Дело № 2-1850/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Воркута Республика Коми 04 сентября 2017 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Бунякиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Осиповой К.А.,
с участием представителя ответчика Галкина М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шкатуляк Наталии Александровны к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми о включении периодов работы в специальный стаж,
у с т а н о в и л:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику о включении периодов работы в специальный стаж. Просила суд обязать ответчика включить периоды работы в качестве мед. сестры в санатории профилактории шахты «Центральная» с 10.09.1991 по 01.08.1994, обучения на курсах повышения квалификации с 14.02.2001 по 02.03.2001, с 29.10.2001 по 31.12.2001 гг., с 02.02.2004 по 11.02.2004, с 30.10.2016 по 24.11.2016 гг. в стаж работы, дающий право на пенсию по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как работу по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа. В обоснование требований истец указала, что 08.08.2016 и 29.03.2017 обращалась к ответчику за назначением пенсии по п.20 ч.1 ст.30 Закона 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях». При определении специального стажа дающего право на пенсию ответчиком были исключены указанные выше периоды работы, с чем истец не согласна, поскольку в период работы в санатории профилактории шахты «Центральная» с 10.09.1991 по 01.08.1994 гг. она осуществляла лечебную и иную работу по охране здоровья населения в учреждении и в должности, предусмотренным Списком от 06.09.1991 N 464, а в периоды обучения на курсах повышения квалификации она направлялась работодателем за ней сохранялось рабочее место, выплачивалась заработная плата, отчислялись взносы в пенсионный фонд РФ, в связи с чем, периоды обучения на курсах повышения квалификации также подлежат включению в специальный стаж.
Ответчик ГУ УПФ в г.Воркуте в отзыве на иск указал, что курсы повышения квалификации исключены из специального стажа истца в силу закона. По представленным документам стаж работы в связи с лечебной деятельностью истца составил на 29 марта 2017 г. 21 г. 04 мес. 18 дн., что не дает ей права на назначение пенсии.
В судебном заседании истец участия не принимала, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Согласно ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело без её участия.
В судебном заседании представитель ответчика Галкин М.А. с иском не согласился по доводам отзыва.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, материалы отказного пенсионного дела и наблюдательное дело по шахте «Центральное», суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец первый раз обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» 04.05.2016 года. Решением Управления Пенсионного фонда РФ от 08.08.2016 г. в досрочном назначении трудовой пенсии истцу было отказано, в связи с отсутствием требуемого для установления данного вида пенсии стажа. Повторно за назначением пенсии истец обратилась 29.03.2017 г. Решением Управления Пенсионного фонда РФ от 14.06.2017 г. в досрочном назначении трудовой пенсии истцу было отказано, в связи с отсутствием требуемого для установления данного вида пенсии стажа.
Из таблицы трудовой деятельности следует, что период работы истца с 10.09.1991 по 01.08.1994 и периоды прохождения курсов повышения квалификации с 14.02.2001 по 02.03.2001, с 29.10.2001 по 31.12.2001 гг., с 02.02.2004 по 11.02.2004, с 30.10.2016 по 24.11.2016 гг. были исключены ответчиком из специального стажа, дающего право на пенсию по пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Проверив стаж, установленный ответчиком, суд находит его неверным, а доводы истца заслуживающими внимания по следующим основаниям.
В силу пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочное назначение страховой пенсии производится лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Правительством РФ 16.07.2014 принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", вступившее в силу с 1 января 2015г., пунктом 3 которого предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту «н» указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Из трудовой книжки истца следует, что в период с 10.09.1991 по 01.08.1994 гг. она работала мед. сестрой в санатории-профилактории шахты «Центральная». В материалах наблюдательного дела по шахте «Центральная» имеется справка от 03.08.2016 г. из которой следует, что учреждение в котором работала истец до 01.12.1994 г. именовалось санаторий-профилакторий шахты «Центральная».
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 октября 1978 г. N 1000, действовавшей в спорный период работы истца, санатории-профилактории были отнесены к лечебно-профилактическим учреждениям здравоохранения. Указанная номенклатура утратила силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минздрава России от 23.12.2002 N 398.
Согласно ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, граждане, приобретшие пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняют ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно действовавшему до 01.11.1999 правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абз. 5 п. 2 Постановления).
В Списке от 06.09.1991 N 464 были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
С 01.11.1999 был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (п. 21 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - должность медицинской сестры.
Аналогичное правовое регулирование было предусмотрено и п. 21 раздела "Наименования учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, действовавшего на время возникновения спорных отношений.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Таким образом, поскольку спорный период работы имел место до изменения пенсионного законодательства, т.е. до 01.11.1999, Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 октября 1978 г. N 1000, санатории-профилактории были отнесены к лечебно-профилактическим учреждениям здравоохранения, суд приходит к выводу о том, что истец работая в должности мед. сестры в санатории профилактории шахты «Центральная» осуществляла лечебную и иную работу по охране здоровья населения в учреждении и в должности, предусмотренным Списком от 06.09.1991 N 464, следовательно, период работы с 10.09.1991 по 01.08.1994 гг. должен быть зачтен ответчиком специальный стаж истца.
Поскольку санаторий профилакторий шахты «Центральная» находился на поселке Промышленном, суд приходит к выводу о том, что трудовая деятельность истца протекала в сельской местности, в связи с чем, период с 10.09.1991 по 01.08.1994 гг. должен быть зачтен в стаж работы, дающий право на пенсию по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как работа по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа.
Из таблицы трудовой деятельности следует, что период с 01.11.1991 по 10.03.1992 имеет код особых условий труда «РКС ДЕКРЕТ», а с 11.03.1992 по 01.08.1994 гг. как «РКС ДЕТИ». Согласно свидетельству о рождении, имеющемся в материалах пенсионного дела, 10.01.1992 у истца родилась дочь Шкатуляк Е.И.
Пленум Верховного Суда РФ п.26, 27 Постановления от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что согласно пункту 5 указанных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
При разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Поскольку отпуск по уходу за ребенком у истца начался до 6 октября 1992 года, суд приходит к выводу о том, что весь период работы истца с 10.09.1991 по 01.08.1994 гг. должен быть зачтен в стаж работы, дающий право на пенсию по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как работа по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа, вне зависимости от предоставления истцу отпуска по уходу за ребенком.
Из справки (л.д. 24) следует, что истец с 02.08.1994 гг. работает в Воргашорской больнице, которая находится на поселке Воргашор. Периоды работы истца в Воргашорской больнице включены ответчиком в специальный стаж как работа по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа за исключением курсов повышения квалификации с 14.02.2001 по 02.03.2001, с 29.10.2001 по 31.12.2001 гг., с 02.02.2004 по 11.02.2004, с 30.10.2016 по 24.11.2016 гг. Вместе с тем, как следует из указанной справки и справок, имеющихся в материалах отказного пенсионного дела, в периоды прохождения курсов повышения квалификации за истцом сохранялась средняя заработная плата.
Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 разъяснений Минтруда РФ N 29 от 22 мая 1996 года, в редакции Постановления Минтруда РФ от 1.10.1999 года N 36, зарегистрированного в Минюсте РФ от 24 октября 1996 года, которые действуют до настоящего времени, в специальный стаж может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Прохождение истицей курсов связано с повышением ее профессиональной квалификации, что обеспечивало исполнение ею основной трудовой функции медицинского работника на более высоком уровне. На курсы с отрывом от производства истец была направлена работодателем, за ней сохранялись место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Также Закон РФ "О трудовых пенсиях" и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.10.2002 года N 781, не содержат прямого запрета об исключении спорных периодов из специального стажа, что также не было учтено комиссией Пенсионного фонда. Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, как период работы, в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Поскольку прохождение курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности, приравнивается к выполнению работы, работник имеет право на получение всех льгот, предоставляемых в связи с указанной работой, за время нахождения работника на курсах повышения квалификации работодателем производятся соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд, суд приходит к выводу о том, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит зачету в специальный стаж в таком же порядке, как и работа, которую истица выполняла до направления на курсы повышения квалификации.
Следовательно, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 14.02.2001 по 02.03.2001, с 29.10.2001 по 31.12.2001 гг., с 02.02.2004 по 11.02.2004, с 30.10.2016 по 24.11.2016 гг. подлежат включению в стаж работы, дающий право на пенсию по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как работа по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми включить Шкатуляк Наталии Александровне периоды работы в качестве мед. сестры в санатории профилактории шахты «Центральная» с 10.09.1991 по 01.08.1994, периоды обучения на курсах повышения квалификации с 14.02.2001 по 02.03.2001, с 29.10.2001 по 31.12.2001 гг., с 02.02.2004 по 11.02.2004, с 30.10.2016 по 24.11.2016 гг. в стаж работы, дающий право на пенсию по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как работу по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий судья Е.А. Бунякина