Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 ноября 2020 года г. Ульяновск
Заволжский районный суд г. Ульяновска в составе председательствующего судьи О.Н. Куренковой,
при секретаре судебного заседания Клейменовой Е.А.,
с участием помощника прокурора Заволжского района г. Ульяновска Юмановой Э.З.
представителя административного истца ФКУ ИК № 4 УФСИН России по Ульяновской области Родионова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК № 4 УФСИН России по Ульяновской области к Осипову Вячеславу Петровичу об установлении административного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец – ФКУ «Исправительная колония № 4 УФСИН России по Ульяновской области» обратился в суд с административным исковым заявлением к Осипову Вячеславу Петровичу об установлении административного надзора. В обоснование заявленных требований указано, что Осипов В.П. осужден приговором Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19 февраля 2019 года по п. «а» ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации с применением ст. 70 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 16 апреля 2020 года неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием в виде ограничения свободы сроком на 1 год 11 месяцев 11 дней. Постановлением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 12 августа 2020 года неотбытая часть наказания в виде ограничения свободы заменена наказанием в виде лишения свободы сроком на 6 месяцев 7 дней. Начало срока 24 июля 2020 года.
Осужденный Осипов В.П. подлежит освобождению из мест лишения свободы 30 января 2021 года в связи с отбытием срока наказания.
Осипов В.П. осужден за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве. За время отбывания наказания осужденный поощрений не имеет, допустил 1 нарушение установленного порядка отбывания наказания, которое не снято и не погашено в установленном законом порядке. Трудоустроен. Мероприятия воспитательного характера посещает, старается делать для себя правильные выводы. Административный истец полагает необходимым установить в отношении Осипова В.П. административный надзор сроком на 8 лет с установлением следующих ограничений:
запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося его местом жительства (пребывания) на территории РФ в период с 23.00 часов до 06.00 часов;
запретить выезд за пределы Чувашской Республики;
2) один раз в месяц являться в органы внутренних дел по месту жительства (пребывания) для регистрации.
В судебном заседании представитель административного истца просил исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что у Осипова В.П. отсутствует паспорт, в настоящее время его восстанавливают, поэтому у ответчика нет регистрации по месту жительства. Ранее в 2016 году Осипову В.П. паспорт восстанавливали, но поступил в исправительное учреждение он в этом году без паспорта, пояснил, что паспорт утерян. В заявлении формы 1, которую он заполнял в 2016 году, адрес регистрации указан не был.
Административный ответчик Осипов В.П. о судебном заседании извещен надлежащим образом, от участия в судебном заседании отказался.
Суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие указанного лица.
Суд, выслушав представителя административного истца, заключение помощника прокурора, полагавшего, что исковое заявление административного истца подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела приходит к следующему.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст. 1 Закона № 64-ФЗ административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 2 Закона N 64-ФЗ определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Пунктом 2 части 2 статьи 3 Закона N 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Материалами дела установлено, что приговором Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19 февраля 2019 года по п. «а» ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации с применением ст. 70 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Из приговора усматривается, что Осипов В.П. совершил преступление при опасном рецидиве преступлений.
Осужденный Осипов В.П. подлежит освобождению из мест лишения свободы 30 января 2021 года в связи с отбытием срока наказания.
В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания; срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Исходя из пункта "г" части 3 статьи 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Принимая во внимание, что лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение, в том числе преступления при опасном рецидиве административный надзор устанавливается в обязательном порядке независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбывания наказания, суд приходит к выводу о необходимости установления в отношении Осипова В.П. административного надзора.
Также суд полагает, что установление административного надзора Осипову В.П. после отбытия им наказания и освобождения из мест лишения свободы будет способствовать достижению целей предупреждения совершения им новых преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, и защите государственных и общественных интересов.
При решении вопроса об установлении срока административного надзора и конкретных видов ограничений, суд учитывает доводы, изложенные в административном исковом заявлении ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области, обстоятельства преступления, совершенного административным ответчиком, данные о личности Осипова В.П., который за время отбывания наказания с 24 июля 2020 года поощрений не имел, допустил 1 нарушение установленного порядка отбывания наказания, которое не снято и не погашено в установленном законом порядке. Трудоустроен, наказание отбывает в обычных условиях. Правила личной гигиены соблюдает, мероприятия воспитательного характера посещает, старается делать для себя правильные выводы. Принимает участие в работе по благоустройству исправительного учреждения и прилегающей территории. В обращении с представителями учреждения вежлив, корректен. Форму одежды установленного образца старается соблюдать. Социально-полезные связи отсутствуют. В отряде поддерживает отношения с осужденными различной направленности.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, определены в статье 4 Закона N 64-ФЗ.
Частью 1 статьи 4 Закона N 64-ФЗ определено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В то же время обязательными является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (часть 2 статьи 4 Закона N 64-ФЗ).
Понятия "место жительства" и "место пребывания" определены в статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1).
Так, место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Как следует из материалов дела, в том числе из приговора Ульяновского районного суда от 19 февраля 2019 года, Осипов В.П. до осуждения фактически проживал в дер. Шальчакасы Чувашской Республики, при этом регистрации по месту жительства на территории не имеет. Согласно форме 1-П адрес регистрации также не указан. После освобождения из исправительного учреждения, согласно письменному заявлению на имя начальника исправительного учреждения, намерен проживать там же в дер. Шальчакасы Чувашской Республики.
Учитывая, данные о личности осужденного, его характеризующие данные согласно приговору суда, а также то, что сведения о возможности его проживания по избранному им адресу в дер. Шальчакасы Чувашской Республики, в материалах дела отсутствуют, суд полагает возможным кроме обязательных административных ограничений в виде явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещения поднадзорному лицу выезда за пределы территории Чувашской Республики, установить ограничение в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания на территории РФ в период времени с 23.00 часов до 06.00 часов.
В связи с этим административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Суд отмечает, что поднадзорное лицо в течение срока административного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 4 Закона N 64-ФЗ, а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 9 Закона N 64-ФЗ, с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКУ Исправительная колония № 4 УФСИН России по Ульяновской области к Осипову Вячеславу Петровичу об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Осипова Вячеслава Петровича на срок 8 лет, который подлежит исчислению со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения после освобождения из мест лишения свободы по отбытию наказания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При административном надзоре в отношении Осипова Вячеслава Петровича установить следующие административные ограничения:
запретить выезд за пределы Чувашской Республики;
запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания на территории РФ в период времени с 23.00 часов до 06.00 часов;
3) один раз в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска путем подачи апелляционной жалобы (представления) в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
Судья: подпись О.Н. Куренкова
Копия верна
Судья О.Н. Куренкова
Секретарь судебного заседания Е.А. Клейменова
Подлинник документа находится в деле № 2а-4028/2020 Заволжского районного суда г. Ульяновска.