дело №2-135/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 апреля 2012 года город Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Шафиковой Е.С.
при секретаре Прокопьевой Е.Д.
с участием заявителя - Овсянникова С.А., представителей Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Шерстневой А.Г., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, Волкоедовой А.С., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица «СУ №3 «ПКС - 6» - Кравченко А.Н., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица Овсянниковой Е.В.- Овсянникова С.В. действующего по доверенности №Д-1257 от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Овсянникова С.А. об оспаривании решений органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Овсянников С.А. и Луговая Д.В. в порядке главы 25 ГПК РФ обратились в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления и просили признать недействительными постановления Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>»; № и № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>».
В обоснование требований заявителями указано, что оспариваемые постановления, приведенные выше, являются незаконным и нарушающими права заявителей.
Нарушено право на обеспечение благоприятных условий жизни и деятельности, нарушены права и законные интересы ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей. Нарушено федеральное законодательство. Информационное сообщение о торгах по указанным 11 участкам от ДД.ММ.ГГГГ (5 лот), основанное на постановлении Главы Муниципального округа г.Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованное в газете «Вечерняя Уфа» № от ДД.ММ.ГГГГ, содержит массу нарушений и нестыковок с фактическими данными.
ООО «СУ №3 ПСК - 6» намеревается строить двух и трех этажные дома, что вообще запрещено для этой территориальной зоны, коммуникации поселка в результате разрешенного строительства будут перегружены.
Определением суда от 12 января 2012 года требования Луговой Д.В. оставлены без рассмотрения.
Впоследствии Овсянников С.А. уточнил требования и просил признать недействительными постановления Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>»; № и № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>»; решение № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заявитель Овсянников С.А. поддержал уточненные требования, по приведенным выше основаниям.
Представители Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан считает требования необоснованными по основаниям, приведенным в отзыве, и в удовлетворения заявления просили отказать.
Представитель третьего лица «СУ №3 «ПСК - 6» требования считает необоснованными.
В судебное заседание третье лицо Овсянникова Е.В., извещенная надлежащим образом, не явилась.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В случае, предусмотренном законом, граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (ч.1 ст.46 ГПК РФ).
Заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решений органа местного самоуправления, обосновывает свои требования нарушением прав и интересов жителей, в том числе и детей микрорайона Баланово - Ново-Александровка в Демском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Поскольку жители микрорайона, в соответствии со ст.3 ГПК РФ, приведенной выше, в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, не обращались, Овсянникова С.А. не уполномочивали обращаться в защиту их прав, свобод и законных интересов, доводы заявителя о нарушении прав «всех, проживающих в их районе», оспариваемыми постановлениями и решением, являются несостоятельными и не могут рассматриваться при обращении заявителя в суд за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов.
Ссылка в заявлении о том, что «планируемое строительство социального двух и трех этажного жилья неизбежно приведет к перегрузке коммуникаций поселка и дефициту территории, является необоснованной, так как оспариваемыми постановлениями № и № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» не предусматривается строительство социального двух и трех этажного жилья.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных органов или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения, действия (бездействие, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Под действиями и решениями понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащиеся государственно-властное повелевание, предписание в отношении заявителя, которыми нарушены права и свободы заявителя.
Установлено, что Овсянников С.А. проживает по адресу: <адрес>.
Постановлениями главы Администрации городского округа город Уфа № и № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» постановлено:
Разрешить ООО «СУ №3 «ПСК - 6» разработку проекта планировки территории жилого района Баланово - Ново - Александровка, ограниченного улицами <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> и административной границей городского округа город Уфа Республики Башкортостан в Демском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан на земельных участках <данные изъяты> га и <данные изъяты> га соответственно.
Пунктом 2 указанного постановления заказчик обязан:
- получить в Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа РБ градостроительное задание на разработку проекта планировки территории;
- до начала проектирования выполнить в установленном порядке инженерно - геодезические изыскания, представить сведения об инженерно - геодезические изыскания, представить сведения об инженерно - геологических условиях участка;
- представить на рассмотрение в Главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, разработанный и согласованный в установленном порядке проект планировки в течение одного года со дня принятия настоящего постановления;
- до начала проектирования обеспечить публикацию информации в газете «Вечерняя Уфа» о разработке проекта планировки территории жилого района Баланово - Ново - Александровка в Демском районе городского округа город Уфа республики ст.46 Градостроительного кодекса РФ;
- представить необходимые материалы для проведения публичных слушаний по проекту планировки, принять участие и обеспечить присутствие проектной организации на публичных слушаниях по проекту планировки территории жилого района Баланово - Ново - Александровка в Демском районе городского округа город Уфа РБ в установленном законодательством порядке;
В соответствии с п. 6 Постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, иное законодательство, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (ст.4 Градостроительного кодекса).
Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальное образование, физические и юридические лица.
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции (ст.5 Градостроительного кодекса).
Согласно ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий
Порядок подготовки документации по планировке территории определен ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 данной статьи решение о подготовки документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
В силу ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
На основании указанного выше Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан вправе принимать решение о разработке проекта планировки территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Заявителем данное обстоятельство не оспаривается.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
По утверждению заявителя оспариваемые им постановление главы Администрации городского округа город Уфа № и № от ДД.ММ.ГГГГ приняты с нарушением действующего законодательства, а именно п.5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.2 ст.27, п.4 ст.30, п.1 ст.38, ст.30.2 Земельного Кодекса Российской Федерации, Федеральный Закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральный Закон №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Между тем, судом установлено, что оспариваемые заявителем постановления главы Администрации городского округа город Уфа № и № от ДД.ММ.ГГГГ принято в рамках предоставленных полномочий на основании действующего законодательства и не противоречит ему.
В силу ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно п.2 ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации и размещается на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».
В соответствии с требованиями пунктов 5 и 6 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления городского округа город Уфа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Положением о порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденным Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан №10/18 от 27 апреля 2006 года, определено, что в решении о назначении публичных слушаний указываются: проект муниципального правового акта, подлежащий вынесению на публичные слушания; дата и место проведения публичных слушаний; наименование и состав комиссии; адрес органа местного самоуправления, назначившего публичные слушания; срок подачи в орган местного самоуправления, назначивший публичные слушания, письменных предложений по проекту муниципального правового акта.
Пунктами 2.3, 2.4. указанного положения предусмотрено, что решение о назначении публичных слушаний подлежит опубликованию (обнародованию) в течение 5 дней со дня принятия. Одновременно с опубликованием (обнародованием) решения о назначении публичных слушаний опубликованию (обнародованию) подлежит проект муниципального правового акта, подлежащий вынесению на публичные слушания.
Установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ главой Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан принято постановление № «<данные изъяты>».
Таким образом, Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ также вынесено в пределах полномочий Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Данным актом постановлено провести аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами: №; №; №; №; №; №; №; №; №; №; № для комплексного освоения в целях жилищного строительства по адресу: Демский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, жилой район Баланово - Ново - Александровка. Утверждены условия аукциона в соответствии с приложением №1 к настоящему Постановлению (л.д.56).
Изложенное, и выкопировка с генплана с указание участков, выставленных на аукцион, опровергает довод заявителя о том, что третьему лицу предоставлен один и тот же земельный участок с указанием разных площадей.
Информационное сообщение о предполагаемом аукционе согласно положению «О порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории города Уфы», утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан 10/18 от 27 апреля 2006 года, было опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» от ДД.ММ.ГГГГ и сети интернет с указанием информации о месте, времени проведения публичных слушаний (л.д.62).
Согласно п. 13 ст.46 Градостроительного кодекса РФ глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Довод заявителя о том, что информационное сообщение о торгах по указанным 11 участкам от ДД.ММ.ГГГГ (5 лот), основанное на постановлении Главы Муниципального округа г.Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованное в газете «Вечерняя Уфа» № от ДД.ММ.ГГГГ, содержит массу нарушений и нестыковок с фактическими данными не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Также заявителем оспаривается решение Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ, при этом заявителем в нарушение абз.6 ст.132 ГПК РФ не представлен текст опубликованного нормативного правового акта, не указаны основания его незаконности и способ нарушения права заявителя, вынесенным решением.
Таким образом, оспариваемые заявителем постановления Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>»; № и № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>»; решение № от ДД.ММ.ГГГГ вынесены в пределах полномочий и в соответствии с действующим законодательством, а потому оснований для признания их недействительным не имеется.
В соответствии со ст.ст. 56, 249 ГПК РФ на заявителя возложена обязанность доказывания факта нарушения прав и свобод в результате принятия оспариваемого нормативного либо ненормативного акта.
Между тем, заявителем не представлено каких-либо доказательств того, что указанными выше актами органа местного самоуправления нарушены его права и законные интересы, которые могли бы служить основанием для признания оспариваемого постановления недействительным и восстановления их прав (ст.ст.12,13 ГК РФ).
Доводы заявителя о том, что он как житель поселка имел право на участие в аукционе по приобретению земельных участков был лишен такой возможности в связи с передачей ООО «СУ №3 «ПСК-6» на основании договора аренды земельных участков № от ДД.ММ.ГГГГ, в то время как данный договор был ничтожным на момент вынесения оспариваемого постановления, поскольку не прошел государственную регистрацию, суд отклоняет как несостоятельный.
Как установлено из объяснений участников процесса, договор аренды земельных участков № от ДД.ММ.ГГГГ был действительно заключен ДД.ММ.ГГГГ и прошел государственную регистрацию в ДД.ММ.ГГГГ. Факт осуществления государственной регистрации указанного договора свидетельствует о достижении цели к которой стремились стороны и опровергает доводы заявителя о нарушении его права, как на реального претендента на победу в аукционе.
Представителем Администрации городского округа г. Уфа РБ было заявлено о пропуске срока давности для оспаривания постановления Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>».
В силу ст. 256 ГПК РФ -гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Основанием для отказа в удовлетворении требований Овсянникова С.А. в части оспаривания Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» является также пропуск срока давности, поскольку данное постановление было официально опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в официальном источнике «Вечерняя Уфа» (л.д.62), в связи с чем, суд также отказывает в удовлетворении заявления Овсянникову С.А., обратившемуся с заявлением в суд по истечении срока обращения- 06 сентября 2011 года.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований заявителя Овсянникова С.А. о признании недействительным постановления Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>»; № и № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>»; решение № от ДД.ММ.ГГГГ, суд отказывает.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 258 суд
р е ш и л:
в удовлетворении требований Овсянникова С.А. о признании недействительными постановлений Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>»; № и № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>»; решение № от ДД.ММ.ГГГГ, отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Е.С. Шафикова