66ОS0000-01-2019-000229-66

Мотивированное решение изготовлено 09 июля 2019 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2019 года

г. Екатеринбург

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Чирковой Т.Н.,

при секретаре Прониной Ю.П.,

с участием прокурора Волковой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-287/2019 по административному исковому заявлению Ожегова Александра Николаевича о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа, утвержденных решением Думы Белоярского городского округа от 20 июня 2016 года № 44, Генерального плана Белоярского городского округа применительно к территории села Косулино и поселка Прохладный, утвержденного решением Думы Белоярского городского округа от 20 мая 2015 года № 38,

установил:

решением Думы Белоярского городского округа от 27 мая 2015 года № 38 утвержден Генеральный план Белоярского городского округа применительно к территории села Косулино и поселка Прохладный (далее – Генеральный план).

Генеральный план действует в первоначальной редакции, текст документа опубликован в газете «Новое знамя» от 18 июня 2015 года и размещен в сети Интернет на официальном сайте городского округа.

В схеме (карте) функциональных зон и схеме (карте) современного использования планировочных ограничений и комплексной оценки, включающей карту границ зон с особыми условиями использования территорий, Генерального плана земельный участок с кадастровым номером 66:06:0401012:185 отображен в санитарно-защитной зоне (т. 1, л.д. 203, т. 2 л.д. 128-129).

Решением Думы Белоярского городского округа от 20 июня 2016 года № 44 утверждены Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа (далее – Правила землепользования). Первоначальный текст документа опубликован в газете «Новое знамя» от 07 июля 2016 года, а также размещен в сети Интернет на официальном сайте городского округа.

В состав Правил землепользования входит карта градостроительного зонирования территории, в которой земельный участок с кадастровым номером 66:06:0401012:185 отображен в санитарно-защитной зоне промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, объектов коммунального назначения, спорта, торговли и общественного питания, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (т. 1 л.д. 203).

Решениями Думы Белоярского городского округа от 21 декабря 2017 года № 92, от 28 июня 2018 года № 26, от 27 марта 2019 года № 17, от 30 мая 2019 года № 47 в Правила землепользования внесены изменения, не связанные с отображением границ санитарно-защитных зон в отношении вышеуказанного земельного участка.

Собственник земельного участка с кадастровым номером 66:06:0401012:185 Ожегов А.Н. с учетом уточнений обратился в суд с требованием о признании недействующими карты градостроительного зонирования Правил землепользования и схем Генерального плана в части отображения данного земельного участка в санитарно-защитной зоне (т. 1 л.д. 6-12, т. 2 л.д. 227).

В обоснование требований административный истец указал, что отображение земельного участка в санитарно-защитной зоне осуществлено в отсутствие предусмотренных СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 документов, с нарушением компетенции органов местного самоуправления и препятствует реализации права собственности на него.

Представитель административного истца Смирнова А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по предмету и основаниям.

Представитель заинтересованного лица Администрации Белоярского городского округа Черемина Е.Г. пояснила, что на карте градостроительного зонирования Правил землепользования, в схемах Генерального планы отображены санитарно-защитные зоны в ориентировочном размере, возражений по существу заявленных требований не представила.

Представитель административного ответчика Думы Белоярского городского округа Беляев О.В. в судебном заседании поддержал доводы письменных возражений на иск, полагает, что административным истцом не доказано нарушение его прав оспариваемыми нормами, поэтому требования Ожегова А.Н. не подлежат удовлетворению (т. 1 л.д. 171-173).

Заинтересованные лица Горкунов С.Б., Стенин С.И. в судебное заседание, о времени и месте проведения которого извещены надлежащим образом, не явились.

Поскольку их явка обязательной не признавалась, суд на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел административное дело без их участия.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив в пределах доводов иска оспариваемые нормативные правовые акты на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Волковой М.Н., полагавшей необходимым удовлетворить требования административного истца, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов.

Содержание генерального плана городского округа, порядок его подготовки и утверждения регламентированы статьями 9, 23, 24 ГрК РФ.

В соответствии с пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Порядок подготовки и утверждения Правил землепользования регламентирован статьями 31, 32 ГрК РФ.

Вступившими в законную силу решениями Свердловского областного суда от 21 июня 2018 года по административному делу № 3а-240/2018, от 11 сентября 2018 года № 286/2018 установлено, что при принятии Генерального плана Белоярского городского округа применительно к территории села Косулино и поселка Прохладный и Правил землепользования Белоярского городского округа соблюдены требования действующего законодательства, устанавливающие полномочия представительного органа местного самоуправления, форму и вид нормативного правового акта, процедуру его принятия, опубликования и введения в действие.

При рассмотрении дела установлено, что Ожегов А.Н. на основании договора купли-продажи от 24 ноября 2016 года приобрел право собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:06:0401012:185, расположенный в Белоярском районе, с. Косулино, ул. Умельцев, 1А (т. 1 л.д. 49). Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 66:06:0401012:185 относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок). Сведения об особых условиях использования данного земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Из градостроительного плана земельного участка, следует, что участок с кадастровым номером 66:06:0401012:185 расположен в территориальной зоне Ж1 – Жилая зона индивидуальной постройки, участок находится, помимо прочего, в в санитарно-защитной зоне промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, объектов коммунального назначения, спорта, торговли и общественного питания, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (т. 1 л.д. 17-27). По изложенным основаниям Ожегову А.Н. было отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома на нем.

В схеме функциональных зон и схеме современного использования планировочных ограничений и комплексной оценки, включающей карту границ зон с особыми условиями использования территорий, Генерального плана данный участок отображен в санитарно-защитной зоне (т. 2 л.д. 128-131).

На карте градостроительного зонирования Правил землепользования участок отображен в санитарно-защитной зоне промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, объектов коммунального назначения, спорта, торговли и общественного питания, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (т. 1 л.д. 203).

В соответствии со статей 1 ГрК РФ зонами с особыми условиями использования территорий являются, в том числе санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Они подлежат отображению на картах в материалах по обоснованию Генерального плана (пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).

Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).

В силу предписания части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность отображения санитарно-защитных зон в документах градостроительного зонирования.

Таких доказательств в ходе рассмотрения дела суду представлено не было.

Согласно статье 16 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», статьям 44, 52 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, создаются в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения и охраны окружающей среды городских и сельских поселений, а также в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В силу статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке, в том числе, нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров и установлении их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 утверждены в новой редакции (далее - Санитарные правила), которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.

Согласно разделу VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Пунктами 4.2, 4.3 Санитарных правил предусмотрено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности – решением Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.

Административный ответчик и заинтересованное лицо признают, что санитарно-защитная зона в отношении спорного земельного участка постановлениями должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не устанавливалась, проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров отсутствует.

Несостоятельны доводы о том, что на картах отображена санитарно-защитная зона в ориентировочном размере, поскольку по смыслу приведенных выше норм ориентировочная санитарно-защитная зона не является установленной.

Таким образом, Дума Белоярского городского округа вышла за пределы своей компетенции, отобразив в Правилах землепользования и в Генеральном плане в отношении земельного участка Ожегова А.Н. санитарно-защитную зону, которая не установлена с соблюдением требований Санитарных правил.

Поскольку отображение в документах территориального планирования и градостроительного зонирования санитарно-защитной зоны на территории земельного участка с кадастровым номером 66:06:0401012:185 противоречит актам большей юридической силы и нарушает права административного истца, в указанной части Генеральный план и Правила землепользования с учетом пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат признанию недействующими с момента вступления в силу настоящего решения.

На основании части 1 статьи 111, статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Думы Белоярского городского округа подлежит взысканию уплаченная Ожегова А.Н. при обращении в суд государственная пошлина в размере 300 рублей (т. 1 л.д. 4).

Руководствуясь статьями 175-180, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:

- ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 20 ░░░░ 2016 ░░░░ № 44, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 66:06:0401012:185;

- ░░░░░ (░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ (░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 20 ░░░ 2015 ░░░░ № 38, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 66:06:0401012:185.

░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

3а-287/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Белоярской межрайонной прокуратуры
Ожегов Александр Николаевич
Ответчики
дума Белоярского городского округа
Другие
Стенин Сергей Иванович
Горкунов Сергей Борисович
Администрация Белоярского городского округа
Смирнова Анна Юрьевна
Суд
Свердловский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
06.05.2019Регистрация административного искового заявления
07.05.2019Передача материалов судье
07.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
07.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.05.2019Предварительное судебное заседание
19.06.2019Предварительное судебное заседание
27.06.2019Предварительное судебное заседание
02.07.2019Предварительное судебное заседание
05.07.2019Судебное заседание
09.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2019Дело оформлено
10.09.2019Дело передано в архив
05.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее