УИД: №
№ 2-176/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2019 г. г. Завитинск
Завитинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Югай Л.А.,
при секретаре Бойко Д.А.,
с участием:
помощника прокурора Завитинского района Амурской области Антоненко Ю.А., истца Бердецкой К.А., представителя органа опеки и попечительства Отдела образования администрации Завитинского района ФИО7, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Завитинского района Амурской области в интересах Бердецкой Кристины Алексеевны к администрации Завитинского района Амурской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Завитинского района Амурской области в интересах Бердецкой К.А. обратился в Завитинский районный суд с указанными исковыми требованиями к ответчику, в обоснование указав, что при проведении прокуратурой Завитинского района Амурской области проверки по обращению Бердецкой К.А. по факту нарушения её жилищных прав как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было установлено, что Бердецкая К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать ФИО8 решением Завитинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и отец ФИО2 решением Завитинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. В соответствии с постановлением главы городского поселения «Город Завитинск» от ДД.ММ.ГГГГ № Бердецкая К.А. внесена в списки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения на территории района. Постановлением главы Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ № Бердецкая К.А. признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением. В ДД.ММ.ГГГГ закончила обучение в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении - средней общеобразовательной школе № <адрес>. Согласно уведомления заместителя министра социальной защиты населения Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Бердецкая К.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время Бердецкая К.А. в собственности либо по договору найма жилого помещения не имеет, в связи с чем нуждается в предоставлении жилого помещения, соответствующего техническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Бердецкой К.А. ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 18 лет. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ она считается лицом, приобретшим полную дееспособность, а значит у администрации Завитинского района появилась обязанность предоставить ей жилое помещение. Вместе с тем на день подачи искового помещения с момента наступления совершеннолетия Бердецкой К.А., администрацией Завитинского района какие-либо действия для предоставления ей жилого помещения не предприняты, жилое помещение не предоставлено, а значит, нарушены требования Федерального закона № 159-ФЗЗ от 21.12.1996 г. Таким образом, бездействием администрации Завитинского района, выразившемся в не предоставлении лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по достижении указанным лицом 18 лет, нарушено право Бердецкой К.А. на получение жилого помещения. Решением Завитинского городского Совета народных депутатов от 21.02.2008 г. № 163 утверждена учетная норма и норма предоставления площади жилого помещения для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, которая составляет 33 кв.м на одного человека.
Ссылаясь на положения ст.ст. 15, 50, 92, 98.1, 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 4, 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и.о. прокурора Завитинского района Амурской области просил суд возложить на администрацию Завитинского района обязанность предоставить Бердецкой К.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, то есть общей площадью не менее 33 квадратных метров, на одного человека.
В судебном заседании помощник прокурора Завитинского района Антоненко Ю.А. поддержала исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении исковых требований.
Истец Бердецкая К.А. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, настаивала на их удовлетворении, пояснила, что иного жилья в собственности либо на условиях социального найма не имеет, зарегистрирована и проживает в квартире, принадлежащей её опекуну.
В судебное заседание не явились представитель ответчика - администрации Завитинского района Амурской области, представители третьих лиц – Правительства Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. При данных обстоятельствах на основании ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
При этом из представленного в адрес суда письменного отзыва администрации Завитинского района Амурской области следует, что ответчик признает исковые требования прокурора Завитинского района в полном объеме, указав, что постановлением главы Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ № Бердецкая К.А. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и поставлена на регистрационный учет по предоставлению жилого помещения. В соответствии со ст.5,ст.5.1 Закона Амурской области от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспечения жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма. Решением Завитинского городского Совета народных депутатов от 21.02.2008 г. № 163 утверждена учетная норма и норма предоставления площади жилого помещения для предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Данным решением установлена норма предоставления общей площади жилого помещения в размере 33 кв.м на одного человека. Очередность предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей ведется отделом образования администрации Завитинского района. В связи с отсутствием у администрации Завитинского района жилого фонда, предоставить квартиру Бердецкой К.А. не представляется возможным. Согласно Закону Амурской области от 10.12.2018 г. №292-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» Министерством социальной защиты населения Амурской области предусмотрено предоставление межбюджетного трансферта администрации Завитинского района для приобретения жилых помещений лицам указанной категории, в размере 4771800,00 рублей, из них фактически потрачено в размере 3629647,56 рублей. Постановлением Правительства Амурской области от 05.08.2016 г. № 328 «Об утверждении нормативов предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным районам или городским округам, на территории которых приобретаются жилые помещения», предельная стоимость 1 кв.м. жилья в Завитинском районе Амурской области составила 28920 рублей за 1 кв.м., для определения начальной максимальной цены муниципального контракта был использован метод сопоставимых рыночных цен (27497,33х33) = 907411,89 рублей, источником информации о ценах на товар, являющихся предметом заказа, послужили имеющиеся предложения поставщиков, полученные по инициативе заказчика в период формирования заявки. Информация о возможных поставщиках была взята из общедоступных источников информации. В 2019 году комитетом по управлению муниципальным имуществом Завитинского района приобретено четыре жилых помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вступившим в законную силу решениям суда,ДД.ММ.ГГГГ был опубликован аукцион в электронной форме на приобретение пятого благоустроенного жилого помещения для предоставления детям - сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма специализированных жилых помещений на территории Завитинского района Амурской области Администрация Завитинского района просит суд принять во внимание изложенные обстоятельства, учесть, что администрация Завитинского района самостоятельно не имеет возможности предоставить жилое помещение Бердецкой К.А. по причине отсутствия жилого фонда и денежных средств на приобретение жилых помещений указанной категории лиц.
Выслушав пояснения помощника прокурора Завитинского района Амурской области Антоненко Ю.А., истца Бердецкую К.А., заключение представителя органа опеки и попечительства Отдела образования администрации Завитинского района ФИО7, полагавшей исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
При данных обстоятельствах, поскольку настоящий иск предъявлен прокурором Завитинского района Амурской области в защиту нарушенных прав истца на обеспечение жилым помещением в государственном и муниципальном жилищных фондах, суд приходит к выводу, что в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов истца с указанными требованиями, независимо от наличия у истца возможности самостоятельно обратиться в суд с указанными требованиями.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 24.06.1998 г. N124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях).
В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10.10.2002 года № 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 8 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Статьей 1 названного Федерального закона к детям-сиротам отнесены - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке, а к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п.п. 1, 3, 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно п.п. 8, 9 ст. 8 указанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 г. N 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
Уполномоченный орган формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи в порядке, установленном статьей 4.1 настоящего Закона.
Согласно ч.ч. 1, 4, 6 ст. 4.1 указанного Закона Амурской области формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 10 статьи 4 настоящего Закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Закона (далее - список), осуществляется уполномоченным органом впорядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лица, указанные в абзаце первом части 1 статьи 4 настоящего Закона, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Органы местного самоуправления с момента вступления в силу настоящего Закона осуществляют регистрационный учет детей-сирот, достигших возраста 14 лет, детей-сирот, достигших возраста 18 лет, и детей-сирот, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также детей-сирот, представивших письменные заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце третьем части 1 статьи 8 Федерального закона.
Формирование списка осуществляется отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года и по дате принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления после 1 января 2013 года.
Если дата принятия на регистрационный учет в органе местного самоуправления совпадает у нескольких детей-сирот, включение в список осуществляется в алфавитном порядке (по фамилии, имени, отчеству).
Согласно п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 5 указанного Закона Амурской области органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок в том числе государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Таким образом, государственные полномочия по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения вышеприведенным Законом Амурской области возложены на органы местного самоуправления, в рассматриваемом случае на администрацию Завитинского района Амурской области.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 08.09.2010 г. № 59-Г10-7, Закон Амурской области от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» содержит все необходимые условия, предусмотренные статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые должен содержать закон, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. При таких обстоятельствах суд находит не имеющими правового значения для рассмотрения настоящего дела доводы ответчика о недостаточности поступающих из областного бюджета денежных средств в виде субвенций на приобретение жилых помещений лицам указанной категории.
Как следует из свидетельства о рождении №, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <адрес>, Бердецкая К.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о рождении №. Родителями Бердецкой К.А. в свидетельстве о рождении указаны ФИО2 и ФИО3.
Согласно свидетельства о заключении брака ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с ФИО2, в результате чего ей была присвоена фамилия «ФИО9».
Решением Завитинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была лишена родительских прав в отношении Бердецкой Кристины Алексеевны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, которая была передана опекуну ФИО4.
Решением Завитинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, был лишен родительских прав, в том числе, в отношении Бердецкой Кристины Алексеевны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, которая была передана опекуну ФИО4.
Согласно постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлена опека над несовершеннолетней Бердецкой К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, опекуном Бердецкой К.А. установлена ФИО4
Таким образом, судом установлено, что действительно Бердецкая К.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку когда она находилась в возрасте до 18 лет её мать ФИО8 и отец ФИО2 были лишены родительских прав, следовательно, Бердецкая К.А. имеет право на льготы и дополнительные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Аттестатом об основном общем образовании 02824002923312 от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Бердецкая К.А. в 2017 году окончила обучение в МБОУ – средней общеобразовательной школе № <адрес>.
Согласно справке Филиала ГАУ ОА ПОО «Амурский медицинский колледж» в городе Райчихинске» от ДД.ММ.ГГГГ № Бердецкая К.А. является студентом ГАУ ОА ПОО «Амурский медицинский колледж» в городе Райчихинске», обучается по очной форме обучения, по специальности «Акушерское дело» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ). Находится на полном государственном обеспечении.
Согласно приказа Филиала ГАУ ОА ПОО «Амурский медицинский колледж» в городе Райчихинске» № от ДД.ММ.ГГГГ Бердецкой К.А. с ДД.ММ.ГГГГ предоставлен академический отпуск в связи с беременностью до ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов гражданского дела усматривается, что постановлением главы городского поселения «Город Завитинск» от ДД.ММ.ГГГГ № Бердецкая К.А. была внесена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения на территории городского поселения «Город Завитинск».Отделу образования администрации Завитинского района было предписано внести Бердецкую К.А., родившуюся ДД.ММ.ГГГГ, в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения на территории городского поселения «Город Завитинск».
Постановлением главы Завитинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Бердецкая К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением. Отделу образования администрации Завитинского района предписано поставить Бердецкую К.А., родившуюся ДД.ММ.ГГГГ, на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые нуждаются в обеспечении жилым помещением. Направить учетное дело Бердецкой К.А. в министерство социальной защиты населения Амурской области для внесения в единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Из ответа Министерства социальной защиты населения Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Бердецкая К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, дата регистрации в списке ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Бердецкая К.А. обратилась с заявлением на имя главы Завитинского района Амурской области о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в связи с достижением совершеннолетия.
Однако до настоящего времени жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Бердецкая К.А. не обеспечена, что не оспаривалось в ходе производства по делу ответчиком и иными лицами, участвующими в деле, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не опровергнуто путем предоставления допустимых доказательств.
Из ответа администрации Завитинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № на заявление Бердецкой К.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бердецкая К.А. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В списках по Завитинскому району Бердецкая К.А. значится под номером 69. В настоящее время предоставить ей жилое помещение не представляется возможным в связи с тем, что денежные средства, выделенные федеральным и региональным бюджетами на 2019 год, будут использованы на приобретение четырех квартир, которые распределены лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих судебные решения по предоставлению им жилого помещения.
При этом Уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №, уведомлением об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, не оспаривалось лицами, участвующими в деле, не опровергнуто ими путем предоставления иных допустимых доказательств, что в собственности либо в пользовании Бердецкой К.А. (на условиях социального либо специализированного найма) отсутствует иное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания в нем.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
В силу ч.ч. 1-2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Завитинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 квадратных метра на одного человека.
При указанных выше обстоятельствах, принимая во внимание, что Бердецкая К.А. включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при этом, признанное за ней право на обеспечение жилым помещением до настоящего времени не реализовано, суд находит исковые требования прокурора Завитинского района в интересах Бердецкой К.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Завитинского района Амурской области в интересах Бердецкой Кристины Алексеевны к администрации Завитинского района Амурской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.
Обязать администрацию Завитинского района Амурской области предоставить Бердецкой Кристине Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, то есть общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Л.А. Югай
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.