Судья: Жигарева Е.А. дело № 33-14988/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.
судей Редченко Е.В., Варламовой Е.А.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 июня 2015 г. апелляционную жалобу администрации сельского поселения Дмитровское Шатурского муниципального района Московской области на решение Шатурского городского суда Московской области от 21 апреля 2015 г. по делу по заявлению Федоровой Юлии Валерьевны о признании незаконным постановления администрации сельского поселения Дмитровское Шатурского муниципального района Московской области № 25 от 11 февраля 2015 г.,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения Федоровой Ю.В.,
установила:
Федорова Ю.В. обратилась в суд о признании незаконным постановления администрации сельского поселения Дмитровское Шатурского муниципального района Московской области № 25 от 11 февраля 2015 г.
В обоснование заявления Федорова Ю.В. указала, что оспариваемым постановлением отменено постановление от 15 августа 2013 г. № <данные изъяты>, которым ее семья признана нуждающейся в жилом помещении. Основанием для принятия оспариваемого постановления явилось наличие у Федорова А.Д. в собственности 1/4 доли дома. Однако это обстоятельство, по мнению заявителя, не может служить основаниям для снятия их с учета нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании в суде первой инстанции заявитель Федорова Ю.В. требования поддержала, дополнительно пояснив, что Федоров А.Д. является отцом ее мужа – Федорова А.А., и не относится к членам их семьи, общего хозяйства они не ведут, проживают раздельно.
Представитель администрации с.п. Дмитровское по доверенности Рогова Е.В. против удовлетворения заявленных требований возражала.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Федоров А.А. (супруг заявителя Федоровой Ю.В.) в судебное заседание не явился, был извещен.
Решение Шатурского городского суда Московской области от 21 апреля 2015 г. требования Федоровой Ю.В. удовлетворены. Оспариваемое постановление администрации с.п. Дмитровское Шатурского муниципального района Московской области от 11 февраля 2015 года № <данные изъяты> признано незаконным. На администрацию с.п. Дмитровское Шатурского муниципального района Московской области возложена обязанность восстановить семью Федоровой Юлии Валерьевны, семья 3 человека, в списках граждан, нуждающихся в жилом помещении, с целью участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района».
В апелляционной жалобе администрация с.п. Дмитровское Шатурского муниципального района Московской области просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание явилась Федорова Ю.В., которая против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном порядке, в судебное заседание не явились, от Федорова А.А. поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167 и 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Право каждого на жилище закреплено в статье 40 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 этого Кодекса оснований снятия их с учета.
В силу части 2 статьи 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 этой статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, право на участие в программе имеет молодая семья, принятая на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 7 этих Правил предусмотрено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условии до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу пункта 2 части 1 статья 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи 51 ЖК РФ).
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что 29 июля 2013 г. Федоровым А.А. подано заявление на имя главы администрации с.п. Дмитровское о признании его семьи (его, супруги Федоровой Ю.В. и сына Федорова Д.А.) нуждающейся в жилом помещении с целью участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2013-2015 годы в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляла 6,49 кв.м и была менее учетной нормы 9 кв.м.
Постановлением администрации с.п. Дмитровское Шатурского муниципального района от 15 августа 2013 г. № 166 (пункт 2) Федоров А.А. с составом семьи из трех человек признан нуждающимся с целью участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района», поскольку обеспеченность семьи Федорова А.А. общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляла 6,49 кв.м и была менее учетной нормы 9 кв.м, которая установлена решением Совета депутатов с.п. Дмитровское от 12 мая 2011 г.
Постановлением администрации с.п. Дмитровское от 11 февраля 2015 г. № 25 отменен пункт 2 постановления администрации с.п. Дмитровское от 15 августа 2013 г. № 166.
Принимая оспариваемое постановление, орган местного самоуправления исходил из обеспеченности членов семьи Федорова А.А. общей площадью свыше нормы предоставления. При этом органом местного самоуправление дополнительно (по отношению к постановлению от 15 августа 2013 г. № 166) была учтена также площадь жилого дома, который расположен по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 34,7 кв.м, и доля в праве общей долевой собственности на который (1/4) принадлежит Федорову А.Д. (отцу Федорова А.А.).
Разрешая заявленные требования и признавая неправомерным учет этого жилого дома, суд обоснованно исходил из того, что семья Федорова А.А. в этом доме не проживает, никто из членов этой семьи правом пользования данным домом не обладает.
Кроме того, судом правомерно учтено, что Федоров А.Д. не является членом семьи своего сына Федорова А.А., поскольку семья Федорова А.А. по адресу регистрации Федорова А.А. (то есть вместе с Федоровым Д.А.) фактически не проживает, совместное хозяйство с Федоровым А.Д. не ведет, а факт их кровного родства сам по себе не влечет безусловного признания родственников членами одной семьи.
Поэтому, как верно указано судом, при определении уровня обеспеченности семьи Федорова А.А. общей площадью жилого помещения подлежали учету только приходящаяся на Федорову Ю.В. площадь жилого помещения по адресу: <данные изъяты> (собственником доли в праве общей долевой собственности на которое является Федорова Ю.В.), а также приходящаяся на Федорова А.А. и Федорова Д.А. площадь жилого помещения по адресу: <данные изъяты> (право пользования которым имеют, в частности Федоров А.А. и Федоров Д.А.).
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для снятия Федоровой Ю.В. и членов ее семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем признал незаконным оспариваемое постановление и возложил на администрацию с.п. Дмитровское обязанность по восстановлению семьи Федорова А.А. в списках нуждающихся в жилых помещениях с целью участи в программе «Обеспечение жильем молодых семей Шатурского муниципального района».
Утверждения в апелляционной жалобе о неверно избранном судом способе восстановления прав Федорова А.А. являются несостоятельными, поскольку права семьи Федорова А.А. были нарушены администрацией с.п. Дмитровское, которая приняла оспоренное по данному делу постановление, в связи с чем именно администрация с.п. Дмитровское обязана предпринять действия, направленные на восстановление нарушенных прав семьи Федоровых.
На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы, направленные на иную оценку имеющихся в деле доказательств, не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шатурского городского суда Московской области от 21 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения Дмитровское Шатурского муниципального района Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи