Дело № 2-328/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Шалинское Красноярского края 12 августа 2014 г.
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Сидоренко А.В.,
с участием истца Гайковой В.Н.,
третьего лица Якименок И.М.
при секретаре Маркиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гайковой Валентины Николаевны к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю о признании решения незаконным и возложении обязанности поставить на кадастровый учет земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Гайкова В.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю, в котором просила признать решение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю от 16.05.2014 г. №Ф24/14-2-73393 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, незаконным и возложить на ответчика обязанность поставить на кадастровый учет земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. В октябре 2013 г. прежний собственник вышеуказанного земельного участка Каткова Н.И. заказала кадастровому инженеру Кривелеву К.С. выполнить кадастровые работы и подготовить межевой план в связи с уточнением местоположения границы спорного земельного участка. Согласование смежных границ с границами земельного участка с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, осуществлялось путем опубликования извещения о проведении собрания заинтересованных лиц по поводу согласования местоположения границ, в средствах массовой информации «Ведомости Манского района» от 27.03.2014 г. (ч.8 ст.39 Закона о кадастре). Кадастровым инженером Кривелевым К.С. принимались возражения по проекту межевого плана с 27.03.2014 г. по 28.04.2014 г. В указанный период времени от собственника земельного участка с кадастровым номером № возражений по поводу прохождения границы своего земельного участка не поступало. 30.05.2014 г. кадастровый инженер подготовил межевой план земельного участка истца и представил в орган кадастрового учета заявление о государственном учете изменений земельного участка. Решением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 16.05.2014 г. №Ф24/14-2-73393, отказано в учете изменений объекта недвижимости, в связи с тем, что при уточнении границ нарушен установленный Законом о кадастре порядок согласования местоположения границ земельных участков и местоположение границ земельных участков считается несогласованным. 24.03.2014 г. Якименок И.М. представила возражения по поводу согласования прохождения границы своего земельного участка с кадастровым номером № и смежного с ним уточняемого земельного участка с кадастровым номером № а кадастровым инженером не было учтено указанное возражение. Однако, Якименок И.М. не были представлены документы в обоснование указанного возражения и на 24.03.2014 г. не было зарегистрировано право на земельный участок, право собственности на земельный участок с кадастровым номером № у Якименок И.М. зарегистрировано 25.04.2014 г. Росреестр пришел к выводу, что смежная граница (н2-н4) земельных участков с кадастровыми номерами № и № не согласована, так как в период проведения работ по согласованию границ и принятия возражений от заинтересованных лиц, данный объект был зарегистрирован на праве собственности за Якименок И.М. Истец считает, что указанное решение ответчиком вынесено незаконно и необоснованно, по тем основаниям, что Якименок И.М. 24.03.2014 г. представила возражения по согласованию границ, не являясь собственником смежного земельного участка. Зарегистрировав право собственности на смежный земельный участок Якименок И.М. не представила свои возражения кадастровому инженеру в период с 27.03.2014 г. по 28.04.2014 г. Кадастровый инженер правомерно указал в акте согласования, что возражений по согласованию смежной границы (н2-н4), не имеется, в связи с тем, что он не мог знать, что Якименок М.И. зарегистрировала свое право собственности в период с 27.03.2014 г. по 28.04.2014 г. Кроме того, Якименок И.М. должна была представить свои возражения кадастровому инженеру в вышеуказанный период с приложением документов подтверждающих право собственности на земельный участок.
В судебном заседании истец Гайкова В.Н. заявленные исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что с собственником смежного земельного участка Якименок И.М., имеется спор о границах земельного участка, Якименок И.М. незаконно пользуется частью земельного участка, принадлежащего истице.
Ответчик – филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю, третье лицо Каткова Н.И., в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Ответчиком – филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю, представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому, вопросы государственного кадастрового учета объектов недвижимости, в том числе, вопросы внесения изменений в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) регулирует Федеральный закон от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре). Согласно ст.22 Закона о кадастре необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при кадастровом учете изменений уникальных характеристик объекта недвижимости, к которым относятся, в том числе, сведения о границах земельного участка). 6.05.2014г. в Учреждение поступило заявление №24-0-1-135/3024/2014-407 о кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером № в связи с уточнением его границ. К заявлению, в том числе, приложен межевой план, в составе которого имеется письменное возражение гражданки Якименок И.М. по поводу границ соседнего участка. В такой ситуации местоположение границ земельного участка нельзя признать согласованным, исходя из положений ч.2, 4 ст. 40 Закона о кадастре, что, в свою очередь, является основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета по п.2 ч.5 ст.27 Закона о кадастре. Доводы о том, что на момент согласования границ Якименок И.М. не зарегистрировала право в установленном порядке, не может быть принят, т.к. такая регистрация осуществлена ею в период принятия возражений, установленный кадастровым инженером с 27.03.2014г. по 28.04.2014г., а именно 25.04.2014 г. Кроме этого, сам факт включения в состав межевого плана указанных возражений, означает признание Якименок И.М. заинтересованным лицом, определение которого дано в ч.1 ст.39 Закона о кадастре, т.к. из положений ч.4 ст.40 Закона о кадастре следует, что к межевому плану прилагаются письменные возражения заинтересованного лица. У Учреждения отсутствуют полномочия по признанию (или не признанию) определенного лица заинтересованным. Если в состав межевого плана включены письменные возражения, граница не считается согласованной. Отсутствие вышеописанного согласования, в свою очередь, свидетельствует о возникновении спора о границе земельного участка, который в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29.04.2010г. квалифицируется как спор о праве на недвижимость. Согласно этому же Постановлению спор о праве на недвижимость не может разрешаться путем обжалования решения государственного органа. Кроме этого, наличие у земельного участка кадастрового номера (№) свидетельствует о том, что участок поставлен на кадастровый учет. Постановка уже поставленного участка на кадастровый учет не предусмотрена Законом о кадастре. Спор должен быть разрешен в исковом порядке между заинтересованными лицами без участия Учреждения как государственного органа. Заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
Третье лицо Якименок И.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, пояснив, что границы земельного участка Гайковой В.Н. в ходе межевания определены не верно, часть земельного участка на который претендует Гайкова В.Н. принадлежит ей(Якименок).
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков (п. 2 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре).
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 <данные изъяты> настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
По смыслу ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учета документом является, в числе прочего, межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона о кадастре, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно ч. 3 ст. 38 Закона о кадастре, если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Согласно ст. 39 Закона о кадастре, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
При этом, согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В силу ст. 40 Закона о кадастре, результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Как следует из материалов дела, Гайковой В.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 987 км.в., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер № (далее – спорный земельный участок), что подтверждается свидетельством о регистрации права (л.д.28).
6.05.2014 г. в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее – Кадастровая плата), было подано заявление и пакет документов для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости (спорного земельного участка) с кадастровым номером №, к заявлению были приложены: копия договора от 26.06.1997 г., копия свидетельства о праве собственности, межевой план (л.д.73).
Согласно межевому плану спорного земельного участка, в акте согласования местоположения границ земельного участка, личная подпись собственника смежного земельного участка с кадастровым номером №, о согласовании границы земельного участка, отсутствует (л.д.19).
Согласно возражению Якименок И.М. являющейся собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> (далее - смежный земельный участок), граница спорного земельного участка (Ленина, 4-1) и смежного земельного участка с ней(Якименок) не согласована (л.д.74, 75).
Решением Кадастровой палаты от 16.05.2014 г. №Ф24/14-2-73393, в осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка, на основании п. 2 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре, отказано. В решении указано, что граница смежных земельных участков с кадастровыми номерами № и № не согласована (л.д.76-77).
Таким образом, судом установлено, что 6.05.2014 г. в Кадастровую палату поступило заявление и пакет документов на осуществление государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № а именно, земельного участка площадью 987 км.в., расположенного по адресу: <адрес>. При этом, в акте согласования местоположения границы земельного участка, являющегося составной частью межевого плана, отсутствует подпись собственника смежного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Кроме того, в период согласования границ спорного земельного участка, от Якименок И.М. - собственника смежного земельного участка с кадастровым номером №, кадастровому инженеру поступило возражение о несогласии с границами спорного земельного участка. Решением Кадастровой палаты от 16.05.2014 г. в осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка, на основании п. 2 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре, отказано.
Учитывая приведенные требования Закона о кадастре, из которых следует, что для кадастрового учета объекта недвижимости(земельного участка), местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, путем оформления акта согласования, который подписывается всеми заинтересованными лицами, спорный земельный участок имеет общую границу со смежным земельным участком с кадастровым номером №, собственником которого является Якименок И.М., подписи которой в акте согласования местоположения границ спорного земельного участка не имеется, от Якименок И.М. поступили возражения в которых отражено ее несогласие с границей спорного земельного участка и смежного земельного участка, иного документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке, в Кадастровую палату представлено не было, суд приходит к выводу, что местоположение границ спорного земельного участка в установленном законом порядке не согласовано, обжалуемое решение Кадастровой палаты об отказе в осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка, на основании п. 2 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре, в связи с тем, что местоположение границ земельного участка в соответствии с Законом о кадастре не согласовано, является законным и обоснованным.
Кроме того, оспариваемое решение Кадастровой палаты вынесено 16.05.2014 г., собственником спорного земельного участка как на момент подачи заявления о кадастровом учете, так и на момент принятия обжалуемого решения, являлась Каткова Н.И., право собственности на спорный земельный участок у Гайковой В.Н. возникло только 9.06.2014 г., то есть, после принятия оспариваемого решения.
Доводы заявителя о том, что право собственности на смежный земельный участок за Якименок И.М. на 24.03.2014 г. зарегистрировано не было, следовательно, оснований для согласования с Якименок И.М. границ спорного земельного участка не имелось, являются несостоятельными, поскольку, право собственности на смежный земельный участок, с кадастровым номером № зарегистрировано за Якименок И.М. 25.04.2014 г., то есть, в период принятия возражений, относительно границ спорного земельного участка, установленный кадастровым инженером с 27.03.2014 г. по 28.04.2014 г. Кроме того, при составлении межевого плана спорного земельного участка, кадастровым инженером в акте согласования указан кадастровый номер смежного земельного участка № с собственником которого необходимо согласовать границы и направлено извещение от 15.01.2014 г. в адрес Якименок И.М. как правообладателю смежного земельного участка с кадастровым номером №, с которым требуется согласовать местоположение границы спорного земельного участка (л.д.19, 22, 25).
Истец Гайкова В.Н., не лишена возможности реализовать свое право на государственный кадастровый учет принадлежащего ей земельного участка, после разрешения земельного спора о границах принадлежащего ей земельного участка с собственником смежного земельного участка, путем предоставления в Кадастровую палату, документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке, как того требует Закон о кадастре (ст.22).
В той связи, что оснований для признания оспариваемого решения Кадастровой платы незаконным, суд не усматривает, оснований для возложения на Кадастровую палату обязанности поставить на кадастровый учет спорный земельный участок, также не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Гайковой Валентины Николаевны к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю о признании незаконным решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю от 16.05.2014 г. №Ф24/14-2-73393 и возложении на филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю обязанности поставить на кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Манский районный суд.
Объявлена дата изготовления мотивированного решения 18.08.2014 г.
Председательствующий Сидоренко А.В.