№ 2а-33/2020 (2а-3424/2019)
УИД 13RS0023-01-2019-004701-20
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 января 2020 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,
при секретаре судебного заседания Мариной А.С.,
с участием в деле:
административного истца – ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска, его представителя Труниной Н. Е., действующей на основании доверенности от 10.04.2019
административного ответчика – Салмова В. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саранска к Салмову В. Н. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее по тексту - ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска) обратилась, с учётом уточнения исковых требований, с административным иском к Салмову В.Н. о взыскании недоимки по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2015 г. в размере 2 750 рублей; пени по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2015 г., в размере 38 рублей 78 копеек; недоимки по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2016 г., в размере 1833 рублей; пени по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2016 г., в размере 37 рублей 76 копеек, а всего на общую суму 4 659 рублей 54 копейки.
В обоснование заявленных требований указано, что Салмов В.Н. состоит на учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска, является плательщиком вышеупомянутого налога как владелец в указанный период времени снегохода BRP Expedition TUV V-800, 2006 года выпуска, государственный регистрационный знак №.
Налогоплательщику направлялись налоговые уведомления №44056805 от 10.08.2018 и № 57684955 от 20.09.2017 по уплате налогов. Обязанность по уплате налогов добровольно не была исполнена, в связи с чем налоговым органом были направлены требования № 1553 от 19.02.2018, № 4562 от 28.01.2019, однако требования до настоящего времени не исполнены.
И.о. мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Саранска выдан судебный приказ от 09.09.2019 о взыскании с Салмова В.Н. задолженности по транспортному налогу и пени, Салмов В.Н. представил возражения относительно исполнения судебного приказа. Определением от 11.10.2019 судебный приказ отменен.
Просит суд взыскать с учётом уточнения административных исковых требований от 20.12.2019 перерасчёт недоимки по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2015 г., в размере 2 750 рублей; пени по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2015 г., в размере 38 рублей 78 копеек; перерасчёт недоимки по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2016 г., в размере 1833 рублей; пени по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2016 г., в размере 37 рублей 76 копеек, а всего на общую суму 4 659 рублей 54 копейки.
Административный ответчик Салмов В.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещался своевременно и надлежащим образом, направил в суд возражения, согласно которым считает, что транспортный налог, взимаемый с физических лиц за 2015 год и пени за указанный период с него уже взысканы на основании вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г. Саранска от 03.07.2018 по делу № 2а-1262/2018; транспортный налог, взимаемый с физических лиц и пени за 2016 г. необоснованно взыскиваются налоговым органом за период владения снегоходом на протяжении 6 месяцев 2016 г. поскольку данное транспортное средство в рамках исполнительного производства было отчуждено из его собственности и реализовано новому владельцу 22.04.2016, просил суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Неявка указанного лица в соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
В судебном заседании представитель административного истца Трунина Н.Е. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, заявлении об уточнении административных исковых требований от 20.12.2019 и письменных пояснениях по делу от 20.12.2019, согласно которым произведён перерасчёт транспортного налога за 2016 г. исходя из фактического времени нахождения транспортного средства (снегохода) в собственности Салмова В.Н., произведён перерасчёт транспортного налога за 2015 г., поскольку территориальным отделом технологического и энергетического надзора по Республике Мордовия в 2018 г. в их адрес представлены сведения, согласно которым в собственности Салмова В.Н. находится снегоход, а не «другое самоходное транспортное средство, машина, механизм, на пневматическом, гусеничном ходу» к которым применяются иные налоговые ставки по которым и был ранее взыскан транспортный налог по упомянутому Салмовым В.Н. в возражениях решению суда. Полагала что транспортный налог налоговым органом за 2015 год был обоснованно перерасчитан в связи с увеличением ставки налога в соответствии с п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в рамках предоставленных полномочий, с соблюдением процессуальных сроков и установленной законодательством процедурой взыскания. Просила суд удовлетворить административные исковые требования в полном объеме.
Суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 286 КАС Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 8 статьи 45 НК Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней.
В соответствии со статьёй 357 НК Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 358 НК Российской Федерации автомобили, мотоциклы и другие, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортные средства, признаются объектом налогообложения.
На основании пунктом 2 статьи 362 НК Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 409) и уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2 статья 409 НК Российской Федерации).
Как предусмотрено положением пунктом 4 статьи 397 НК Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно пункту 2 статьи 57 НК Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 72 НК Российской Федерации пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.
В соответствии со статьей 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (пункт 6).
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 52 НК Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 (транспортный налог) и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из материалов дела следует, что Салмов В.Н. в 2015 году являлся собственником снегохода BRP Expedition TUV V-800, 2006 года выпуска, государственный регистрационный знак №. Дата регистрации права собственности 30.09.2008, дата утраты права собственности 22.04.2016.
Данные сведения в электронном виде налоговому органу предоставлены Территориальным отделом технологического и энергетического надзора по Республике Мордовия (л.д 20).
Перерасчёт транспортного налога за 2015 год составляет 2 750 рублей (110 л.с. (мощность снегохода) х 50 (налоговая ставка за 1 л.с.) х 12 (количество месяцев владения) – 2 750 (сумма раннее исчисленного налога).
Перерасчёт транспортного налога за 2016 год составляет 1 833 рубля (110 л.с. (мощность снегохода) х 50 (налоговая ставка за 1 л.с.) х 4/12 (количество месяцев владения).
При расчете пени по транспортному налогу административным истцом применены налоговые ставки с учётом мощности транспортного средства, его категории и правильно рассчитано количество месяцев владения, расчёт проверен судом и является арифметически верным.
ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска направила Салмову В.Н. уведомления №44056805 от 10.08.2018 (л.д. 8) о перерасчете транспортного налога за 2015 г. и № 57684955 от 20.09.2017 (л.д. 10) о расчете транспортного налога за 2016 г., по уплате налогов для добровольного исполнения обязанности по уплате налогов, со сроком исполнения не позднее 03 декабря 2018 г. В установленные сроки налоги в полном объеме уплачены не были.
Налоговым органом были выставлены требования № 1553 от 19.02.2018, № 4562 от 28.01.2019 из которых следует, что за Салмовым В.Н. числится недоимка транспортному налогу, включая пени со сроком уплаты до 19 марта 2019 г. (л.д. 15).
Из налоговых уведомлений усматривается, что недоимка по транспортному налогу и пени по указанному виду налога образовались ввиду несвоевременной уплаты налога по вышеупомянутому объекту налогообложения (снегоходу).
Как следует из материалов дела, налоговые уведомления и требования об уплате транспортного налога и пени направлены Салмову В.Н. заказными письмами по его месту жительства, следовательно, по истечении шести дней с даты их направления считаются полученными ответчиком (п. 6 ст. 69 НК Российской Федерации).
По настоящее время за Салмовым В.Н., с учётом произведенного перерасчёта числится непогашенная задолженность по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2015 г., в размере 2 750 рублей; пени по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2015 г., в размере 38 рублей 78 копеек; недоимку по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2016 г., в размере 1833 рублей; пени по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2016 г., в размере 37 рублей 76 копеек, а всего на общую суму 4 659 рублей 54 копейки.
Доказательств исполнения требований административного истца об уплате задолженности административным ответчиком суду не представлено; размер пени, проверен судом, является математически верным и обоснованным.
В постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П и определении от 4 июля 2002 года N 202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.
Согласно части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичная норма закреплена в абзаце 4 статьи 48 НК Российской Федерации.
Согласно статье 48 НК Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявления о взыскании, установленные пунктами 2, 3 статьи 48 НК Российской Федерации, могут быть восстановлены судом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).
Право на обращение в суд у налогового органа возникло в течение 6 месяцев с даты окончания срока, установленного в требовании от 28 января 2019 г. № 4562 об уплате общей суммы недоимки по налогу, т.е. с 19 марта 2019. Предельным сроком для обращения налогового органа в суд являлась дата – 19 сентября 2019 г.
Из материалов дела следует, что в связи с неисполнением налогоплательщиком Салмовым В.Н. установленной законом обязанности по уплате налогов в добровольном порядке, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 6 Ленинского района г. Саранска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Салмова В.Н. задолженности по транспортному налогу и пени.
И.о. мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Саранска 09.09.2019 вынесен судебный приказ о взыскании с Салмова В.Н. задолженности по транспортному налогу, пени.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Саранска от 11 октября 2019 года в связи с тем, что от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, судебный приказ был отменен.
Таким образом, процессуальный срок при обращении 07.11.2019 в суд с административным иском (л.д. 1) налоговым органом, не утратившим право на принудительное взыскание указанных сумм, не пропущен.
Расчет транспортного налога и пени по вышеупомянутому объекту налогообложения (снегоходу) осуществлен налоговым органом правильно, является арифметически верным, обоснованным по праву.
Сведения о нахождении данного транспортного средства в собственности физического лица (административного ответчика по делу) представлены административным истцом из Федерального информационного ресурса.
Довод административного ответчика о необоснованном взыскании транспортного налога за более длительный период владения учтён административным истцом, налоговым органом произведен перерасчет, заявлено ходатайство о частичном отказе от административных исковых требований, которое рассмотрено и принято судом. Кроме того, учитывая вышеизложенные положения законодательства и анализируя материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности довода административного ответчика о повторном взыскании транспортного налога по указанному объекту налогообложения за 2015 г., поскольку речь идёт не о повторном взыскании налога, а его перерасчёте с учётом изменившейся категории транпортного средства и в связи с этим увеличившейся налоговой ставкой.
03.07.2018 Ленинским судом г. Саранска по делу №2а-1262/2018 были удовлетворены требования ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска о взыскании с Салмова В.Н. транспортного налога за 2015 г. в сумме 2750 рублей, пени в сумме 263 рублей 18 копеек, в общей сумме 3013 рублей 13 копеек. Транспортный налог по этому заявлению был рассчитан и взыскан исходя из ставки 25 рублей, установленной для «других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)».
Налоговым органом налогоплательщику в 2018 г. в соответствии с пунктом 2.1 статьи 52 НК Российской Федерации сделан перерасчет транспортного налога за 2015 год в сумме 2750 рублей, исходя из ставки 50 рублей с каждой лошадиной силы. Перерасчет сумм ранее исчисленного транспортного налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. Новое уведомление налоговый орган должен направить не позднее чем за 30 рабочих дней до наступления срока уплаты налога, указанного в уведомлении (пункт 6 статьи 58 НК Российской Федерации). Налогоплательщику было направлено налоговое уведомление №44056805 от 10.08.2018 о перерасчете транспортного налога за 2015 г. по налоговому уведомлению №89694423 от 12.09.2016 со сроком уплаты 03.12.2018, для добровольного исполнения обязанности по уплате налогов. Данное налоговое уведомление были направлено по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, однако не было исполнено налогоплательщиком. Для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате перерасчета налога за 2015 г. и пени, было выставлено требование от 28.01.2019 № 4562, направленное по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, однако не было исполнено налогоплательщиком. Заявление налогового органа о взыскании данной суммы было ранее рассмотрено в порядке приказного производства и 09.09.2019 по делу № 2а-649/2019 был вынесен судебный приказ о взыскании налога и пени с Салмова В.Н. В связи с тем, что от должника поступили возражения относительно судебного приказа, мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа от 11.10.2019.
На основании изложенного, суд полагает административные исковые требования ИФНС по Ленинскому району г. Саранска к Салмову В.Н. о взыскании перерасчета недоимки по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2015 г., в размере 2 750 рублей; пени по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2015 г., в размере 38 рублей 78 копеек; перерасчёта недоимки по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2016 г. в размере 1833 рублей; пени по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2016 г., в размере 37 рублей 76 копеек, а всего на общую суму 4 659 рублей 54 копейки, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 103 КАС Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части первой статьи 114 КАС Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с положениями части 1 статьи 114 КАС Российской Федерации с Салмова В.Н. в доход бюджета городского округа Саранск подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 рублей, предусмотренной абзацем 1 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска к Салмову В. Н. удовлетворить.
Взыскать с Салмова В. Н., зарегистрированного по адресу: <адрес> недоимку по перерасчитанному транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2015 г., в размере 2 750 рублей; пени по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2015 г., в размере 38 рублей 78 копеек; недоимку по перерасчитанному транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2016 г., в размере 1833 рублей; пени по транспортному налогу, взимаемому с физических лиц за 2016 г., в размере 37 рублей 76 копеек, а всего на общую суму 4 659 рублей 54 копейки.
Взыскать с Салмова В. Н. в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 400 (четырёхсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17 января 2020 г.
Судья А.К. Чибрикин