.И. с 14 октября 1990 года совместно не проживали, семейные отношения между ними были фактически прекращены.
Таким образом, имущество (квартира, земельный участок, карабин Сайга и автомобиль Hyunday Accent), право собственности на которое возникло у ФИО1 после 14 октября 1990 года, признается судом личным имуществом ФИО1 и подлежит включению в состав наследственного имущества после его смерти.
Принимая во внимание, что из объяснений ответчиков Германова А.Ю. и Германовой Н.И. следует, что огнестрельное гладкоствольное оружие ТОЗ-34 приобретено ФИО1 в период брака и проживания с Германовой Н.И., на совместные деньги супругов, а истцом Германовой А.Ю. доказательств обратного не предоставлено, суд приходит к выводу, что, исходя из положений статей 34, 36 СК РФ, указанное оружие является совместной собственностью супругов, основания для принятия судом признания иска ответчиками в этой части и удовлетворения заявленных требований о признании огнестрельного гладкоствольного оружия ТОЗ-34 личным имуществом ФИО1 отсутствуют.
Поскольку ФИО11 не является наследником после смерти ФИО1, она признается судом ненадлежащим ответчиком по делу, поэтому в иске к ней следует отказать.
В силу статей 98, 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ФИО9 в пользу Германовой А.Ю. судебные расходы по оплате государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в сумме 7 577 руб. 82 коп., поскольку требования в части признания имущества ФИО1 его личной собственностью направлены на изменение режима имущества супругов, а также взыскать с ФИО1 и ФИО9 в доход местного бюджета судебные расходы по оплате государственной пошлины за требование о включении имущества в состав наследства по 150 рублей с каждого из соответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Германовой А.Ю. удовлетворить частично.
Признать имущество, принадлежащее на праве собственности наследодателю ФИО1, умершему ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>,
земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>,
карабин Сайга, калибр 7,62х39 мм, №, 1996 г.в.,
транспортное средство Hyunday Accent, 2008 года выпуска, цвет серебристый, идентификационный номер № -
личным имуществом ФИО1 и включить указанное имущество в состав наследственного имущества после смерти ФИО1, умершего 20 июня 2018 года.
В остальной части Германовой А.Ю. в удовлетворении исковых требований, а также требованиях, предъявленных к ненадлежащему ответчику ФИО11 – отказать.
Взыскать с Германовой Натальи Иосифовны в пользу ФИО12 Алёны ФИО5 судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 7 577 руб. 82 коп.
Взыскать с Германовой Натальи Иосифовны в доход местного бюджета судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 150 рублей.
Взыскать с ФИО3 в доход местного бюджета судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Пестовский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья подпись Л.В. Брайцева
Мотивированное решение суда составлено 01 июня 2020 года