Дело № 2-11117/2019
УИД 35RS0010-01-2019-014871-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вологда | « | 19 | » | декабря | 2019 года |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Лебедевой Н.Н.,
при секретаре Которобай М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой О. А. действующей в своих интересах и в интересах ФИО1 к Администрации города Вологды о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,
установил:
Иванова О.А., действуя в своих интересах и в интересах ФИО1 обратилась в суд с иском, мотивируя требования тем, что зарегистрирована по адресу: <адрес>, но в настоящее время проживает вместе с дочерью и супругом по адресу: <адрес>. Жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодными для проживания. Распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 24.09.2019 № Ивановой О.А. отказано во включении в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, со ссылкой на наличие у супруга Смирнова В.Ю. в собственности 1/6 доли жилого помещения, пригодного для проживания. Ссылаясь на незаконность распоряжения, просит суд признать незаконным распоряжение начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 24.09.2019 № в части не включения в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, возложить на ответчика обязанность принять решение о включении в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, представить вне очереди Ивановой О.А., ФИО1 по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное по площади ранее занимаемому.
В судебном заседании истец Иванова О.А. действующая в своих интересах и в интересах ФИО1, ее представитель по устному ходатайству исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды, действующая на основании доверенности, Климовская О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на иск.
В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Смирнов В.Ю., исковые требования поддержал.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, суд пришёл к следующему.
Согласно положениям статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (часть 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1, пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Аналогичные положения закреплены в статье 2 Закона Вологодской области от 29.06.2005 № 1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан».
При этом согласно пункту 3 статьи 4 указанного Закона Вологодской области учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведется по спискам очередников. Списки очередников формируются по каждой категории граждан, указанной в части 3 статьи 1 настоящего закона, при этом граждане, имеющие право на внеочередное предоставление им жилых помещений по договорам социального найма, включаются в отдельные списки. Списки очередников ведутся органами, осуществляющими принятие на учет, по установленной Правительством области форме.
Таким образом, исходя из положений норм действующего федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации, гражданин вправе состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по любому из названных в законе оснований, в том числе, как малоимущий гражданин, а также как гражданин, чьё жилое помещение признано непригодным для проживания.
В судебном заседании установлено, что Иванова О.А. и ФИО1 зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО2, Ивановой О.А., ФИО1 (по 1/3 доли в праве общей долевой собственности), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 12.10.2019.
Заключением межведомственной комиссии по оценке жилых помещений (домов) от 02.10.2047 № выявлены основания для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением начальника Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды от 01.12.2017 № 344 многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок отселения физических и юридических лиц - 10 лет со дня принятия настоящего распоряжения.
Распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 24.09.2019 № малоимущая семья в составе Ивановой О.А. и ФИО1 принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма. Вместе с тем, этим же распоряжением семье в составе Ивановой О.А. и ФИО1 отказано во включении в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, поскольку в собственности супруга Смирнова В.Ю. имеется 1/6 доля жилого помещения, пригодного для проживания, общей площадью 63,4 кв.м. по адресу: <адрес>.
Жилое помещение, общей площадью 63,4 кв.м. расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО3 (1/6 доля в праве общей долевой собственности), ФИО4 (1/6 доля в праве общей долевой собственности), Смирнову В.Ю. (1/6 доля в праве общей долевой собственности), ФИО5 (1/6 доля в праве общей долевой собственности), ФИО6 (1/3 доля в праве общей долевой собственности), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.12.2019.
Разрешая требования истца о признании распоряжения начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды незаконным в части отказа во включении в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, суд приходит к выводу о неправомерности распоряжения в данной части, поскольку по смыслу нормативных указаний, содержащихся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, законодателем не установлено, что граждане, признанные малоимущими и нуждающимися в жилом помещении при соблюдении общих требований жилищного законодательства, не могут иметь в пользовании иного жилого помещения, кроме признанного непригодным для проживания.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что истец и ее несовершеннолетняя дочь зарегистрированы в квартире, признанной в установленном законом порядке непригодной для проживания, являются малоимущими, их объективная нуждаемость в жилом помещении подтверждена, суд полагает, что правовые основания для отказа Ивановой О.А. во включении в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, у ответчика отсутствовали.
Разрешая исковые требования Ивановой О.А. о возложении обязанности на Администрацию города Вологды представить вне очереди Ивановой О.А., ФИО1 по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное по площади ранее занимаемому суд приходит к следующему.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Из содержания ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа с соблюдением процедуры, предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Жилой дом по адресу: <адрес> не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Доказательств обратного суду не представлено.
Поскольку спорный жилой дом не был включен в региональную адресную программу и между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого с зачетом его стоимости в стоимость предоставляемого жилого помещения, обеспечение жилищных прав истца осуществляется по правилам процедуры изъятия жилых помещений, предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть изъято путем выкупа при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Как следует из материалов дела, у истца Ивановой О.А. не возникло права требовать взамен выкупа спорного жилого помещения предоставления другого жилого помещения, поскольку органом местного самоуправления не принято решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд и между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении жилого помещения.
Указанный вывод согласуется с судебной практикой по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, согласно которой в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Таким образом, требование Ивановой О.А. о возложении на ответчика обязанности представить вне очереди Ивановой О.А., ФИО1 по договору социального найма жилое помещение подлежит отклонению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Ивановой О. А. действующей в своих интересах и в интересах ФИО1 к Администрации города Вологды о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 24 сентября 2019 года № «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в части отказа Ивановой О. А. во включении в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Обязать Администрацию города Вологды включить Иванову О. А., ФИО1 в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.Н. Лебедева
Мотивированное решение изготовлено 26.12.2019.