Решение по делу № 33-1078/2020 от 23.01.2020

Судья Грачева Н.Л. Дело №33-1078/2020

76RS0008-01-2018-000751-16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ярославль 10 февраля 2020 года

Ярославский областной суд в составе председательствующего судьи Маренниковой М.В., при секретаре Хуторной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по частной жалобе Управления образования администрации г.Переславль-Залесский на определение Переславского районного суда Ярославской области от 19 декабря 2019 года, которым постановлено:

«Заявление Управления образования администрации г.Переславля-Залесского о предоставлении отсрочки исполнения решения    суда    на период до доведения администрацией города Переславля-Залесского    до Управления образования администрации г.Переславля-Залесского бюджетных ассигнований на эти цели оставить без удовлетворения»,

у с т а н о в и л:

Решением Переславского районного суда Ярославской области от 03 декабря 2018 года на МОУ «Глебовская СОШ», Управление образования Администрации г.Переславля-Залесского, Администрацию городского округа города Переславля-Залесского возложена обязанность в срок до 01.06.2019 года установить в здании МОУ «Глебовская СОШ» систему контроля и управления доступом, отдельную систему оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории).

В иске к департаменту образования Переславского муниципального района отказано.

Решение вступило в законную силу 10.01.2019 года.

Управление образования администрации г.Переславль- Залесский обратилось с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на период до доведения администрацией    города Переславля-Залесского до Управления образования администрации г.Переславля-Залесского бюджетных ассигнований на эти цели.

Заявление    мотивировано тем, что у Управления образования администрации г.Переславля-Залесского отсутствует возможность исполнить решение суда, поскольку не является органом уполномоченным выделять денежные средства из бюджета города, поскольку по организационно правовой    форме учреждение    является бюджетным.

Функции о полномочия Учредителя осуществляет администрация города Переславля- Залесского в лице Управления образования Согласно ст.43 Устава города Переславля-Залесского, утвержденного решением городской Думы г.Переславля- Залесского Ярославской области от 23.06.2005 №49 выдел денежных средств является полномочием администрации города Переславля-Залесского. Обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных учреждений возложена на администрацию г.Переславля-Залесского (ст.43 Устава г.Переславля-Залесского, утвержденного решением городской Думы г.Переславля-Залесского Ярославской области от 23.06.2005 № 49). Учитывая, что бюджет города на 2019 год сформирован, а исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете, Управлением образования направлялись обращения на имя Главы городского округа города Переславля-Залесского о выделении дополнительных бюджетных средств (письмо от14.06.2019 №701/09, 19.07.2019 №их.03.04-0042/19). Однако, денежные средства не выделены. При разработке проекта бюджета на 2020 год и плановый период Управлением образования учтена потребность муниципальных образовательных учреждений в исполнении судебных решений по антитеррористической безопасности в городской целевой программе «Борьба с преступностью» в размере 29 935,423 руб. Проект бюджета по отрасли «Образование» направлен первому заместителю Главы Администрации города Переславля-Залесского Груздеву СВ. для включения и формирования бюджета городского округа города Переславля- Залесского (письмо от 09.10.2019 № 1312/04). Таким образом, Управлением образования предприняты все возможные меры. Однако денежные средства из бюджета на выполнение решения Переславского районного суда до настоящего времени не выделены, соответственно Управление образования не может их распределить учреждению, поэтому не может исполнить решение суда. Полагают, что в случае не удовлетворения настоящего заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до момента доведения администрацией города Переелавля-Залесского до Управления образования администрации г.Переславля-Залесского бюджетных ассигнований на эти цели, Управление образования несет риск наступления неблагоприятных последствий, которые могут выразиться во взыскании с должника исполнительского сбора предусмотренного Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнителе производстве», в привлечении к ответственности по ст.17.15. Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также в наступлении уголовной ответственности, установленной ст.315. Уголовного кодекса РФ.

Судом постановлено указанное выше определение.

В частной жалобе ставится вопрос об отмене определения суда с разрешением вопроса по существу. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм процессуального права.

Проверив законность и обоснованность определения, в том числе по доводам жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии ч.1 ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В соответствии со ст. 434 ГПК РФ, ст. 37 ФЗ "Об исполнительном производстве" при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного постановления.

В силу ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 17, ч. 1 и ч. 2 ст. 19, ч. 1 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная отсрочка исполнения постановления суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Отказывая в предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции, обсудив заслуживающие внимание обстоятельства, на которые ссылается заявитель, пришел к выводу об отсутствии в настоящем случае обстоятельств, дающих право суду отсрочить исполнение судебного решения.

С выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не соглашается по следующим основаниям.

Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с абзацем 3 пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при рассмотрении указанных заявлений с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

Таким образом, вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.

В соответствии со ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

В ч. 1 ст. 6.1 ГПК РФ закреплено, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившим в законную силу 10.01.2019 года решением Переславского районного суда Ярославской области от 03.12.2018 года на МОУ «Глебовская СОШ», Управление образования Администрации г.Переславля-Залесского, Администрацию городского округа города Переславля-Залесского возложена обязанность в срок до 01.06.2019 года установить в здании МОУ «Глебовская СОШ» систему контроля и управления доступом, отдельную систему оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории).

Постановлением Переславского РОСП УФССП по Ярославской области от 03.06.2019 года на основании исполнительного листа, выданного Переславским районным судом Ярославской области в отношении должника Управление образования администрации городского округа г.Переславль-Залесского возбуждено исполнительное производство

В соответствии с п. 2 постановления должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

По смыслу положений ст. 203 ГПК РФ, должник, заявляя просьбу об отсрочке исполнения решения, должен предоставить доказательства, подтверждающие, что в период действия отсрочки обстоятельства, затрудняющие исполнение решения, отпадут или будут устранены.

Согласно положению об управлении образования администрации г. Переславля-Залесского" (утв. постановлением мэра г. Переславля-Залесского от 08.02.2008 N 122) дела, Управление образования администрации г. Переславля-Залесского является структурным подразделением администрации г. Переславля-Залесского и муниципальным учреждением. Финансирование Управления осуществляется за счет средств бюджета г. Переславля-Залесского.

Согласно ст. 43 Устава города Переславля-Залесского администрация г. Переславля-Залесского выполняет функции и полномочия учредителя муниципальных предприятий и учреждений, осуществляет финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Согласно п.1 ст. 11 Положения о бюджетном процессе в городе Переславле-Залесском формирование расходов бюджета города осуществляется в соответствии с расходными обязательствами города Переславля-Залесского, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Ярославской области и органов местного самоуправления г. Переславля-Залесского, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств бюджета города.

Как следует из материалов дела при разработке проекта бюджета города Переславля-Залесского на 2020 год и плановый период Управлением образования учтена потребность муниципальных образовательных учреждений в исполнении судебных решений по антитеррористической безопасности в городской целевой программе «Борьба с преступностью» в размере 29 935,423 руб. (Проект бюджета с обоснованием бюджетных ассигнований на очередной финансовый 2020 год, письмо от 09.10.2019, л.д. 172-174).

Указанное свидетельствует, что должником после вступления решения суда в законную силу принимались необходимые меры к исполнению решения суда, но в связи с отсутствием финансирования оно не могло быть исполнено в сроки, установленные и решением суда и постановлением Переславского РОСП УФССП по Ярославской области от 03.06.2019 года, по объективным причинам.

Между тем, указанные обстоятельства не получили должной оценки в суде первой инстанции.

Таким образом, определение суда принято без учета юридически значимых обстоятельств, отсутствие денежных средств для проведения в установленный срок комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на устранение нарушений антитеррористической защищенности может являться самостоятельным основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, поскольку собственных денежных средств должник не имеет.

В связи с чем, его нельзя признать законным и обоснованным, определение подлежит отмене с вынесением нового определения об удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения.

Вместе с тем требования заявителя об отсрочке исполнения судебного акта до момента доведения Администрацией города до Управления образования бюджетных ассигнований на соответствующие цели носят неопределенный характер, не содержат указания на конкретную дату окончания периода отсрочки, что нарушает права взыскателя, действующего в интересах неопределенного круга лиц.

С учетом вышеуказанного, суд апелляционной инстанции считает возможным предоставить должнику отсрочку исполнения решения суда сроком до 30 апреля 2020 года.

Указанный срок, по мнению суда апелляционной инстанции, является разумным, обеспечивает баланс прав и законных интересов сторон и соответствует принципу справедливости, не нарушает права участников исполнительного производства.

Руководствуясь ст. 203, ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

определение Переславского районного суда Ярославской области от 19.12. 2019 года отменить, разрешить вопрос по существу.

Предоставить Управлению образования администрации городского округа г.Переславль-Залесский отсрочку исполнения решения Переславского районного суда Ярославской области от 03.12.2018 года по гражданскому делу года сроком до 30 апреля 2020 года.

Судья

33-1078/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ПЕРЕСЛАВСКИЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ПРОКУРОР
Ответчики
администрация г.о. г. Переславль-Залесский
МОУ Глебовская СОШ
Другие
Управление образования Администрации г. Переславля-Залесского
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Маренникова Марина Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
23.01.2020Передача дела судье
10.02.2020Судебное заседание
12.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2020Передано в экспедицию
10.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее