РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2020 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Поляковой Н.В.,
при секретаре Асланян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №...а-2304/2020 по административному исковому заявлению Лобиковой С.Б., Лапшиной И.А., Быковой Т.Г., Ковалевой Т.А., Носова И.Д., Проскурякова А.М., Аверьяновой Н.В., Самойловой И.Б., Кленкина С.В., Корхмазян И.В., Камбиной О.Ю., Лобикова В.М., Максимовой Л.П. к Департаменту градостроительства г.о. Самара, с участием заинтересованных лиц ТСЖ «Триера», Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара, о признании распоряжения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Октябрьский районный суд г. Самары с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что они постоянно проживают в доме адрес. Рядом с их домом расположен дом адрес, где создано ТСЖ «Триера». ТСЖ «Триера» установило автоматический шлагбаум на дворовой территории поделив общий двор на две части, ключей от шлагбаума истцам не выдано. Своего согласия на установку этого шлагбаума истцы не давали. Письмом от дата Департамент Градостроительства г.о. Самара в ответ на обращение истцов, сообщил, что дата издано Распоряжение РД-993 «О выдаче ТСЖ «Триера» разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута». Согласно текста вышеуказанного Распоряжения, оно было выдано в соответствии с подпунктом 6 пункта 39.33 ЗК РФ, Постановлением Правительства Самарской области от дата №..., Постановлением Администрации г.о. Самара от дата №.... Установление шлагбаума лишает истцов проезда к контейнерной площадке — она общая для домов №... и №... по Осипенко, истцы лишены права пользоваться частью дворовой территории, фактически ТСЖ «Триера», через оспариваемое Распоряжение, организовало частную автомобильную стоянку на муниципальных землях и закрытую часть двора, что не допустимо по закону. Просили суд признать незаконным и отменить Распоряжение Департамента градостроительства го Самара от дата №... «О выдаче товариществу собственников жилья «Триера» разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута».
В судебном заседании административный истец Лапшина И.А., действующая также как представитель Лобиковой С.Б. по доверенности, административные истцы Носов Н.Д., Быкова Т.Г., Лобикова С.Б. Самойлова И.Б. требования поддержали, по основаниям, изложенным в иске, просили его удовлетворить.
Административные истцы Ковалева Т.А., Проскуряков А.М., Аверьянова Н.В., Кленкин С.В., Корхмазян И.В., Лобиков В.М., Максимова Л.П. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, ранее в суд представил отзыв на иск, согласно которому просил суд отказать в удовлетворении требований истцов, дело рассмотреть в отсутствии представителя Департамента.
Представители заинтересованных лиц - Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара - Дунаева Е.В., ТСЖ «Триера» - Сорокин А.А., действующие на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, по основаниям, указанным в отзывах.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с представленными в материалы дела выписками из ЕГРН истцы являются собственниками квартир, расположенных в жилом доме по адресу: адрес.
В Департамент градостроительства г.о. Самара обратилось Товарищество собственников жилья «Триера», осуществляющее управление соседним многоквартирным домом №... по адрес, с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка (согласно прилагаемой схеме) без предоставления земельного участка и установления сервитута для размещения автомобильного шлагбаума на придворовой территории на срок 5 лет /л.д..
Из материалов дела следует, что дата Департаментом градостроительства г.о. Самара выдано распоряжение №... о выдаче ТСЖ «Триера» разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута г.о. Самара для размещения автоматического шлагбаума.
Как следует из указанного распоряжения ТСЖ «Триера» выдано разрешение на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута г.о. Самара согласно приложения к настоящему распоряжению.
Разрешением на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута от дата №... Департамент градостроительства г.о. Самара, руководствуясь ст. 39.33- 39.35 ЗК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от дата №..., Постановлением правительства адрес от дата года №... разрешил размещение ограждающего устройства (шлагбаум автоматический) на дворовой территории многоквартирных жилых домов на срок 5 лет.
В силу положений подпункта 6 пункта 1, пункта 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в указанных целях, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от дата №....
В пункте 18 указанного Перечня предусмотрены ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов.
Согласно подпункту 19 пункта 5 Порядка и условий размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от дата №... (далее - Порядок №...), без проведения аукциона и без взимания платы размещаются ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы)), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов.
В обоснование своих требований истцы ссылаются на то, что установление ограждающего устройства (шлагбаума) на дворовой территории многоквартирных домов лишает их возможности проезда к контейнерной площадке, которая является общей для домов №... по адрес, кроме того мешает развороту автомобилей, затруднен проезд скорой, такси.
Согласно уведомления от дата в ЕГРН отсутствует информация об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на земельный участок площадью №... кв.м. в районе дома адрес.
В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе информационного обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара земельный участок площадью №... кв.м. в районе дома адрес находится в зоне многоэтажной жилой застройки по Карте правового зонирования. Испрашиваемый земельный участок расположен на территории проезда.
Истцы обратились к кадастровому инженеру с целью определения местоположения ограждающего устройства (шлагбаум автоматический) согласно координат характерных точек, указанных в разрешении Департамента градостроительства г.о.Самара №РЗ-20 от дата относительно дворовой территории многоквартирных жилых домов №... и №... по адрес.
В результате проведенного анализа местоположения многоквартирных жилых домов №... и №... по адрес установлено, что на местности дворовая территория указанных домов ограничена следующими объектами: с северо-западной стороны: многоквартирный жилой дом №...; с северо-восточной стороны: ограждение (забор); с юго-восточной стороны: внутриквартальный проезд, проходящий вдоль жилого дома №...; с юго-западной стороны: внутриквартальный проезд, проходящий вдоль спортивной площадки. При сопоставлении указанной дворовой территории со сведениями Единого государственного реестра недвижимости установлено: в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №..., который сформирован под многоквартирным жилым домом №... по адрес с отмосткой; в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №..., который сформирован для размещения контейнерной площадки; в ЕГРН отсутствуют сведения о земельном участке, сформированном под многоквартирным жилым домом №... по адрес.
Понятие «Дворовая территория жилых домов» определяет, что данная территория включает в себя: территорию под жилым домом, внутриквартальные проезды и тротуары, озелененные территории ограниченного пользования, площадки для игр и спорта, площадки для отдыха населения, площадки для временной стоянки транспортных средств, площадки для хозяйственных целей, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома.
На дворовой территории многоквартирных жилых домов №... и №... по адрес расположены: внутриквартальный проезд, тротуары, спортивная площадка, контейнерная площадка для сбора ТБО, используемые как жильцами домов №... и №.... Кроме того, на данной дворовой территории расположена трансформаторная подстанция, обеспечивающая энергоснабжение как жилого дома №..., так и жилого дома №....
В соответствии с действующим законодательством дворовые территории (многоквартирных домов №... и №... по адрес - не сформированы. При сопоставлении местоположения ограждающего устройства (шлагбаум автоматический) согласно координат характерных точек указанных в разрешении Департамента градостроительства г.о.Самара №РЗ-20 от дата., относительно дворовой территории многоквартирных жилых домов №... и №... по адрес, выявлено, что данный шлагбаум установлен на внутриквартальном проезде (дворовой территории многоквартирных жилых домов №... и №... по адрес), проходящем вдоль спортивной площадки.
Внутриквартальный проезд - объект благоустройства территории внутригородских районов, предназначенный для проезда транспортных средств от автомобильных дорог общего пользования к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам.
Пунктом 12 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ установлено, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Из представленной схемы размещения ограждающих устройств, установлено, что спорный шлагбаум установлен на территории общего пользования, предназначенной для беспрепятственного пользования неограниченного круга лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Материалами административного дела подтверждается, что ограждающие устройства согласованы к установке на территории, которая к категории придомовой многоквартирного дома адрес не относится, шлагбаум перекрывает внутриквартальный проезд, что создает препятствия или ограничения свободному проходу пешеходов и (или) проезду транспортных средств на территории общего пользования, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, в связи с чем суд находит оспариваемое распоряжение не соответствующим требованиям действующего законодательства и, вопреки аргументам административного ответчика и заинтересованного лица, нарушающим права административных истцов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от дата. №... « О выдаче ТСЖ «Триера» разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца.
В окончательной форме решение изготовлено 05 августа 2020 года.
Судья подпись Н.В. Полякова
.
.
.