Дело № 2-2170/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 августа 2019 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Филипова В.А.,
при секретаре Михайловой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах Тюриной Е.И. к КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Тюриной Е.И. к КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что Тюрина Е.И. принята на работу в КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» уборщиком медицинской организации. В ходе прокурорской проверки по заявлению Тюриной Е.И. было выявлено нарушение ее трудовых прав, выразившееся в выплате ей заработной платы с января по август 2018 ниже минимального размера оплаты труда. В связи с чем, просил взыскать в пользу Тюриной Е.И. с ответчика задолженность по заработной плате с января по август 2018 года, в размере 126 841 руб. 54 коп.
В судебном заседании прокурор Здоровова Г.С. и материальный истец Тюрина Е.И., с учетом заявления представителя ответчика о пропуске срока исковой давности, просили взыскать задолженность по заработной плате с апреля по август 2018 г.
Представитель ответчика КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» - Мохов Д.В., в судебное заседание не явился, представил возражения относительно заявленных исковых требований, ссылаясь на законность начисленной и выплаченной заработной платы материальному истцу, просит применить срок исковой давности.
Представитель третьего лица Министерства финансов Красноярского края в судебное заседание не явился, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом мнения явившихся участников процесса и требований ст. 167 ГПК РФ, выслушав лиц присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на выплату заработной платы своевременно и в полном размере.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76). Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права. В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3. Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входит, в том числе, и Канский район). В соответствии с п. 1 Постановления № 794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
Разъяснением от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Статьей 3 Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 9 489 рублей в месяц. Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения: нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9 489 руб. (с января по апрель 2018 года), с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15 182,40 руб.
Статьей 2 Федерального закона от 07.03.2018 № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"» с 01 мая 2018 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 11 163 рублей в месяц. Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения: нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 11 163 руб. (с мая 2018 года), с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 17 860,80 руб.
Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п, которым Конституционный Суд Российской Федерации постановил следующее: Статья 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
В силу статьи 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета; размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Согласно статье 133.1 ТК РФ, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч.ч. 1, 3 и 4). По смыслу приведенных законоположений, минимальная заработная плата в субъекте РФ устанавливается в целях повышения уровня оплаты труда, если экономика региона развивается стабильно и создает условия для возможности учета величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ. При этом статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов и процентных надбавок. Нормы Трудового кодекса РФ, дающие регионам право устанавливать на своей территории собственный размер минимальной зарплаты, не предполагают включения в ее состав коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых за работу в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В силу положений, содержащихся в Определении Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 № 252-О-Р, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017№ 38-П в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ в этом Постановлении, недопустим в силу правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.11.2012 № 25-П, а соответствующие судебные решения подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.
При пересмотре по предусмотренным процессуальным законодательством основаниям в кассационном или надзорном порядке вынесенных по данному вопросу судебных постановлений, основанных на соответствующих нормах в истолковании ином, чем выявленный Конституционным Судом РФ их конституционно-правовой смысл, суды также должны в силу правовых позиций, выраженных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.11.2012 № 25-П, руководствоваться его Постановлением от 07.12.2017 № 38-П.
Упомянутым выше Постановлением Конституционного Суда РФ № 38-п от 07.12.2017 г. признаны не противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения ст. 129, ч.ч. 1, 3 ст. 133, ч.ч. 1 – 4, 11 ст. 133.1 ТК РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при этом указано, что выявленный в Постановлении конституционно-правовой смысл вышеобозначенных положений Трудового кодекса РФ является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
При этом, суд в любом случае учитывает, что обратная сила постановлений Конституционного Суда РФ может иметь место, когда речь идет: об изменении правового регулирования ранее существовавших отношений; у участвовавших в правоотношении сторон появляются новые права и обязанности; постановление улучшает положение лица.
В силу положений ст. 60.2 ТК РФ, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ). При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Согласно ст. 282 ТК РФ, совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей. Оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.
При установлении лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, нормированных заданий оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ. Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок (ст. 285 ТК РФ).
Согласно ч.1 ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Согласно положениям ст. 154 ТК РФ, каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Как установлено в судебном заседании, Тюрина Е.И. в спорный период осуществляла трудовую деятельность в КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» уборщиком медицинской организации, что подтверждается трудовым договором и трудовой книжкой, с учетом дополнительного соглашения от 11.04.2018, должностной оклад установлен в размере 2552 руб.
В ходе прокурорской проверки по заявлению Тюриной Е.И. было выявлено нарушение ее трудовых прав, выразившееся в выплате ей заработной платы с января по август 2018 ниже минимального размера оплаты труда.
Поскольку судом установлено, что работодателем заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию:
В апреле 2018 года отработано 159 ч. по основному месту работы, при норме по производственному календарю 167 часов, по совместительству - 33 час. Общая сумма заработной платы за апрель 2018 года составит:
9 489 руб./ 167 час. = 56,82 руб. (часовая ставка)
9034,38руб. = (159 ч. х 56,82 руб.) – по основному месту работы
56,82 руб. х 33 час. = 1875,06 руб. – по совместительству
Общая сумма заработной платы, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, составит 17455,10= (9034,38руб. + 1875,06 руб.) х 1,6.
Истцу при этом фактически было выплачено 16185,98 руб., соответственно недополученная разница составит 17455,10 руб. – 16185,98 руб. = 1269.12 руб.
В мае 2018 года отработано 159 ч. по основному месту работы, при норме по производственному календарю 159 часов, из них ночные – 16 час., праздничные (дневные) - 16 час., праздничные (ночные) – 2 час., по совместительству – 33 час. Общая сумма заработной платы за май 2018 года составит:
11 163 руб. / 159 час. = 70,21 руб. (часовая ставка)
11 163 руб. = 159 ч. х 70,21 руб. – по основному месту работы;
16,05 руб. (час.ставка от оклада 2 552 руб.) х 16 ч. х 50% = 128,40 руб. (ночные)
16, 05 руб. х 2 х 16 ч.= 513,6 час. (праздничные дневные).
16, 05 руб. х 2 х 2 ч.х50%= 32,1 руб. (праздничные ночные).
70,21 руб. х 33 час.= 2316,93 руб. – совместительство.
Общая сумма заработной платы, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, составит 22646,44 руб. = (11 163 руб. + 128,4 руб. + 513,6 руб. + 32,1 руб. + 2316,93 руб.) х 1,6.
Истцу при этом фактически было выплачено 17014,70 руб., соответственно недополученная разница составит 22646,44 руб. – 17014,70 руб. = 5631,74 руб.
В июне 2018 года отработано 51 час. по основному месту работы, при норме по производственному календарю 159 часов, из них ночные – 24 час., по совместительству 21 час. Общая сумма заработной платы за июнь 2018 года составит:
11 163 руб. / 159 час. = 70,21 руб. (часовая ставка)
3580,71 руб. = 51 час. х 70,21 руб. – по основному месту работы;
16,05 руб. (час.ставка от оклада 2 552 руб.) х 24 ч. х 50% = 192,6 руб. (ночные)
70,21 руб. х 21 час.=1474 руб. - совместительство
Общая сумма заработной платы, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, составит 8395,69 руб. = (3580,71 руб.+ 192,6 руб.+ 1474 руб.) х 1,6.
Истцу при этом фактически было выплачено 5984,90 руб., соответственно недополученная разница составит 8395,69 руб. – 5984,90 руб. = 2410,79 руб.
В июле 2018 года отработано 176 часов по основному месту работы, при норме по производственному календарю 176 часов, из них ночные – 42 час., по совместительству – 19 час. Общая сумма заработной платы за июль 2018 года составит:
11 163 руб. / 176 час. = 63,43 руб. (часовая ставка)
11 163 руб. = 176 ч. х 63,43 руб. – по основному месту работы;
14,50 руб. (час.ставка от оклада 2 552 руб.) х 42 ч. х 50% = 304,5 руб. (ночные);
63,43 руб. х 19 час. = 1205,17 руб. - совместительство
Общая сумма заработной платы, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, составит 20276,27 руб. = (11 163 руб. + 304,5 руб. + 1205,17 руб.) х 1,6.
Истцу при этом фактически было выплачено 16176,96 руб., соответственно недополученная разница составит 20276,27 руб. - 16176,96 руб. = 4099,31 руб.
В августе 2018 года отработано 184 часа по основному месту работы, при норме по производственному календарю 184 часа., из них ночные – 6 час., по совместительству – 29 час. Общая сумма заработной платы за август 2018 года составит:
11 163 руб. / 184 час. = 60,66 руб. (часовая ставка)
11 163 руб. = 184 ч. х 60,66 руб. – по основному месту работы;
13,86 руб. (час.ставка от оклада 2 552 руб.) х 6 ч. х 50% = 41,58 руб. (ночные);
60,66 руб. х 29 час.= 1759,14 руб. - совместительство
Общая сумма заработной платы, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, составит 20741,95 руб. = (11 163 руб. + 41,58 руб.+1759,14 руб.) х 1,6.
Истцу при этом фактически было выплачено 16122,43 руб., соответственно недополученная разница составит 20741,95 руб. - 16122,43 руб. = 4619,52 руб.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению и с работодателя в лице КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» в пользу Тюриной ЕИ. подлежит взысканию заработная плата за период с апреля по август 2018 г. в размере 18030,48 руб.
Признание обращения в прокуратуру в качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора отражено в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям», в связи с чем, суд по аналогии полагает, что в рассматриваемом случае также имеются основания признать причину пропуска материальным истцом срока для обращения в суд за защитой нарушенных трудовых прав уважительной причиной, и с даты, в которую она обратилась в Канскую межрайонную прокуратуру с заявлением о защите своих нарушенных прав – 04.04.2019 судом будет исчислен период, за который исковые требования истца буду считаться поданными в сроки, предусмотренные ст. 392 ТК РФ.
Таким образом, оснований для взыскания задолженности по заработной плате за период с января по март 2018г. суд не находит.
В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 721 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора, действующего в интересах Тюриной Е.И. к КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» о взыскании заработной платы – удовлетворить частично.
Взыскать с КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» в пользу Тюриной Е.И. задолженность по заработной плате за период с апреля по август 2018 г. в размере 18030,48 руб.
Взыскать с КГБУЗ «Канская межрайонная детская больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 721 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий Филипов В.А.
Мотивированное решение изготовлено 07.08.2019.