№ 2-2436/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2020 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при помощнике судьи Бондаренко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чеботарева Павла Юрьевича к войсковой части 96848, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен по тем основаниям, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту. При прохождении военной службы в военной части № <адрес> истец был обеспечен жилым помещением по адресу: <адрес>. По убытии к новому месту службы в войсковую часть № 96848 в г.Петрозаводске вышеуказанное жилое помещение в соответствии с действующим законодательством было сдано истцом. Истец указывает, что при поступлении по новому месту службы в войсковую часть 96848 в <адрес> он был признан нуждающимся в получении жилого помещения и поставлен в очередь на получение жилья на семью из трех человек. В период прохождения военной службы истец неоднократно обращался в адрес командира войсковой части № 96848 г.Петрозаводске по вопросу предоставления ему жилья. При этом при подаче рапорта об увольнении из рядов Вооруженных Сил РФ Чеботаревым П.Ю. указано, что он жильем не обеспечен, просил после увольнения оставить в списках на получение жилья. Истец по вопросу предоставления ему жилого помещения неоднократно обращался в адрес Войсковой части № 96848, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Военной прокуратуры Петрозаводского гарнизона. До настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен. Истец указывает, что в настоящее время брак с женой расторгнут, ребенок проживает вместе с матерью. На основании вышеизложенного, истец просит обязать Министерство обороны РФ в лице войсковой части № 96848, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации предоставить ему жилое помещение в виде однокомнатной квартиры.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 июля 2019 года исковые требования Чеботарева П.Ю. были удовлетворены частично; на ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления на одного человека. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Карелия от 27 сентября 2019 года указанное решение оставлено без изменений, апелляционная жалоба ответчика- без удовлетворения.
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05 февраля 2020 года состоявшиеся судебные решения по жалобе ответчика отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом, суд кассационной инстанции указал, что при рассмотрении настоящего дела не установлена нуждаемость истца в жилом помещении на момент увольнения, не были исследованы все юридически значимые обстоятельства: данные о месте жительства супруги и ребенка, сведения о расторжении брака, последующем вступлении истца в брак; место регистрации истца с момента увольнения с военной службы до 27.06.2018 (даты его регистрации в квартире Чеботаревой А.Б.).
Истец Чеботарев П.Ю. и его представитель Лобов А.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Побединский Н.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, полагая их необоснованными.
Представитель ответчика Войсковой части № 96848 в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абз. 12).
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с абзацами третьим, двенадцатым и тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Правительство Российской Федерации постановлением от 29.06.2011 № 512 утвердило Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации.
Согласно указанным Правилам признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы). В случае признания нуждающимися в жилых помещениях, военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет). Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил (далее - документы). Уполномоченные органы ведут списки нуждающихся в жилых помещениях и вносят в них данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании этих списков федеральные органы в целях определения потребности в жилых помещениях ведут реестр военнослужащих, состоящих на учете, и членов их семей. Датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, и представленных документов. Военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее - граждане, уволенные с военной службы), не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 № 512. Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета. Решение о снятии с учета принимается уполномоченным органом не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил, и выдается или направляется военнослужащему (гражданину, уволенному с военной службы) в течение 3 рабочих дней.
В судебном заседании установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту.
При прохождении военной службы в военной части № <адрес> истец был обеспечен жилым помещением по адресу: <адрес>, где был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ
По убытии к новому месту службы в войсковую часть № 96848 г.Петрозаводска вышеуказанное жилое помещение в соответствии с действующим законодательством было сдано истцом, что подтверждается справкой Мончегорской квартирно-эксплуатационной части от ДД.ММ.ГГГГ
В связи с поступлением на военную службу в войсковую часть № 96848 г.Петрозаводска с ДД.ММ.ГГГГ. истец был зарегистрирован в <адрес>.
Согласно списку кандидатов на получение Государственных жилищных сертификатов военнослужащих войсковой части 96848 г.Петрозаводска в 2001 году, утвержденному ВРиО командира в/ч 96848, Чеботарев П.Ю. включен в указанный список на семью из трех человек.
20.07.2000г. Сортавальской КЭЧ района в адрес командира войсковой части 96848 высланы списки на кандидатов на жилищные сертификаты на дооформление. При этом указано, что на Чеботарева П.Ю. не представлены следующие документы: рапорт командира на получение жилищного сертификата, послужной список, ксерокопии справок с прежних мест службы; в противном случае при распределении жилищных сертификатов они не будут выданы, в последующем при неполном предоставлении документов сертификаты оформляться не будут.
Согласно повторному письму Сортавальской КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ в адрес коллегии адвокатов «Талион» г. Петрозаводска, Чеботарев П.Ю. обращался в указанную организацию по вопросу ГЖС, наличия списков, решений комиссий об исключении его из списков кандидатов на ГЖС, ему было рекомендовано обращаться по этому вопросу в в\ч 96848.
ДД.ММ.ГГГГ. Чеботаревым П.Ю. на имя командира Войсковой части 96848 подан рапорт об увольнении из рядов ВС РФ по истечении срока контракта. В данном рапорте истцом также указано, что он жильем не обеспечен, после увольнения просит оставить его в списках на получение жилья.
На основании приказа Главнокомандующего военно-воздушными силами № от ДД.ММ.ГГГГ. Чеботарев П.Ю. уволен с военной службы с зачислением в запас.
На основании приказа командира войсковой части 96848 № от ДД.ММ.ГГГГ. Чеботарев П.Ю. исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения; в данном приказе указано, что Чеботарев П.Ю. жилой площадью не обеспечен, желает оставаться в списках очередников на получение жилья в войсковой части 96848, состав семьи – <данные изъяты> человека, из них один ребенок: сын – <данные изъяты> лет.
На основании решения Московского суда г. Твери от 15 ноября 2001 года расторгнут брак между Чеботаревым П.Ю. и ФИО6, что подтверждается свидетельством о расторжении брака серии I-ГИ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ ОЗАГС г. Петрозаводска Республики Карелия. Как пояснил истец, на момент расторжения брака супруга с сыном ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживала в г. Твери со своими родителями по адресу: <адрес>.
Чеботарев П.Ю. и ФИО7 зарегистрировали брак ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ. В данной актовой записи в графе «место жительства Чеботарева П.Ю.» отражено «без определенного места жительства».
ДД.ММ.ГГГГ на основании совместного заявления супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, прекращен брак между Чеботаревым П.Ю. и ФИО7 что подтверждается свидетельством о расторжении брака серии I-ГИ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ ОЗАГС г. Петрозаводска Управления записи актов гражданского состояния.
Квартира по адресу: <адрес> была получала ФИО7 от муниципалитета в 80-х годах на семью из 6-ти человек до брака( зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ), в период брака в 2008 году квартиру супруга приватизировала, истец в приватизации не участвовал, так как был зарегистрирован по адресу: <адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, снят с регистрации в связи с переменой места жительства). Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела
Согласно сведениям, предоставленным ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в списке подлежащих обеспечению жилплощадью военнослужащих войсковой части 96848 (на ДД.ММ.ГГГГ.) Чеботарев П.Ю. отсутствует; документы, подтверждающие признание нуждающимся в обеспечении жилым помещением по месту прохождения службы в войсковой части 96848 в адрес отделения не поступали. В период с 2012г. по настоящее время какие-либо решения в отношении Чеботарева П.Ю. отделением не принимались.
С ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время Чеботарев П.Ю. зарегистрирован по адресу: <адрес>, в собственности иного жилого помещения не имеет, в собственности имеется нежилое помещение (гаражный бокс), что подтверждается адресной справкой УВМ МВД по РК, выпиской из ЕГРН.
Согласно сведениям, предоставленным ГУП РК РГЦ «Недвижимость», Чеботарев П.Ю. участия в приватизации не принимал, являлся нуждающимся в обеспечении жилым помещением.
Таким образом, из материалов дела следует, что за время прохождения военной службы истец, жилой площадью обеспечен не был.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходит из того, что общая продолжительность службы истца в вооруженных силах МО РФ составила более 10 лет, истец был уволен со службы в вооруженных силах по истечении срока контракта о прохождении военной службы, истец признан нуждающимся в жилом помещении.
Суд полагает несостоятельными доводы ответчика о том, что в период прохождения военной службы истец не признавался в установленном законом порядке нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых в собственность бесплатно или по договорам социального найма, поскольку они опровергаются представленными истцом доказательствами.
Так, истец представил список кандидатов на получение Государственных жилищных сертификатов военнослужащих войсковой части 96848 г.Петрозаводска в 2001 году, утвержденному ВРиО командира в/ч 96848, из которого следует, что Чеботарев П.Ю. включен в указанный список на семью из трех человек.
Кроме того, из рапорта Чеботарева П.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ., приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что истец жильем не обеспечен, желает остаться в списках на получение жилого помещения.
Оценивая данные документы в совокупности с другими доказательствами, суд приходит к выводу о том, что истец доказал факт обращения для постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и подлежащего обеспечением жильем.
Доводы ответчика о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт его обращения до увольнения с военной службы в командование войсковой части с рапортом о признания его нуждающимся в получении жилого помещения, факт постановки его на учет нуждающимся в получении жилого помещения до увольнения с военной службы, а также доводы об отсутствии доказательств, что до увольнения истца с военной службы его рапорт рассматривался на заседании жилищной комиссии и было принято решение о признании истца нуждающимся в получении жилого помещения, суд полагает противоречащими установленным по делу обстоятельствам и не являющимися основанием для отказа в удовлетворении иска.
Принимая во внимание, что жилищные права граждан, состоящих на жилищном учете при войсковых частях Министерства обороны РФ, реализовывались в соответствии с положениями Приказа Министра обороны РФ 15.02.2000 года N 80 жилищными комиссиями и командирами воинских частей, суд исходит из того, что отсутствие надлежащего взаимодействия между уполномоченными органами не должно оказывать влияния на реализацию жилищных прав граждан.
При таких обстоятельствах исковые требования Чеботарева П.Ю. в части обязания ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации предоставить ему благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления на одного человека подлежат удовлетворению.
С учетом того, что в силу действующего законодательства полномочия по предоставлению военнослужащим Вооруженных Сил жилых помещений в собственность бесплатно возложены на ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, суд полагает в удовлетворении иска к Войсковой части 96848, Министерству обороны Российской Федерации отказать как к ненадлежащим ответчикам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Чеботарева Павла Юрьевича удовлетворить частично.
Обязать ФГКУ ««Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации предоставить Чеботареву Павлу Юрьевичу благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления на одного человека.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Петрозаводский городской суд.
Судья Витухина О.В.
Мотивированное решение
изготовлено 03 июля 2020 года.