Дело № 2-2527/15
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 мая 2015 года г. Щелково
Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Разумовской Н.Г..,
при секретаре судебного заседания Скариной К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федерального Государственного Бюджетного учреждения «Национальный парк «Лосиный Остров» об оспаривании решения органа государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ «Национальный парк «Лосиный Остров» обратилось в Щелковский городской суд Московской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановления Главы городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области № 290, 291 от 22.10.2014 года об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: № и № соответственно, расположенных по адресу: <адрес> с «для эколого-просветительских целей» на «для индивидуального жилищного строительства».
В обоснование требований указало, что указанные земельные участки находятся в границах особо охраняемой природной территории Национального парка «Лосиный Остров», и поскольку на землях государственных природных заповедников, в т.ч. национальных парков, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
В связи с изложенным, считает, что в силу земельного законодательства РФ изданные Главой городского поселения Загорянский постановления незаконны.
Просит суд признать незаконными постановления Главы городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области № 290, 291 от 22.10.2014 года.
В судебное заседание заявитель не явился, извещен надлежащим образом, в материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица – администрации городского поселения Загорянский действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по изложенным в возражении основаниям, а также просил о применении последствий пропуска срока на обращение в суд.
Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В судебном заседании установлено, что с настоящим заявлением о признании постановлений органа местного самоуправления от 22.10.2014 года заявитель обратился 27.02.2015 года, тогда как необходимо было в пределах трёхмесячного срока – до 22.01.2015 года. Однако, как усматривается из материалов дела, сведения о нарушении прав заявителя указанными постановлениями содержатся в депутатском обращении от 05.12.2014 года, направленном в адрес заявителя с целью защиты прав заявителя в рамках их полномочий в судебном порядке, а также, в информационных целях (л.д.14-17). В связи с чем, суд считает причины пропуска срока на обращение в суд уважительными, поскольку, заявителю стало известно о нарушении его прав лишь после 05.12.2014 года, в результате чего, 27.02.2015 им было инициировано рассмотрение данного заявления.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что пропуск трехмесячного срока обжалования решения органа государственной власти обусловлен уважительными причинами, в связи с чем, считает необходимым указанный срок восстановить, довод администрации г/п Загорянский о применении последствий пропуска срока – отклонить, и перейти к рассмотрению требований по существу.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений. В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", п. 2, ч. 3 ст. ст. 30, 31, 32, 37, 38, 39 ГрК РФ, п. 20 ч. 1 ст. 14, ст. 15, п. 3, ч. 3, ст. 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочиями по принятию решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков на территории городов обладают главы администраций этих городов, с учетом результатов публичных слушаний.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 191-ФЗ вплоть до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки, но не позднее, чем до 31 декабря 2012 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Главы городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области № № от 22.10.2014 года был изменен вид разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес> площадью 1300 кв.м. с кадастровым номером 50:14:070413:53 с «для эколого-просветительских целей» на «для индивидуального жилищного строительства» (л.д.18).
Также, постановлением Главы городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района Московской области № 291 от 22.10.2014 года был изменен вид разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 1300 кв.м. с кадастровым номером № с «для эколого-просветительских целей» на «для индивидуального жилищного строительства» (л.д.19).
Однако, сведений, подтверждающих законность вынесенных постановлений также через проведение публичных слушаний по вопросу изменению вида разрешенного использования указанных земельных участков органом местного самоуправления суду не представлено, в связи с чем данное обстоятельство суд считает одним из нарушений требований земельного законодательства. Не проведение публичных слушаний также отражается на нарушении прав заявителя и осведомленности о судьбе и характеристиках принадлежащих ему земельных участков.
Кроме того, судом принимается во внимание и должно быть отражено, что вступившим в законную силу решением суда от 11.03.2015 право собственности Федотова А.С. на спорные земельные участки признано отсутствующим, следовательно, Федотов А.С. не имел право на обращение с заявлением об изменении вида разрешенного использования.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12.05.2014 года решение Щелковского городского суда от 08.07.2013 года было отменено и принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО5 к администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельных участков, об обязании подготовить проект договора купли-продажи земельных участков, подписать его, удостоверить печатью и направить ФИО1 с предложением заключения его, было отказано.
Из мотивировочной части апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда следует, что из представленных в материалы дела сведений публичной кадастровый карты, кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером № усматривается, что арендуемые ФИО1 земельные участки с кадастровыми номерами № и № полностью расположены на земельном участке с кадастровым номером №, предоставленном ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, указанным судебным актам установлено право пользования ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» спорными земельными участками.
В силу ст. 61 ГПК РФ Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебными постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела судом не подлежат доказыванию вновь.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса предусмотрено, что ограничиваются в обороте земли в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 названной статьи, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Из пункта 2 этой статьи следует, что данные земли не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из системного толкования норм права следует, что находящиеся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности земли, на которых в установленном порядке путем принятия уполномоченными органами нормативных актов образованы природные парки, являются землями особо охраняемых природных территорий и отчуждению в частную собственность не подлежат.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды" к основным принципам охраны окружающей среды относится учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Указано на необходимость учета особо охраняемых природных территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В целях охраны таких земель от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках создаются охранные зоны, где запрещена деятельность, которая может нарушить природные комплексы заповедника.
В силу ч.1 ст. 95 Земельного кодекса РФ, к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Согласно ч. 3 ст. 95 Земельного кодекса РФ, на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Довод ответчика о том, что указанные земельные участки имеют категорию земель «земли населенных пунктов» не соответствует действительным обстоятельствам дела. Доказательств законности изданных постановлений стороной администрации не представлено.
Иные доводы заинтересованного лица, указанные в его письменных возражениях, сводятся к неправильному толкованию норм права, и соответственно не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.
При таких обстоятельствах, поскольку, изменение вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» предполагает строительство на земельных участках, а жилищное строительство на находящихся в особо охраняемых природных зонах прямо запрещено законом, равно как изменение разрешенного вида использования и категории земель, которая для спорных участков так и установлена как «земли особо охраняемых территорий и объектов», что подтверждено многочисленными судебными актами, органом местного самоуправления оспариваемые постановления приняты в нарушение действующего земельного законодательства, в связи с чем, судом усматриваются основания к удовлетворению заявленных требований.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░» - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 291 ░░ 22.10.2014 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ 1300 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ «░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ «░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 290 ░░ 22.10.2014 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ 1300 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ «░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ «░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░