Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2017 года
Пермский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Казакова М.В.
С участием истца Костаревой В.В., представителя истца Казанцевой М.В. (по ордеру), представителя ответчика Баевой Т.П. (по доверенности),
При секретаре Ожгибесовой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Костаревой ФИО7 о возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земельных участков,
установил:
Костарева В.В. обратилась в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с требованием о возложении обязанности в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка, собственность на который не разграничена, и заключить соглашение о перераспределении земельных участков в соответствии со схемой. В обоснование иска указала, что она является собственником земельного участка общей площадью 1200 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилого дома с приусадебным участком, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, кадастровый №. К указанному участку примыкает земельный участок площадью 290 кв.м., которым она пользуется с ДД.ММ.ГГГГ года. В настоящее время она желает надлежащим образом оформить его в собственность. В ее собственность оформлен земельный участок площадью 2100 кв.м., но фактически она пользуется участком площадью 2500 кв.м., соседи никогда претензий по этому поводу не имели. В ДД.ММ.ГГГГ году она приватизировала земельный участок площадью 600 кв.м., но в настоящее время в результате пожара в ДД.ММ.ГГГГ году эти документы утеряны. В ДД.ММ.ГГГГ году было проведено межевание земельного участка площадью 2100 кв.м., он был поставлен на кадастровый учет. Затем было проведено размежевание данного участка, в результате чего было образовано два земельных участка с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м. и с кадастровым номером № площадью 900 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ участок площадью 900 кв.м. она продала ФИО3 в ее собственности остался участок площадью 1200 кв.м., но фактически площадь участка, которым она пользуется с ДД.ММ.ГГГГ года составляет 1490 кв.м. С целью оформления всей площади земельного участка в собственность она обратилась с заявлением о перераспределении земельного участка в собственность. ДД.ММ.ГГГГ ею получен ответ из администрации сельского поселения, в котором указано на необходимость предоставления письменного согласования с собственниками смежных земельных участков. Считает данное требование незаконным, представленная ею схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории должна быть утверждена ответчиком. Тем более, комиссия по земельным отношениям, рассмотрев ее заявление, приняла решение о перераспределении земельного участка, но необоснованно поставила условия для утверждения приложенной к заявлению схемы. Границы земельных участков смежных собственников установлены. Спорный земельный участок всегда находился в ее собственности и соседи мер для оформления его в собственность не предпринимали. При перераспределении земельного участка права смежных собственников не нарушаются.
Истец Костарева В.В., ее представитель Казанцева М.В. в судебном заседании настаивали на заявленных требованиях по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Баева Т.П. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку заявление истца о перераспределении земельного участка находится на стадии исполнения, ее права в настоящее время никем не нарушены.
Третьи лица администрация Фроловского сельского поселения, Управление Росреестра по Пермскому краю Пермский отдел, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Пермскому краю представителей в судебное заседание не направили, возражений не представили.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:
С 01.01.2017 года на основании Федерального закона №334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации» полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 ЗК РФ. В силу п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. В силу ч. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены ст. 39.28 ЗК РФ.
В силу п.п. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, регулируется ст. 39.29 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган. Согласно п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что Костаревой В.В. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером №, который в последствии был размежеван на два участка, а именно: участок с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м. и участок с кадастровым номером № площадью 900 кв.м. (л.д. 13-15). Земельный участок с кадастровым номером № по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ продан ФИО3 (л.д. 20).
Из ответа администрации Фроловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ состоялась заседание комиссии по земельным отношениям, на котором рассмотрено заявление Костаревой В.В. о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м. Принято решение о согласовании перераспределения данного земельного участка за счет земли, собственность на которую не разграничена, площадью 290 кв.м., при условии письменного согласования с собственниками земельных участков с кадастровыми номерами №, №. Площадь образуемого участка составит 1490 кв.м. (л.д. 17-18).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Фроловского сельского поселения на заявление Костаревой В.В. об утверждении схемы перераспределения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ дан ответ о необходимости приложения письменного согласования с собственниками смежных земельных участков (л.д. 19).
ДД.ММ.ГГГГ Костарева В.В. обратилась в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №. Заявление в настоящее время находится на рассмотрении, ответ на него не дан.
Исковые требования к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района обоснованы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ вопросы предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к компетенции органа местного самоуправления муниципального района. В Пермском муниципальном районе органом, уполномоченным заключать соглашения о перераспределении земельных участков, является Комитет имущественных отношений. Вместе с тем, предъявленные исковые требования к Комитету обоснованы несогласием истца с решением администрации Фроловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в котором имеется условие о необходимости предоставления заявителю письменного согласования с собственниками смежных земельных участков. Однако Администрация Фроловского сельского поселения и Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района являются самостоятельными и отличными друг от друга юридическими лицами. Поскольку на момент обращения истца в ДД.ММ.ГГГГ году с заявлением о перераспределении земельных участков полномочия по решению данных вопросов относились к компетенции администрации сельского поселения, постольку решение по заявлению Костаревой В.В. в ДД.ММ.ГГГГ году было принято именно администрацией Фроловского сельского поселения. Следует отметить, что Костаревой В.В., по сути, не было отказано в перераспределении земельных участков. Как было указано выше, истцу было согласовано перераспределение участков по представленной истцом схеме, при этом было предложено получить согласие владельцев смежных земельных участков на перераспределение во избежание возникновения спорных ситуаций. Если Костарева В.В. считает такое решение незаконным, то она имела достаточно времени для его оспаривания в установленном порядке с целью защиты своих прав. В настоящее время решение вопроса о перераспределении применительно к участку истца отнесено к компетенции Комитета, который не является правопреемником администрации Фроловского сельского поселения и не отвечает за принятые администрацией решения. При таких обстоятельствах, Комитет является ненадлежащим ответчиком, поскольку права истца не нарушал, какие-либо заявления истца не рассматривал, решения по ним не принимал, истцу в перераспределении не отказывал. Следует отметить, что истец обратилась в Комитет с соответствующим заявлением, которое в настоящее время не рассмотрено, соответственно, в данном случае права истца также не нарушены. Доводы представителя истца о том, что Комитетом непременно будет принято решение об отказе в просьбе истца о перераспределении земельного участка, голословны, являются преждевременными.
В силу ст. 2, ч. 1 ст. 3 ГПК РФ предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Предоставление земельных участков гражданам Российской Федерации носит исключительно заявительный характер в соответствии с требованиями земельного законодательства. Как было указано выше, Костарева В.В. в Комитет имущественных отношений с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ, ее заявление находится на стадии рассмотрении, окончательное решение по нему не принято. Соответственно, Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района нарушений прав или законных интересов истца не допущено. Исковых требований к администрации Фроловского сельского поселения не заявлено, при этом оспаривание в настоящее время решения администрации к восстановлению прав истца, поскольку вопросы перераспределения земельных участков в настоящее время отнесены к компетенции Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Костаревой ФИО8 к Комитету имущественных отношений о возложении обязанности в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка, собственность на который не разграничена и заключить соглашение о перераспределении земельных участков в соответствии со схемой – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Пермский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).
Судья: М.В. Казаков
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ