Дело № 12-47/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Инза 16 июля 2019 года
Инзенский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Талягиной Ю.Е.,
при секретаре Суркиной С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Гео-Сервис» (далее – ООО «Гео-Сервис») Юртанова Д.М. на постановление по делу об административном правонарушении от 29 мая 2019 года № 141, вынесенное начальником отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области, старшим государственным инспектором РФ по охране природы, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области Орловым А.О. о назначении ООО «Гео-Сервис» административного наказания по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ),
У С Т А Н О В И Л:
постановлением начальника отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области, старшего государственного инспектора РФ по охране природы, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области Орлова А.О. от 29.05.2019 № 141 ООО «Гео-Сервис» привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ) за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150000 рублей.
В вину ООО «Гео-Сервис» вменено то, что 07.05.2019 в результате проведения прокурорской проверки в отношении ООО «Гео-Сервис» (полигон ТБО по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, СПК «Репьёвский»), выявлено, что ООО «Гео-Сервис» допустило нарушение требований законодательства в области обращения с отходами.
В нарушение пунктов 5.1, 5.4, 5.7 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» ООО «Гео-Сервис» не осуществляется промежуточная изоляция уплотненного слоя отходов, не принимаются меры по не допустимости самовозгорания отходов, в результате чего произошло возгорание отходов на полигоне.
В нарушение пунктов 3, 5, 7, 14 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30 (далее - Порядок № 30) ООО «Гео-Сервис» не предоставлен отчет об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов.
В нарушение пунктов 1 и 2 Приказа Федеральной службы государственной статистики от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» ООО «Гео-Сервис» не предоставлен отчет по форме 2-ТП (отходы) за 2018 год.
Не соглашаясь с постановлением, генеральный директор ООО «Гео-Сервис» Юртанов Д.М. в установленный законом срок обратился в суд с жалобой на указанное постановление, указав, что при вынесении постановления должностным лицом отказано в удовлетворении ходатайства о замене штрафа предупреждением в соответствии со статьями 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ, штраф вынесен в сумме 150000 рублей, что превышает минимальное наказание предусмотренное статьей 8.2 КоАП РФ и примененное наказание не соответствует общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, поскольку не были учтены смягчающие обстоятельства, а именно, отсутствие превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ на границе санитарно-защитной зоны полигона, подтверждающееся протоколами проб воздуха и почвы.
Просит заменить штраф предупреждением.
В судебном заседании генеральный директор Юртанов Д.М., не отрицая выявленных в ходе проверки нарушений требований законодательства, доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил заменить административный штраф на предупреждение и учесть, что вину ООО «Гео-Сервис» признало полностью, ведутся мероприятия по устранению нарушений, а также то, что ООО «Гео-Сервис» включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Лицо, уполномоченное рассматривать дела об административном правонарушении, - начальник отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области, Орлов А.О. в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания не представил. В связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица.
Представитель Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Чернова Л.А. с доводами жалобы не согласилась, просила постановление от 29.05.2019 оставить без изменения, а жалобу Юртанова Д.М. – без удовлетворения.
Заслушав должностное лицо, привлеченное к административной ответственности, представителя административного надзорного органа, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ) административная ответственность наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и должен проверить дело в полном объеме.
Законодательство в области обращения с отходами состоит, прежде всего, из Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно статье 1 Закона об отходах отходы производства и потребления (далее – отходы) – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 2); обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (абзац 4).
Статьей 11 данного Закона об отходах на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, возлагаются определенные обязанности. К таким обязанностям относится соблюдение федеральных норм и правил и иных требований в области обращения с отходами.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16 «О введении в действие Санитарных правил» введены в действие санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01» (далее – СП 2.1.7.1038-01).
Данные санитарные правила устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 5.1 СП 2.1.7.1038-01 складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре +5 град. C - не позднее трех суток со времени складирования ТБО.
Согласно пункту 5.4 СП 2.1.7.1038-01 регулярно, не реже одного раза в смену, отходы, задерживаемые переносными щитами, собирают и размещают по поверхности рабочей карты, уплотняют сверху изолирующим слоем грунта.
Пунктом 5.7 СП 2.1.7.1038-01 определено, что на территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО.
По смыслу части 7 статьи 18 Закона об отходах субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), устанавливающий требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (далее – Отчетность).
Согласно пунктам 3, 5, 7, 14 Порядка № 30 субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке до 15 января года, следующего за отчетным периодом, Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов. Отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Датой представления Отчетности считается отметка территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 19 Закона об отходах юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, и представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 утвержден статистический инструментарий для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления. В частности данным приказом утверждена форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой осуществляются Росприроднадзором, в которой также установлены адреса и сроки ее предоставления.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 07.05.2019 Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка ООО «Гео-Сервис».
Проверкой выявлено, что в нарушение статьи 11, части 7 статьи 18, частей 1 и 2 статьи 19 Закона об отходах, пунктов 5.1, 5.4, 5.7 СП 2.1.7.1038-01 пунктов 3, 5, 7, 14 Порядка № 30, приказа Федеральной службы государственной статистики от 10.08.2017 № 529 ООО «Гео-Сервис» не осуществляется промежуточная изоляция уплотненного слоя отходов, не принимаются меры по не допустимости самовозгорания отходов, в результате чего произошло возгорание отходов на полигоне; не предоставлен отчет об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов и отчет по форме 2-ТП (отходы) за 2018 год.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Гео-Сервис» к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт совершения юридическим лицом и его виновность в совершении административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении, отвечающим требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, справкой по результатам участия в проверке, а также иными материалами дела, указывающими на наличие события правонарушения, и содержащими описание обстоятельств произошедших событий.
Допустимость и достоверность имеющихся доказательств у суда сомнений не вызывает.
Таким образом, бездействия ООО «Гео-Сервис» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ).
Обоснованность привлечения ООО «Гео-Сервис» к административной ответственности сомнений не вызывает.
Имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности подтверждают факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ).
Оценив совокупность представленных доказательств всесторонне, полно и объективно по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу о доказанности вины ООО «Гео-Сервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ).
Материальное положение юридического лица не является уважительной причиной для освобождения ООО «Гео-Сервис» от административной ответственности за допущенное административное правонарушение.
Вопреки доводам заявителя, оснований для признания совершенного юридическим лицом административного правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Совершенное административное правонарушение посягает на общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды.
Наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, равно как и данные о личности и имущественном положении лица, привлеченного к ответственности, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса, а именно, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, в том числе с учетом того, что вмененное ООО «Гео-Сервис» нарушение требований законодательства не позволяет сделать вывод об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде.
Доводы жалобы о наличии смягчающего ответственность обстоятельства – отсутствие превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ на границе санитарно-защитной зоны полигона, – не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов должностного лица административного органа по делу.
Административное наказание назначено ООО «Гео-Сервис» в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального Закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ) и с соблюдением общих правил назначения наказания должностному лицу, установленных статьями 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу не допущено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 5 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.3, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
постановление № 141 от 29.05.2019, вынесенное начальником отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области, старшим государственным инспектором РФ по охране природы, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области Орловым А.О. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Гео-Сервис» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального Закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ) и назначении административного наказания, – оставить без изменения, а жалобу генерального директора Юртанова Д.М. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд Ульяновской области со дня вручения или получения его копии.
Судья Ю.Е. Талягина