Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-30/2013 (2-526/2012;) ~ М-507/2012 от 08.11.2012

2-30/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 апреля 2013года г. Лихославль

Лихославльский районный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Никитиной Е.А.

при секретаре Ананьеве Д.О.

с участием представителя ответчика - военного комиссариата Тверской области и отдела ВКТО по Лихославльскому и Спировскому районам Поляковой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Денисова <данные изъяты> к военному комиссариату Тверской области по Лихославльскому и Спировскому районам, Военному комиссариату Тверской области, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения Тверской области, Управлению западного Военного округа Министерства обороны Российской Федерации об обязывании оформить и выдать удостоверение «Ветеран боевых действий», признании бездействия военного комиссариата при постановке его на воинский учет по возвращению со службы по контракту, в виду не разъяснения его прав и льгот, о взыскании недополученных денежных средств и компенсации морального вреда,

установил:

Денисов Д.В. обратился в Лихославльский районный суд с иском к военному комиссариату Тверской области по Лихославльскому и Спировскому районам, Министерству финансов Российской Федерации об обязывании отдел военного комиссариата оформить удостоверение «Ветеран боевых действий» и все связанные с ним льготы, а также о взыскании с Министерства финансов РФ компенсации морального вреда в размере 1 рубля.

Свои требования мотивировали тем, что в период времени с 29.08.1997 года по 28.01.1999 года он проходил службу по контракту в условиях чрезвычайного положения в республике Таджикистан. В феврале 2008 года он обращался в Лихославльский районный военный комиссариат с заявлением об оформлении удостоверения «Ветеран боевых действий», на что ему было отказано, поскольку согласно Закона «О Ветеранах», боевых действий в Таджикистане Россия не вела и соответственно льготы ветерана не полагаются. Однако, в соответствии с этим Законом, за выполнение боевых задач в странах СНГ в 1997 – 1999 года, таким лицам полагается данное удостоверение и соответственно льготы.

10 декабря 2012 года после устранения недостатков истцом, данное исковое заявление принято к производству суда. Из числа участников процесса исключено третье лицо заявленное истцом - Европейский суд по правам человека.

24 января 2013 года от Денисова Д.В. в суд поступило заявление об уточнении исковых требований, где указал, что неполучение им социального пособия, как ветерана боевых действий с февраля 2008 года влечет нарушение его прав определяемых Конституцией РФ, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение. Ссылаясь на Конституцию РФ, просит признать отказы военного комиссариата от 05.02.2008 года и от 14.12.2012 года по выдаче удостоверения незаконными; обязать оформить удостоверение «Ветеран боевых действий»; взыскать недополученное пособие за период с 05.02.2008 г., с учетом ставки рефинансирования и инфляции.

25 января 2013 года в судебном заседании, к участию в деле в качестве соответчика привлечен Военный комиссариат по Тверской области.

19 февраля 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты населения по Тверской области.

27 февраля 2013 года в суд поступило от истца Денисова Д.В. уточненное исковое заявление, согласно которого просит: признать отказ военного комиссариата от 05.02.2008 года и от 14.12.2012 года по оформлению удостоверения «Ветеран боевых действий» незаконными; признать бездействие военного комиссариата при постановке его на воинский учет по возвращению со службы по контракту в виду не разъяснения его прав и льгот; взыскать пособие как «Ветеран боевых действий» начиная с февраля 2008 г. с применением коэффициента рефинансирования; взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 рубля.

11 марта 2013 года в судебном заседании к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Западного Военного округа Министерства обороны Российской Федерации.

26 марта 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУ Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации по Тверской области в Лихославльском районе.

Истец Денисов Д.В. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, поскольку содержится в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. Истец о дне, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель военного комиссариата Тверской области и отдела ВКТО по Лихославльскому и Спировскому районам по доверенности Полякова Т.М. в судебном заседании с иском Денисова не согласилась, поддержала возражения, направленные в суд ранее. Дополнительно пояснила, что со стороны отдела нет обязанности разъяснять всем гражданам, поставленным на воинский учет их права и получение льгот. В процессе рассмотрения дела истцу направлялись письменные возражения, как участников процесса, так и отдела военного комиссариата о порядке получения удостоверения как лицу, содержащемуся под стражей. Кроме этого, Денисову отдел военного комиссариата дополнительно направил письмо, где разъяснялся порядок обращения и получения испрашиваемого удостоверения. На момент обращения Денисова в отдел военного комиссариата в феврале 2008 года Республика Таджикистан не была включена в перечень регионов, участие в боевых действиях на территории которых, дает гражданину РФ право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий». Впервые служба в Республике Таджикистан была внесена в раздел III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" на основании Федерального закона №307-ФЗ от 07.11.2011 года. Поэтому у Денисова право на получение удостоверения возникло только с 1 января 2012 г. Просит применить последствия пропуска срока на обжалование действий (бездействий) отдела ВКТО по письменному отказу отдела военного комиссариата Денисову от 05 февраля 2008 года. Указала, что начисления пособия «Ветеранам боевых действии» начинается с момента письменного обращения в соответствующие органы пенсионного фонда и социальной защиты при предоставлении удостоверения. Поэтому в удовлетворении иска Денисова просит полностью отказать

В своих возражения, представленных в суд ранее указали, что согласно личного дела военнослужащего по контракту Денисова Д.В. и данных его военного билета с 29.08.1997 года по 28.01.1999 года Денисов Д.В. в в/ч п.п. 92752 выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в Республики Таджикистан. По вопросу выдачи удостоверения «Ветерана боевых действий» в военный комиссариат Лихославльского и Спировского районов Денисов Д.В. впервые обратился с заявлением 05 февраля 2008 года. Это заявление было рассмотрено ВрИО военного комиссара Лихославльского и Спировского районов Моторовым М.Ю. Письменный ответ заявителю был дан 05 февраля 2008 года. Согласно которому, Денисов Д.В. не в праве получить удостоверение «Ветерана боевых действий, в силу действующего на тот момент Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Денисову Д.В. было указано, что на тот момент территория Республики Таджикистан не входила в перечень территорий боевых действий. В соответствии с внесенными изменениями Федеральным законом от 07.11.2011 № 307-Ф3 "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" территория Республики Таджикистан включена в перечень с 1 января 2012 года. Следовательно, с 1 января 2012 года у Денисова Д.В. возникло право на выдачу удостоверения ветерана боевых действий. Письменное заявление от Денисова Д.В. в отдел военного комиссариата Тверской области по Лихославльскому и Спировского району поступило 22 ноября 2012 года. Исходя из материалов его заявления Денисов Д.В. отбывает наказание в ФКУИК -11, 3 отряд, ГУФСИН России по Нижегородской области. На момент поступления заявления вступил в законную силу Приказ Минобороны РФ N 2288 от 11 августа 2012 г. "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" установивший условия и порядок оформления и выдачи удостоверений. Для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации направляет обращения (военнослужащие - рапорт по команде, лица гражданского персонала - заявление в произвольной форме на имя непосредственного начальника) в соответствующую комиссию по месту прохождения службы. Иные лица для получения удостоверения обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, - по месту нахождения исправительного учреждения. Военные комиссариаты после проверки документов, приложенных к обращению, направляют их для рассмотрения в комиссию военного округа, в состав которого они включены. Сведений об обращении Денисова Д.В. за выдачей удостоверения ветерана боевых действий в комиссию военного округа, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения военный комиссариат Тверской области не имеет. На его заявление от 22 ноября 2012 года начальником отдела военного комиссариата Тверской области по Лихославльскому и Спировского районам письмом (исх. № м/2186 от 14.12.2012 года) было дано разъяснение о том, что после отбывания наказания в исправительном учреждении исправительной колонии в г. Бор Нижегородской области Денисов Д.В. вправе обратиться в военный комиссариат Тверской области за выдачей удостоверения. Исходя из изложенного, Денисов Д.В. в период исполнения наказания за уголовное преступление также имеет право за выдачей удостоверения ветерана боевых действий обратиться в комиссию военного округа, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения. На основании вышеизложенного просят суд отказать истцу в удовлетворении его требований.

Представитель ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени слушания дела надлежащим образом. Представили заявление о рассмотрение дела в их отсутствие. В своих возражения, представленных в суд, просили в удовлетворении иска Денисова Д.В. отказать по следующим основаниям. Условия оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий в вооруженных Силах Российской Федерации установлены приказом Министерства обороны Российской Федерации от 11.08.2012 г. № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации», в соответствии с п. 7 которого выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. 5-ФЗ «О ветеранах» (за исключением гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г.), направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Иные лица для получения удостоверения обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, - по месту нахождения исправительного учреждения. Следовательно, Военный комиссариат по Тверской области отказал Денисову Д.В. правомерно, так как истцом было подано обращение с нарушением установленного порядка. В связи с тем, что права истца не были нарушены отказом в принятии обращения, у него, как следствие, отсутствуют основания требования возмещения ежемесячного пособия с применением ставки рефинансирования по курсу Центрального Банка Российской Федерации.

Представитель ответчика - Министерство социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени слушания дела надлежащим образом.

Представитель ответчика - Управление Западного Военного округа Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени слушания дела надлежащим образом.

Представитель третьего лица ГУ Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации по Тверской области в Лихославльском районе в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени слушания дела надлежащим образом. Представитель обратилась в суд с телефонограммой о рассмотрении дела в отсутствие представителя Пенсионного фонда.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя ответчика, суд приходит к следующему.

В силу положений ч.ч.1, 2 ст. 46 Конституции РФ и ст.1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов и органов местного самоуправления нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, которые могут быть обжалованы в суд, согласно положениям ст.255 ГПК РФ и ст.2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов, если оно повлекло за собой перечисленные последствия.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, согласно п.3 ст.3 ФЗ «О ветеранах», приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Перечнем раздела III Приложения к Ф3 «О ветеранах» предусмотрены боевые действия в Республике Таджикистан в период сентябрь-ноябрь 1992 года, а также в период с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.

В соответствии с разделом III Приложения к Ф3 «О ветеранах», на лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в данном разделе распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона О ветеранах.

Судом установлено, что Денисов Д.В. проходил военную службу по контракту с 29.08.1997 г. по 28.01.1999 г. в военной части п.п. 92752 по выполнению задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в Республике Таджикистан.

Согласно ст. 28 ФЗ от 12.01.1995 № 5 «О ветеранах», реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством РФ.

Во исполнение указанных положений Закона, Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, в силу п.2 которой выдача указанных удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти.

Выдача удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), военнообязанным, призванным на военные сборы, работникам Министерства обороны СССР и работникам Министерства обороны Российской Федерации, направленным в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшим участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, указанных в разд. III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону О ветеранах), осуществляется в соответствии с Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства обороны РФ № 1177 от 2 ноября 2009 года.

В силу пункта 2 указанного Порядка, рассмотрение обращений и принятие решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ в военных округах осуществляют комиссии военных округов по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий.

Исходя из приведенных выше положений Порядка выдачи удостоверений в ВС РФ, вопрос принятия решения о выдаче заявителю удостоверения ветерана боевых действий входит в компетенцию Комиссии по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Управления Западного военного округа Министерства обороны РФ.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что 30 января 2008 года Денисов Д.В. обращался в военный комиссариат Лихославльского и Спировского районов с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий (л.д.121). На указанное заявление военным комиссаром Лихославльского и Спировского районов 05.02.2008 г. был направлен ответ Денисову Д.В., из которого следует, что Республика Таджикистан не входит в перечень государств, на территории которых велись боевые действия, и поэтому ему не положено такое удостоверении (л.д. 122).

Федеральным законом от 07.11.2011 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «о Ветеранах», боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь-ноябрь 1992 года; февраль 1993 года – декабрь 1997 года, были внесены в раздел III приложения к Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ “О ветеранах». Данный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2012 года.

На основании данной нормы закона, суд не находит оснований для признания отказа военного комиссариата от 05.02.2008 г. в выдаче удостоверения ветерана боевых действия незаконным. А соответственно, и требование Денисова о признании бездействие военного комиссариата по постановке его на воинский учет при возвращении со службы по контракту в 1999 году незаконным, судом не может быть удовлетворено, поскольку на тот момент он не имел такой льготы.

В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Денисов Д.В. зная, что ему отказано в удовлетворении заявления 05 февраля 2008 года, пропустил срок его обжалования, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, что является самостоятельным основанием для удовлетворения требований Денисова Д.В. в данной части.

В период постановки Денисова Д.В. в 1999 году на воинский учет после прохождения воинской службы по контракту в Республике Таджикистан, отдел не имел возможности разъяснить о последствиях службы по контракту в данном регионе, так как испрашиваемые Денисовым льготы не были на тот момент определены законом. Поэтому требования об оспаривании бездействий отдела военного комиссариата Тверской области по Лихославльскому и Спировского районам об отсутствии соответствующих разъяснений, не подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что Денисов Д.В., находясь в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, обращается повторно в военный комиссариат по Лихославльскому и Спировского районам с исходящим номером от 22.11.2012 года, с заявлением о выдаче удостоверения, в период рассмотрения данного гражданского дела. Начальником отдела военного комиссариата по Лихославльскому и Спировского районам 14.12.2012 года был дан ответ Денисову, согласно которого он снят с воинского учета, как гражданин, в отношении которого назначено наказание и обязан после отбытии наказания явиться в отдел военного комиссариата по месту регистрации для постановки на воинский учет и оформления удостоверения ветерана боевых действий (л.д. 31,32).

Статьей 12 Закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В процессе рассмотрения дела в суде, отдел Военного комиссариата по Лихославльскому и Спировского районам направил Денисову Д.В. сообщение, в котором разъяснили, что в настоящее время он имеет право обратиться в военный комиссариат Нижегородской области по городу Бор с заявлением о выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий» (л.д. 162).

Пунктом 8 Порядка, утвержденного Приказом Минобороны РФ № 2288 от 11.08.2012 г. «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в вооруженных силах Российской Федерации» определено, что для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации направляет обращения (военнослужащие - рапорт по команде, лица гражданского персонала - заявление в произвольной форме на имя непосредственного начальника) по месту службы в соответствующую комиссию.

Иные лица для получения удостоверения обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, - по месту нахождения исправительного учреждения.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15.11.2011 № 24-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» в связи с запросом Казбекского районного суда Республики Дагестан», данного в совокупности с положениями, изложенными в Постановлениях от 26 декабря 2002 года №17-П и от 17.05.2011г. № 8-П, военнослужащие, принявшие на себя бремя неукоснительно исполнять обязанности военной службы, что предполагает выполнение ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, осуществляют конституционно значимые функции; этим предопределяется правовой статус военнослужащих, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Специальная система социальных гарантий (мер социальной поддержки), установленная для военнослужащих федеральным законодателем с учетом специфики военной службы, включая участие в боевых действиях, предусматривает предоставление тем из них, кто постоянно или временно выполняет задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, дополнительных социальных гарантий, которые также устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 ФЗ О статусе военнослужащих). Согласно толкованию, данному в п.4 Постановления Конституционного Суда РФ 15.11.2011 № 24-П, Федеральный закон «О ветеранах», закрепляющий правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации с целью создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, выделяет следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий (в том числе на территории Российской Федерации и территориях других государств), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Круг лиц, составляющих категорию ветеранов боевых действий, определен в его статье 3 и включает лиц, принимавших участие в боевых действиях, как при исполнении обязанностей военной службы, так и при исполнении иных служебных обязанностей. Для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.

Определение критериев принадлежности к категории ветеранов боевых действий, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, является прерогативой федерального законодателя; закрепленный им в Федеральном законе «О ветеранах» порядок отнесения к этой категории конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись, а потому не может рассматриваться как ущемляющий права граждан.

Исходя из приведенных выше разъяснений Конституционного суда РФ, вопрос о наделении лица статусом ветерана боевых действий не входит в компетенцию исполнительных органов государственной власти, а при наличии условий, содержащихся в пп.1 п.1 ст.3 ФЗ «О ветеранах» и разделе III Приложения в ФЗ «О ветеранах», указанное в Законе лицо признается ветераном боевых действий в силу закона. При этом в обязанности соответствующего органа исполнительной власти входит лишь выдача удостоверения.

Согласно ст. 28 ФЗ от 12.01.1995 № 5 «О ветеранах», реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством РФ.

Таким образом, требования Денисова Д.В.предъявленные к отделу военного комиссариата Тверской области по Лихославльскому и Спировскому районам, Военному комиссариату Тверской области, Министерству финансов Российской Федерации об обязывании оформить и выдать удостоверение «Ветеран боевых действий»; о взыскании недополученных денежных средств не могут быть удовлетворены, поскольку им не получено в установленном законом порядке удостоверение «Ветерана боевых действии» и Денисов Д.В. не обращался с заявлением о начислении и выплате соответствующих пособий (пенсий).

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:

вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;

в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Доказательств, причинения морального вреда, представленных в порядке ст. 56 ГПК РФ, Денисовым Д.В. суду не представлено, поэтому в удовлетворении данного требования о взыскании с Министерства финансов РФ компенсации морального вреда надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Денисова Дмитрия Валерьевича о признании отказа военного комиссариата о выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий» от 05.08.2008 г. и 14.12.2012 г. незаконными; о признании бездействия военного комиссариата при постановке его на воинский учет по возвращению со службы по контракту, в виду не разъяснения его прав и льгот; об обязывании оформить и выдать удостоверение «Ветеран боевых действий»; о взыскании недополученных денежных средств с применением ставки рефинансирования оставить без удовлетворения.

Исковые требования Денисова Дмитрия Валерьевича о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации компенсации морального вреда в размере 01 (один) рубль оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Никитина

Мотивированное решение изготовлено 08 апреля 2013 года

Председательствующий Е.А. Никитина

2-30/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 апреля 2013года г. Лихославль

Лихославльский районный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Никитиной Е.А.

при секретаре Ананьеве Д.О.

с участием представителя ответчика - военного комиссариата Тверской области и отдела ВКТО по Лихославльскому и Спировскому районам Поляковой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Денисова <данные изъяты> к военному комиссариату Тверской области по Лихославльскому и Спировскому районам, Военному комиссариату Тверской области, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения Тверской области, Управлению западного Военного округа Министерства обороны Российской Федерации об обязывании оформить и выдать удостоверение «Ветеран боевых действий», признании бездействия военного комиссариата при постановке его на воинский учет по возвращению со службы по контракту, в виду не разъяснения его прав и льгот, о взыскании недополученных денежных средств и компенсации морального вреда,

установил:

Денисов Д.В. обратился в Лихославльский районный суд с иском к военному комиссариату Тверской области по Лихославльскому и Спировскому районам, Министерству финансов Российской Федерации об обязывании отдел военного комиссариата оформить удостоверение «Ветеран боевых действий» и все связанные с ним льготы, а также о взыскании с Министерства финансов РФ компенсации морального вреда в размере 1 рубля.

Свои требования мотивировали тем, что в период времени с 29.08.1997 года по 28.01.1999 года он проходил службу по контракту в условиях чрезвычайного положения в республике Таджикистан. В феврале 2008 года он обращался в Лихославльский районный военный комиссариат с заявлением об оформлении удостоверения «Ветеран боевых действий», на что ему было отказано, поскольку согласно Закона «О Ветеранах», боевых действий в Таджикистане Россия не вела и соответственно льготы ветерана не полагаются. Однако, в соответствии с этим Законом, за выполнение боевых задач в странах СНГ в 1997 – 1999 года, таким лицам полагается данное удостоверение и соответственно льготы.

10 декабря 2012 года после устранения недостатков истцом, данное исковое заявление принято к производству суда. Из числа участников процесса исключено третье лицо заявленное истцом - Европейский суд по правам человека.

24 января 2013 года от Денисова Д.В. в суд поступило заявление об уточнении исковых требований, где указал, что неполучение им социального пособия, как ветерана боевых действий с февраля 2008 года влечет нарушение его прав определяемых Конституцией РФ, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение. Ссылаясь на Конституцию РФ, просит признать отказы военного комиссариата от 05.02.2008 года и от 14.12.2012 года по выдаче удостоверения незаконными; обязать оформить удостоверение «Ветеран боевых действий»; взыскать недополученное пособие за период с 05.02.2008 г., с учетом ставки рефинансирования и инфляции.

25 января 2013 года в судебном заседании, к участию в деле в качестве соответчика привлечен Военный комиссариат по Тверской области.

19 февраля 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты населения по Тверской области.

27 февраля 2013 года в суд поступило от истца Денисова Д.В. уточненное исковое заявление, согласно которого просит: признать отказ военного комиссариата от 05.02.2008 года и от 14.12.2012 года по оформлению удостоверения «Ветеран боевых действий» незаконными; признать бездействие военного комиссариата при постановке его на воинский учет по возвращению со службы по контракту в виду не разъяснения его прав и льгот; взыскать пособие как «Ветеран боевых действий» начиная с февраля 2008 г. с применением коэффициента рефинансирования; взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 рубля.

11 марта 2013 года в судебном заседании к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Западного Военного округа Министерства обороны Российской Федерации.

26 марта 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУ Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации по Тверской области в Лихославльском районе.

Истец Денисов Д.В. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, поскольку содержится в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. Истец о дне, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель военного комиссариата Тверской области и отдела ВКТО по Лихославльскому и Спировскому районам по доверенности Полякова Т.М. в судебном заседании с иском Денисова не согласилась, поддержала возражения, направленные в суд ранее. Дополнительно пояснила, что со стороны отдела нет обязанности разъяснять всем гражданам, поставленным на воинский учет их права и получение льгот. В процессе рассмотрения дела истцу направлялись письменные возражения, как участников процесса, так и отдела военного комиссариата о порядке получения удостоверения как лицу, содержащемуся под стражей. Кроме этого, Денисову отдел военного комиссариата дополнительно направил письмо, где разъяснялся порядок обращения и получения испрашиваемого удостоверения. На момент обращения Денисова в отдел военного комиссариата в феврале 2008 года Республика Таджикистан не была включена в перечень регионов, участие в боевых действиях на территории которых, дает гражданину РФ право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий». Впервые служба в Республике Таджикистан была внесена в раздел III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" на основании Федерального закона №307-ФЗ от 07.11.2011 года. Поэтому у Денисова право на получение удостоверения возникло только с 1 января 2012 г. Просит применить последствия пропуска срока на обжалование действий (бездействий) отдела ВКТО по письменному отказу отдела военного комиссариата Денисову от 05 февраля 2008 года. Указала, что начисления пособия «Ветеранам боевых действии» начинается с момента письменного обращения в соответствующие органы пенсионного фонда и социальной защиты при предоставлении удостоверения. Поэтому в удовлетворении иска Денисова просит полностью отказать

В своих возражения, представленных в суд ранее указали, что согласно личного дела военнослужащего по контракту Денисова Д.В. и данных его военного билета с 29.08.1997 года по 28.01.1999 года Денисов Д.В. в в/ч п.п. 92752 выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в Республики Таджикистан. По вопросу выдачи удостоверения «Ветерана боевых действий» в военный комиссариат Лихославльского и Спировского районов Денисов Д.В. впервые обратился с заявлением 05 февраля 2008 года. Это заявление было рассмотрено ВрИО военного комиссара Лихославльского и Спировского районов Моторовым М.Ю. Письменный ответ заявителю был дан 05 февраля 2008 года. Согласно которому, Денисов Д.В. не в праве получить удостоверение «Ветерана боевых действий, в силу действующего на тот момент Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Денисову Д.В. было указано, что на тот момент территория Республики Таджикистан не входила в перечень территорий боевых действий. В соответствии с внесенными изменениями Федеральным законом от 07.11.2011 № 307-Ф3 "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" территория Республики Таджикистан включена в перечень с 1 января 2012 года. Следовательно, с 1 января 2012 года у Денисова Д.В. возникло право на выдачу удостоверения ветерана боевых действий. Письменное заявление от Денисова Д.В. в отдел военного комиссариата Тверской области по Лихославльскому и Спировского району поступило 22 ноября 2012 года. Исходя из материалов его заявления Денисов Д.В. отбывает наказание в ФКУИК -11, 3 отряд, ГУФСИН России по Нижегородской области. На момент поступления заявления вступил в законную силу Приказ Минобороны РФ N 2288 от 11 августа 2012 г. "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" установивший условия и порядок оформления и выдачи удостоверений. Для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации направляет обращения (военнослужащие - рапорт по команде, лица гражданского персонала - заявление в произвольной форме на имя непосредственного начальника) в соответствующую комиссию по месту прохождения службы. Иные лица для получения удостоверения обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, - по месту нахождения исправительного учреждения. Военные комиссариаты после проверки документов, приложенных к обращению, направляют их для рассмотрения в комиссию военного округа, в состав которого они включены. Сведений об обращении Денисова Д.В. за выдачей удостоверения ветерана боевых действий в комиссию военного округа, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения военный комиссариат Тверской области не имеет. На его заявление от 22 ноября 2012 года начальником отдела военного комиссариата Тверской области по Лихославльскому и Спировского районам письмом (исх. № м/2186 от 14.12.2012 года) было дано разъяснение о том, что после отбывания наказания в исправительном учреждении исправительной колонии в г. Бор Нижегородской области Денисов Д.В. вправе обратиться в военный комиссариат Тверской области за выдачей удостоверения. Исходя из изложенного, Денисов Д.В. в период исполнения наказания за уголовное преступление также имеет право за выдачей удостоверения ветерана боевых действий обратиться в комиссию военного округа, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения. На основании вышеизложенного просят суд отказать истцу в удовлетворении его требований.

Представитель ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени слушания дела надлежащим образом. Представили заявление о рассмотрение дела в их отсутствие. В своих возражения, представленных в суд, просили в удовлетворении иска Денисова Д.В. отказать по следующим основаниям. Условия оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий в вооруженных Силах Российской Федерации установлены приказом Министерства обороны Российской Федерации от 11.08.2012 г. № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации», в соответствии с п. 7 которого выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. 5-ФЗ «О ветеранах» (за исключением гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г.), направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Иные лица для получения удостоверения обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, - по месту нахождения исправительного учреждения. Следовательно, Военный комиссариат по Тверской области отказал Денисову Д.В. правомерно, так как истцом было подано обращение с нарушением установленного порядка. В связи с тем, что права истца не были нарушены отказом в принятии обращения, у него, как следствие, отсутствуют основания требования возмещения ежемесячного пособия с применением ставки рефинансирования по курсу Центрального Банка Российской Федерации.

Представитель ответчика - Министерство социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени слушания дела надлежащим образом.

Представитель ответчика - Управление Западного Военного округа Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени слушания дела надлежащим образом.

Представитель третьего лица ГУ Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации по Тверской области в Лихославльском районе в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени слушания дела надлежащим образом. Представитель обратилась в суд с телефонограммой о рассмотрении дела в отсутствие представителя Пенсионного фонда.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя ответчика, суд приходит к следующему.

В силу положений ч.ч.1, 2 ст. 46 Конституции РФ и ст.1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов и органов местного самоуправления нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, которые могут быть обжалованы в суд, согласно положениям ст.255 ГПК РФ и ст.2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов, если оно повлекло за собой перечисленные последствия.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, согласно п.3 ст.3 ФЗ «О ветеранах», приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Перечнем раздела III Приложения к Ф3 «О ветеранах» предусмотрены боевые действия в Республике Таджикистан в период сентябрь-ноябрь 1992 года, а также в период с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.

В соответствии с разделом III Приложения к Ф3 «О ветеранах», на лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в данном разделе распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона О ветеранах.

Судом установлено, что Денисов Д.В. проходил военную службу по контракту с 29.08.1997 г. по 28.01.1999 г. в военной части п.п. 92752 по выполнению задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в Республике Таджикистан.

Согласно ст. 28 ФЗ от 12.01.1995 № 5 «О ветеранах», реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством РФ.

Во исполнение указанных положений Закона, Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, в силу п.2 которой выдача указанных удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти.

Выдача удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), военнообязанным, призванным на военные сборы, работникам Министерства обороны СССР и работникам Министерства обороны Российской Федерации, направленным в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшим участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, указанных в разд. III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону О ветеранах), осуществляется в соответствии с Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства обороны РФ № 1177 от 2 ноября 2009 года.

В силу пункта 2 указанного Порядка, рассмотрение обращений и принятие решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ в военных округах осуществляют комиссии военных округов по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий.

Исходя из приведенных выше положений Порядка выдачи удостоверений в ВС РФ, вопрос принятия решения о выдаче заявителю удостоверения ветерана боевых действий входит в компетенцию Комиссии по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Управления Западного военного округа Министерства обороны РФ.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что 30 января 2008 года Денисов Д.В. обращался в военный комиссариат Лихославльского и Спировского районов с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий (л.д.121). На указанное заявление военным комиссаром Лихославльского и Спировского районов 05.02.2008 г. был направлен ответ Денисову Д.В., из которого следует, что Республика Таджикистан не входит в перечень государств, на территории которых велись боевые действия, и поэтому ему не положено такое удостоверении (л.д. 122).

Федеральным законом от 07.11.2011 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «о Ветеранах», боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь-ноябрь 1992 года; февраль 1993 года – декабрь 1997 года, были внесены в раздел III приложения к Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ “О ветеранах». Данный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2012 года.

На основании данной нормы закона, суд не находит оснований для признания отказа военного комиссариата от 05.02.2008 г. в выдаче удостоверения ветерана боевых действия незаконным. А соответственно, и требование Денисова о признании бездействие военного комиссариата по постановке его на воинский учет при возвращении со службы по контракту в 1999 году незаконным, судом не может быть удовлетворено, поскольку на тот момент он не имел такой льготы.

В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Денисов Д.В. зная, что ему отказано в удовлетворении заявления 05 февраля 2008 года, пропустил срок его обжалования, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, что является самостоятельным основанием для удовлетворения требований Денисова Д.В. в данной части.

В период постановки Денисова Д.В. в 1999 году на воинский учет после прохождения воинской службы по контракту в Республике Таджикистан, отдел не имел возможности разъяснить о последствиях службы по контракту в данном регионе, так как испрашиваемые Денисовым льготы не были на тот момент определены законом. Поэтому требования об оспаривании бездействий отдела военного комиссариата Тверской области по Лихославльскому и Спировского районам об отсутствии соответствующих разъяснений, не подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что Денисов Д.В., находясь в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, обращается повторно в военный комиссариат по Лихославльскому и Спировского районам с исходящим номером от 22.11.2012 года, с заявлением о выдаче удостоверения, в период рассмотрения данного гражданского дела. Начальником отдела военного комиссариата по Лихославльскому и Спировского районам 14.12.2012 года был дан ответ Денисову, согласно которого он снят с воинского учета, как гражданин, в отношении которого назначено наказание и обязан после отбытии наказания явиться в отдел военного комиссариата по месту регистрации для постановки на воинский учет и оформления удостоверения ветерана боевых действий (л.д. 31,32).

Статьей 12 Закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В процессе рассмотрения дела в суде, отдел Военного комиссариата по Лихославльскому и Спировского районам направил Денисову Д.В. сообщение, в котором разъяснили, что в настоящее время он имеет право обратиться в военный комиссариат Нижегородской области по городу Бор с заявлением о выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий» (л.д. 162).

Пунктом 8 Порядка, утвержденного Приказом Минобороны РФ № 2288 от 11.08.2012 г. «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в вооруженных силах Российской Федерации» определено, что для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации направляет обращения (военнослужащие - рапорт по команде, лица гражданского персонала - заявление в произвольной форме на имя непосредственного начальника) по месту службы в соответствующую комиссию.

Иные лица для получения удостоверения обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, - по месту нахождения исправительного учреждения.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15.11.2011 № 24-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» в связи с запросом Казбекского районного суда Республики Дагестан», данного в совокупности с положениями, изложенными в Постановлениях от 26 декабря 2002 года №17-П и от 17.05.2011г. № 8-П, военнослужащие, принявшие на себя бремя неукоснительно исполнять обязанности военной службы, что предполагает выполнение ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, осуществляют конституционно значимые функции; этим предопределяется правовой статус военнослужащих, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Специальная система социальных гарантий (мер социальной поддержки), установленная для военнослужащих федеральным законодателем с учетом специфики военной службы, включая участие в боевых действиях, предусматривает предоставление тем из них, кто постоянно или временно выполняет задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, дополнительных социальных гарантий, которые также устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 ФЗ О статусе военнослужащих). Согласно толкованию, данному в п.4 Постановления Конституционного Суда РФ 15.11.2011 № 24-П, Федеральный закон «О ветеранах», закрепляющий правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации с целью создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, выделяет следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий (в том числе на территории Российской Федерации и территориях других государств), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Круг лиц, составляющих категорию ветеранов боевых действий, определен в его статье 3 и включает лиц, принимавших участие в боевых действиях, как при исполнении обязанностей военной службы, так и при исполнении иных служебных обязанностей. Для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.

Определение критериев принадлежности к категории ветеранов боевых действий, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, является прерогативой федерального законодателя; закрепленный им в Федеральном законе «О ветеранах» порядок отнесения к этой категории конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись, а потому не может рассматриваться как ущемляющий права граждан.

Исходя из приведенных выше разъяснений Конституционного суда РФ, вопрос о наделении лица статусом ветерана боевых действий не входит в компетенцию исполнительных органов государственной власти, а при наличии условий, содержащихся в пп.1 п.1 ст.3 ФЗ «О ветеранах» и разделе III Приложения в ФЗ «О ветеранах», указанное в Законе лицо признается ветераном боевых действий в силу закона. При этом в обязанности соответствующего органа исполнительной власти входит лишь выдача удостоверения.

Согласно ст. 28 ФЗ от 12.01.1995 № 5 «О ветеранах», реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством РФ.

Таким образом, требования Денисова Д.В.предъявленные к отделу военного комиссариата Тверской области по Лихославльскому и Спировскому районам, Военному комиссариату Тверской области, Министерству финансов Российской Федерации об обязывании оформить и выдать удостоверение «Ветеран боевых действий»; о взыскании недополученных денежных средств не могут быть удовлетворены, поскольку им не получено в установленном законом порядке удостоверение «Ветерана боевых действии» и Денисов Д.В. не обращался с заявлением о начислении и выплате соответствующих пособий (пенсий).

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:

вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;

в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Доказательств, причинения морального вреда, представленных в порядке ст. 56 ГПК РФ, Денисовым Д.В. суду не представлено, поэтому в удовлетворении данного требования о взыскании с Министерства финансов РФ компенсации морального вреда надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Денисова Дмитрия Валерьевича о признании отказа военного комиссариата о выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий» от 05.08.2008 г. и 14.12.2012 г. незаконными; о признании бездействия военного комиссариата при постановке его на воинский учет по возвращению со службы по контракту, в виду не разъяснения его прав и льгот; об обязывании оформить и выдать удостоверение «Ветеран боевых действий»; о взыскании недополученных денежных средств с применением ставки рефинансирования оставить без удовлетворения.

Исковые требования Денисова Дмитрия Валерьевича о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации компенсации морального вреда в размере 01 (один) рубль оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Никитина

Мотивированное решение изготовлено 08 апреля 2013 года

Председательствующий Е.А. Никитина
1версия для печати

2-30/2013 (2-526/2012;) ~ М-507/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Денисов Дмитрий Валерьевич
Ответчики
Управление Западного военного округа
Министерство социальной защиты населения Тверской области
Лихославльский районный военный комиссариат
Военный комиссариат Тверской области
Министерство финансов РФ
Другие
ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области
Суд
Лихославльский районный суд Тверской области
Судья
Никитина Е.А.
Дело на странице суда
lihoslavlsky--twr.sudrf.ru
08.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2012Передача материалов судье
12.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2012Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2013Судебное заседание
19.02.2013Судебное заседание
11.03.2013Судебное заседание
04.04.2013Судебное заседание
08.04.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2013Дело оформлено
18.10.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее