Решение по делу № 3а-296/2019 от 28.05.2019

дело № 3а-296/2019

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Волгоград 5 сентября 2019 года

Волгоградский областной суд в составе

председательствующего Ждановой С.В.,

при секретаре Булдаковой С.В.,

с участием представителя административного истца Даниловой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Дом быта» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

ООО «Дом быта» (далее - Общество) обратилось в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением к комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управлению Росреестра по Волгоградской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), сославшись на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Волгоградская область, г.Волжский, ул.Пионерская, 38а, с кадастровым номером <.......> общей площадью 6094 кв.м., кадастровая стоимость которого не соответствует его рыночной стоимости, что нарушает его права как налогоплательщика. В связи с этим истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, определённой независимым оценщиком в отчёте от 14 февраля 2019 года, в размере 12 500 000 рублей.

Кроме того, просило возложить на ФГБУ «ФКП Росреестра» обязанность внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость.

В ходе судебного заседания представитель истца уточнила заявленные требования, просила установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, определённой по результатам судебной экспертизы, в размере 18407 000 рублей; в части возложения на кадастровый орган обязанности внести в ГКН изменения кадастровой стоимости земельного участка, требования не поддержала.

Лица, участвующие в деле - комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управление Росреестра по Волгоградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» и администрация городского округа-город Волжский Волгоградской области, будучи извещёнными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представители комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области и Управления Росреестра по Волгоградской области направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии, вопрос о разрешении иска оставили на усмотрение суда.

Поскольку в силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, выслушав представителя истца, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Статья 245 КАС РФ предусматривает право юридических лиц на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), который налоговым законодательством относится к местному налогу, устанавливаемому Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательному к уплате на территориях этих муниципальных образований (п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации и п.1 ст.387 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из системного анализа содержания пунктов 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Между тем, действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена (п.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда.

При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Оспаривание юридическими лицами кадастровой стоимости предусмотрено только в случае отклонения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Из материалов дела следует, что ООО «Дом быта» на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <.......>, общей площадью 6094 кв.м., категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - земли под объектами торговли (под рынок), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 14 июня 2019 года.

В данном случае установлено, что размер налоговых платежей в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Следовательно, определение в отношении спорного земельного участка кадастровой стоимости влияет на обязанность Общества по уплате налоговых платежей и у административного истца имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.

Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

При этом, исходя из анализа положений упомянутой статьи, следует, что датой установления стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нём в Единый государственный реестр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.

В случае образования нового или включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённом земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешённого использования земельного участка или уточнения площади земельного участка) определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 (далее - Методические указания), действовавшими до 1 марта 2019 года.

В соответствии с пунктом 2.2 Методических указаний в случае изменения площади земельного участка кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади земельного участка.

Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года № 46-н «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов Волгоградской области согласно приложению № 1 по состоянию на 1 января 2015 года.

Из сообщения ФГБУ «ФКП Росреестра» от 20 июня 2019 года № НБ-1762/2019 следует, что спорный земельный участок внесён в государственный кадастр недвижимости 4 октября 2010 года, его кадастровая стоимость по состоянию на указанную дату составляла 58948 250 рублей 04 копейки.

25 апреля 2016 года по заявлению об изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав, изменилась площадь с 5844 кв.м. на 6094 кв.м. Таким образом, кадастровая стоимость рассчитана пропорционально изменившейся площади по состоянию на 25 апреля 2016 года, в размере 63648234 рубля 54 копейки.

Таким образом, с учётом того, что кадастровая стоимость земельного участка определена по правилам статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности и датой внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости является 25 апреля 2016 года, рыночная стоимость этого земельного участка должна быть установлена на эту же дату.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на истце. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчёт об оценке земельного участка № 3-035/3 от 14 февраля 2019 года, выполненный оценщиком ООО «Мир оценки».

В связи с возникшими сомнениями в достоверности представленного отчёта, по ходатайству представителя заинтересованного лица - комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, на основании определения Волгоградского областного суда от 25 июня 2019 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза с целью определения рыночной стоимости земельного участка.

По результатам судебной экспертизы экспертом ООО «Оценочная фирма «Вирго» Кукановой Н.Е. 14 августа 2019 года составлено экспертное заключение № 17с/07-23, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 25 апреля 2016 года составляет 18407000 рублей.

Оценивая экспертное заключение, суд находит, что оно соответствует положениям статьи 82 КАС РФ, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведённого исследования, сделанные в результате него выводы и ответы на поставленные судом вопросы, подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупреждённым об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы.

Также суд отмечает, что определённая в заключении судебной экспертизы итоговая рыночная стоимость земельного участка не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в г.Волжском Волгоградской области со схожим разрешением, произведена оценка объектов с учётом их местоположения, площади, количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 25 апреля 2016 года.

В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчётных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, а оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда не имеется.

Достоверность выводов эксперта сторонами сомнению не подвергалась, ходатайство о назначении повторной экспертизы указанными лицами не заявлено, поводы для её назначения по инициативе суда отсутствуют.

С учётом изложенного и исходя из приведённых выше положений Закона об оценочной деятельности, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> должна быть установлена равной его рыночной стоимости в размере 18407 000 рублей.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка.

Учитывая заключение судебной экспертизы, представленный административным истцом отчёт не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нём итоговой величины рыночной стоимости этого объекта.

Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьёй 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

В данном случае ООО «Дом быта» обратилось с Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 16 апреля 2019 года. Следовательно, указанную дату следует считать датой подачи заявления.

В удовлетворении требований истца, заявленных к ответчику - комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области необходимо отказать, поскольку надлежащим ответчиком по данному делу, с учётом приведённых выше разъяснений постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 года № 28 (пункт 7) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, к которому комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области не относится.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ООО «Дом быта» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <.......>, общей площадью 6094 кв.м., категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - земли под объектами торговли (под рынок), равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 апреля 2016 года в размере 18407 000 рублей.

Датой подачи заявления считать 16 апреля 2019 года (дата подачи заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости).

В удовлетворении требований, заявленных к комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья /подпись/ Жданова С.В.

решение в окончательной форме принято 5 сентября 2019 года

Судья /подпись/ Жданова С.В.

Судья Волгоградского областного суда Жданова С.В.

3а-296/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Дом Быта"
Ответчики
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Волгоградской области
Данилова Ирине Анатольевне
Администрация г/о г.Волжский
Суд
Волгоградский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
20.08.2020Регистрация административного искового заявления
20.08.2020Передача материалов судье
20.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Производство по делу возобновлено
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.08.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
20.08.2020Судебное заседание
29.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
05.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее