О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«2» июля 2013 года судья Воронежского областного суда Селиверстова И.В., изучив заявление Х. об обеспечении надлежащего порядка назначения и проведения очередных выборов депутатов представительного органа Рамонского муниципального района Воронежской области и главы Рамонского муниципального района Воронежской области,
у с т а н о в и л:
1 июля 2013 года в Воронежский областной суд поступило указанное заявление Х., в котором он просит обеспечить надлежащий порядок назначения и проведения выборов депутатов представительного органа Рамонского муниципального района следующего – пятого созыва и главы Рамонского муниципального района Воронежской области, защитив, тем самым, нарушенные конституционные права заявителя, ссылаясь на пункт 9 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 67-ФЗ).
В обоснование заявленных требований Х. указал, что 8 сентября 2013 года в Рамонском муниципальном районе Воронежской области в силу действующего законодательства обязаны быть проведены выборы главы муниципального района и районных депутатов, однако, в установленный срок не было вынесено решение о назначении выборов.
Изучив поданное заявление и изложенные в нем доводы, не усматриваю оснований для принятия данного заявления к производству областного суда.
В соответствии с частями 1, 6 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа местного самоуправления, избирательной комиссии нарушаются избирательные права граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. Заявление в суд о защите избирательных прав граждан Российской Федерации подается по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса, другими федеральными законами.
К подсудности верховных судов республик, краевых судов, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов нормами пункта 9 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ, пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» отнесены дела о назначении выборов, в том числе в органы местного самоуправления.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что к подсудности областного суда отнесены дела, в том числе об определении срока назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, членов выборного органа местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования, а также об установлении порядка их назначения.
Как следует из поданного Х. заявления, в нем ставится вопрос об определении порядка назначения и проведения выборов депутатов представительного органа Рамонского муниципального района следующего созыва и главы Рамонского муниципального района Воронежской области.
Регулируя порядок избрания главы муниципального образования, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в пункте 1 части 2 статьи 36 установил, что глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, - в соответствии с уставом муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Устава Рамонского муниципального района Воронежской области (в редакции решения Совета народных депутатов от 10 июля 2012 года № 366) глава Рамонского муниципального района избирается Советом народных депутатов из состава депутатов Совета народных депутатов.
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что в Рамонском муниципальном районе Воронежской области прямые муниципальные выборы главы муниципального образования не предусмотрены.
На официальном интернет-сайте органа местного самоуправления Рамонского муниципального района Воронежской области в общей доступности также опубликовано решение Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области от 25 апреля 2013 года № 419 «О результатах рассмотрения инициативы об изменении порядка формирования Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области», согласно которому депутаты установили, что представительный орган муниципального района – Совет народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области следующего созыва формируется в порядке, установленном пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и состоит из глав поселений, входящих в состав Рамонского муниципального района Воронежской области, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава по норме представительства: один депутат от каждого поселения.
Указанным решением также установлено, что днем начала работы нового созыва Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области, сформированного в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от
6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является следующий день после истечения срока полномочий действующего состава Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области, избранного на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании 12 октября 2008 года.
На сайте размещены сведения о публикации названного решения в официальном издании органов местного самоуправления Рамонского муниципального района «Муниципальный вестник» от 29 апреля 2013 года № 5, и в соответствии со статьями 56, 57 Устава Рамонского муниципального района его следует считать вступившим в силу.
Согласно части 5 названной статьи Федерального закона, в случае принятия в порядке, установленном настоящей частью, решения о формировании представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, выборы в представительный орган муниципального района не назначаются.
Таким образом, на настоящее время действующими нормативными правовыми актами проведение муниципальных выборов депутатов Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области и главы Рамонского муниципального района не предусмотрено, и у заявителя отсутствует право требовать определения порядка назначения и проведения выборов, равно как и право на обращение в суд с данным заявлением.
Статьей 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право на обращение в суд граждан Российской Федерации, считающих, что решениями или действиями (бездействием) органа местного самоуправления, избирательной комиссии нарушаются их избирательные права.
Однако, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», это право подлежит реализации в совокупности с нормами, содержащимися в статьях 3, 4, 134, 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Так, если заявление подано лицом, не имеющим права на такое обращение, то в принятии этого заявления должно быть отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, в случае, когда в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются решение, действие (бездействие), не затрагивающие избирательные права заявителя).
При таких обстоятельствах, настоящее заявление об определении порядка назначения и проведения выборов не подлежит принятию к производству Воронежского областного суда и последующему рассмотрению в порядке главы 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ в принятии заявления препятствует повторному обращению заявителя в суд с заявлением о том же предмете и по тем же основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3, 4, 134, 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
о п р е д е л и л:
отказать Х. в принятии заявления об обеспечении надлежащего порядка назначения и проведения очередных выборов депутатов представительного органа Рамонского муниципального района Воронежской области и главы Рамонского муниципального района Воронежской области.
Разъяснить Х., что в случае несогласия с данным определением им может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.
Судья И.В.Селиверстова