Дело № 2-119/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09.02.2012 года
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Хлопиной И.В., при секретаре Писаревой М.Г., с участием истца Жукова В.Ф., представителя истца Фаткулиной Ф.А., ответчика Нигматзяновой Т.М., представителя ответчика Клевцова А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жукова В.Ф. к Нигматзяновой Т.М. о признании договора купли-продажи квартиры недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Жуков В.Ф. обратился в суд с иском к ответчице о признании недействительным договора купли-продажи квартиры, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его племянница Ефремова О.В. от <данные изъяты>. Истец является ее наследником по закону. На момент смерти Ефрремова О.В. проживала по <адрес>, истец подал заявление нотариусу о принятии наследства. Кроме этой квартиры в собственности умершей находилась квартира по <адрес> г.Оренбурга. В настоящее время в квартире проживают посторонние люди. Истец сделал запрос в Управление Росреестра и ему стало известно, что собственником указанной квартиры является Нигматзянова Т.М. Ефремова О.В. злоупотребляла спиртными напитками не только накануне смерти, но и в период заключения сделки. Она неоднократно лечилась от алкоголизма, кодировалась. Считает, что Ефремова О.В. в момент совершения сделки купли-продажи квартиры находилась в таком состоянии, когда не была способна понимать значение своих действий и руководить ими. На основании ст. 177 ГК РФ просит признать договор купли-продажи квартиры, заключенный между Ефремовой О.В. и Нигматзяновой Т.М. недействительным.
В судебном заседании Жуков В.Ф. и его представитель исковые требования поддержали и дополнили, просят признать договор купли-продажи квартиры недействительным на основании ч.1 ст.177 ГК РФ и на том основании, что Ефремова О.В. заключила указанный договор вследствие стечения тяжелых обстоятельств, на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась. При этом истец пояснил, что проживала Ефремова О.В. в квартире по <адрес> ей досталась по наследству после смерти родителей. Ефремова О.В. была в разводе, злоупотребляла спиртными напитками с молодости, постоянно просила деньги, не работала. В квартире у нее были постоянные гулянки, соседи на нее жаловались. Представитель истца пояснила, что Ефремова О.В. периодически лечилась от алкоголизма, кодировалась, считает, что она при заключении договора купли-продажи квартиры не понимала значения своих действий, квартиру продала за <данные изъяты> рублей. Ефремова О.В. не работала, злоупотребляла спиртным, нуждалась в деньгах, поэтому считает, что она продала квартиру вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельствах, на крайне невыгодных условиях, чем другая сторона воспользовалась.
Ответчица Нигматзянова Т.М. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что она была знакома с Ефремовой О.В. с 1980 года, они вместе работали. Потом ответчица стала работать на Центральном рынке и часто встречалась с Ефремовой О.В. на рынке. При встрече на рынке Ефремова О.В. сказала, что продает квартиру и Нигматзянова Т.М. решила у нее купить эту квартиру. За квартиру ответчица отдала Ефремовой <данные изъяты> рублей, а в договоре купли-продажи указана стоимость <данные изъяты> рублей по договоренности. Ответчица Ефремову О.В. пьяной не видела, она всегда выглядела нормально, была хорошо, опрятно одета и по ее виду нельзя было сказать, что она злоупотребляет спиртными напитками.
Выслушав в судебном заседании пояснения сторон, их представителей, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований Жукова В.Ф. исходя из следующего.
Согласно свидетельству о смерти от 20.12.2010 года Ефремова О.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Жуков В.Ф. является наследником имущества умершей Ефремовой О.В. на основании закона, что подтверждается материалами наследственного дела №.
Судом установлено, что Ефремовой О.В. на праве собственности после смерти родителей принадлежала квартира по <адрес> г.Оренбурга.
По договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Ефремова О.В. продала квартиру Нигматзяновой Т.М. Договор в установленном законом порядке, прошел правовую регистрацию ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ч.1 ст. 177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
В соответствии с правилами ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.
В обоснование своего иска истец ссылается на то, что Ефремова О.В. злоупотребляла спиртными напитками, вследствие чего, при заключении договора купли-продажи она не понимала значения своих действий и не могла ими руководить.
Однако, сам факт злоупотребления спиртными напитками не может являться безусловным доказательством того, что на момент заключения сделки Ефремова О.В. находилась в таком состоянии, когда не понимала значения своих действий и не давала им отчета.
В судебном заседании свидетель <данные изъяты>. пояснила, что на рынок Ефремова О.В. приходила всегда трезвой, пьяной она ее никогда не видела. Юсупова Г.Р. присутствовала при заключении сделки в УФРС, когда заключали сделку Ефремова О.В. была трезвой.
Свидетель <данные изъяты> в судебном заседании пояснила, что она часто видела Ефремову О.В. на рынке, она всегда ходила с макияжем. Свидетель присутствовала при заключении договора купли-продажи, Ефремова О.В. была в трезвом состоянии, при Поповой Т.Н. передавались деньги за квартиру.
Свидетель <данные изъяты> в судебном заседании пояснила, что после развода со вторым мужем в ДД.ММ.ГГГГ Ефремова О.В. стала больше употреблять спиртные напитки, уходила в запои, у нее были долги. Жила она на деньги от квартиры, в родительской квартире она держала квартирантов. Родственники к Ефремовой О.В. не ходили, она сама ходила к ним. Ефремова О.В. говорила свидетелю, что хочет продать квартиру, но ее все отговаривали.
Свидетель <данные изъяты>. пояснил суду, что в 1994 году он развелся с Ефремовой О.В., т.к. она злоупотребляла спиртными напитками. После развода Ефремов С.В. с ней не общался.
Свидетель <данные изъяты> в судебном заседании пояснила, что с 1990 года Ефремова О.В. стала сильно пить, но свидетель встречалась с Ефремовой О.В. очень редко, в основном они общались по телефону.
Свидетель <данные изъяты> в судебном заседании пояснила, что Ефремова О.В. систематически злоупотребляла спиртными напитками, но на момент совершения сделки свидетель Ефремову О.В. не видела и с ней не общалась.
Из трудовой книжки Ефремовой О.В. следует, что в период с 01.09.2004 года по 31.01.2006 года и с июня 2007 года по апрель 2008 года Ефремова О.В. работала в детском саду младшим воспитателем.
По сообщению <данные изъяты>.
С учетом изложенного суд считает, что доводы истца о нахождении Ефремовой О.В. в момент заключения сделки в таком состоянии, когда она не понимала значение своих действий или не могла ими руководить, в судебном заседании своего подтверждения не нашли.
По правилам ст. 166 ГК РФ требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе.
На основании ч.1 ст. 179 ГК РФ недействительной может быть признана сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка) по иску потерпевшего.
Таким образом, Жуков В.В. не вправе оспаривать договор купли-продажи квартиры по <адрес> по данному основанию.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Жукова В.Ф. к Нигматзяновой Т.М. о признании договора купли-продажи квартиры недействительным оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный райсуд г.Оренбурга в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение изготовлено в окончательной форме 22.02.2012 года
Решение вступило в законную силу 24.03.2012 года