РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Кондратюка А.В.,
при секретаре Данелюк Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми 01 июня 2016 года дело по иску Сыктывкарского транспортного прокурора Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Государственному профессиональному образовательному учреждению «Микуньский железнодорожный техникум»об устранении нарушений требований пожарной безопасности, Министерству образования и молодежной политики Республики Коми о финансировании мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности
УСТАНОВИЛ:
Сыктывкарский транспортный прокурор Республики Коми обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ГПОУ «Микуньский железнодорожный техникум», Министерству образования и молодежной политики Республики Коми, в котором просит обязать ответчика ГПОУ «Микуньский железнодорожный техникум» в течение ... после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: в здании учебного корпуса, расположенного по адресу: ..., обеспечить вывод сигнала о срабатывании систем автоматической противопожарной защиты на центральный пульт противопожарной службы; установить оповещатель «Выход» над эвакуационным выходом с лестницы № ..., ведущим на улицу на первом этаже; в здании общежития, расположенного по адресу: ..., обеспечить работоспособность системы вывода сигнала о срабатывании систем автоматической противопожарной защиты на центральный пульт противопожарной службы; установить оповещатель «Выход» над эвакуационным выходом под лестницей, ведущим на улицу на первом этаже; установить дымовые пожарные извещатели в помещениях хозяйственного блока, комнаты отдыха и кухни, обязать ответчика Министерство образования и молодежной политики Республики Коми профинансировать вышеуказанные мероприятия по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в ГПОУ «Микуньский железнодорожный техникум». В обоснование заявленных требований указано, что Сыктывкарской транспортной прокуратурой совместно с ... проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму и о пожарной безопасности в ГПОУ «Микуньский железнодорожный техникум», в ходе которой выявлены нарушения.
В судебном заседании представитель Сыктывкарской транспортной прокуратуры Рудольф С.А. заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГПОУ «Микуньский железнодорожный техникум» А. в судебном заседании исковые требования Сыктывкарского транспортного прокурора Республики Коми об устранении нарушений требований пожарной безопасности, признала в полном объеме. Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 39, 173 ГПК РФ представителю ответчика ГПОУ «Микуньский железнодорожный техникум» А. разъяснены и понятны.
В судебном заседании представитель ответчика Министерство образования и молодежной политики Республики Коми не присутствовал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, определяются и регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В силу статьи 1 названного Федерального закона пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, при этом под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций,
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», данный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ).
Статья 6 названного закона устанавливает, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В пункте 3 части 2 статьи 53 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Статья 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ предусматривает, что системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно частям 6, 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 части 1 статьи 32 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф4.1.
Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (пункт 7 статьи 83 Федерального закона № 123-ФЗ).
Из показаний сторон и материалов дела следует, что ... года Сыктывкарской транспортной прокуратурой совместно с ... проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму и о пожарной безопасности в ГПОУ «Микуньский железнодорожный техникум», в ходе которой выявлены нарушения.
Таким образом, анализируя и оценивая все изложенное в совокупности, применительно к нормам права, регулирующим данные правоотношения, и принимая признание иска ответчиком ГПОУ «Микуньский железнодорожный техникум», поскольку это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Сыктывкарского транспортного прокурора Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к ГПОУ «Микуньский железнодорожный техникум»об устранении нарушений требований пожарной безопасности, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, учредителем ГПОУ «Микуньский железнодорожный техникум» является Республика Коми.
В силу пункта 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с названным Кодексом.
Согласно Уставу ГПОУ «Микуньский железнодорожный техникум» органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции и полномочия учредителя ГПОУ «Микуньский железнодорожный техникум» от имени Республики Коми, является Министерство образования и молодежной политики Республики Коми.
Пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
Из положения статьи 38.1 Бюджетного кодекса РФ следует, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (принцип подведомственности расходов бюджетов).
При этом согласно Положению о Министерстве образования и молодежной политики Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 08 декабря 2015 года № 493, Министерство исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на финансовое обеспечение деятельности Министерства, государственных учреждений Республики Коми и реализацию возложенных на Министерство функций.
Согласно части первой статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Как следует из показаний сторон и материалов дела, выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности не могут быть устранены без дополнительного финансирования ГПОУ «Микуньский железнодорожный техникум». Доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что рассматриваемое имущество, используемое ГПОУ «Микуньский железнодорожный техникум» для осуществления задач, возложенных на него законодательством, относится к собственности Республики Коми, от имени которой функции и полномочия учредителя ГПОУ «Микуньский железнодорожный техникум» осуществляет Министерство образования и молодежной политики Республики Коми, которое к тому же исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений Республики Коми, суд приходит к выводу о том, что неблагоприятные последствия, связанные с финансированием работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, послуживших поводом для подачи прокурором настоящего искового заявления в суд, не могут быть возложены исключительно на ГПОУ «Микуньский железнодорожный техникум», поэтому исковые требования Сыктывкарского транспортного прокурора Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования и молодежной политики Республики Коми о финансировании мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в ГПОУ «Микуньский железнодорожный техникум», являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Исковые требования Сыктывкарского транспортного прокурора Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Государственному профессиональному образовательному учреждению «Микуньский железнодорожный техникум»об устранении нарушений требований пожарной безопасности, Министерству образования и молодежной политики Республики Коми о финансировании мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать Государственное профессиональное образовательное учреждение «Микуньский железнодорожный техникум» в течение ... после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: в здании учебного корпуса, расположенного по адресу: ..., обеспечить вывод сигнала о срабатывании систем автоматической противопожарной защиты на центральный пульт противопожарной службы; установить оповещатель «Выход» над эвакуационным выходом с лестницы № ..., ведущим на улицу на первом этаже; в здании общежития, расположенного по адресу: ..., обеспечить работоспособность системы вывода сигнала о срабатывании систем автоматической противопожарной защиты на центральный пульт противопожарной службы; установить оповещатель «Выход» над эвакуационным выходом под лестницей, ведущим на улицу на первом этаже; установить дымовые пожарные извещатели в помещениях хозяйственного блока, комнаты отдыха и кухни
Возложить на Министерство образования и молодежной политики Республики Коми обязанности по финансированию указанных мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в ГПОУ «Микуньский железнодорожный техникум».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья- А.В. Кондратюк
...
...
...
...
...