дело № 2-496/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2021 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
Председательствующего судьи Терновой Ю.В.,
при секретаре Батоболотовой А.Б.,
с участием прокурора ГГВ,
представителя ответчика КМЛ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шилкинкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Казановская средняя общеобразовательная школа, Администрации муниципального района «Шилкинский район об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в ходе прокурорской проверки установлено, что мероприятия по антитеррористической защищенности в МОУ «Казановская СОШ» выполняются не в полном объеме, а именно указанный объект не оборудован системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». В МОУ «Казановская СОШ» отсутствует стационарный или ручной металлоискатель. МОУ «Казановская СОШ» относится к 3-й категории опасности, согласно паспорту безопасности. Учредителем МОУ «Казановская СОШ» и собственником ее имущества является муниципальный район «Шилкинский район». Функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального района «Шилкинский район» выполняет Комитет образования Администрации МР «Шилкинский район». Просит обязать МОУ «Казановская СОШ» организовать работы по оборудованию системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», оборудовать учреждение стационарным или ручным металлоискателем. Обязать Администрацию МР «Шилкинский район» профинансировать в МОУ «Казановская СОШ» установку системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также профинансировать приобретение стационарного или ручного металлоискателя.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора ГГВ заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика КМЛ, действующая на основании доверенности, требования не признала, поддержав письменные возражения, согласно которым финансирование работ по оборудованию системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или систему обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру «112» в МОУ «Казановская СОШ» является нецелесообразным ввиду отсутствия технической возможности у Шилкинского ОВО – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Забайкальскому краю». Финансирование заявленных в иске требований не относится к полномочиям органа местного самоуправления, данное направление относится к полномочиям Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. В МОУ «Казановская СОШ» на главном входе в здание в дневное время дежурят технические работники, в ночное время – сторож. Вход в здание посторонних лиц ограничен. В связи с тем, что данные мероприятия требуют значительных финансовых затрат, а собственных средств в бюджете не имеется. Просила в иске отказать.
Представитель ответчик МОУ Казановская СОШ в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Комитета образования Администрации МР «Шилкинский район», Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах, в частности: 1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; 6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; 7) приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В силу ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: 2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п.16 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 (далее – Требования №272) паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.
Согласно п.23 Требований №272 все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: а) системой видеонаблюдения; б) системой оповещения и управления эвакуацией; в) системой освещения.
Исходя из смысла п.10 Требований №272 под местом массового пребывания людей понимает территория общего пользования поселения либо место общего пользования в здании, сооружении, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 человек и более.
Согласно п.17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 (далее Требования) антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В силу п.24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются, в том числе, мероприятия: г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.
В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями (п.25).
В силу п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании п.2 ч.3 ст.28 ФЗ №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно ч.7 ст.28 ФЗ №273-ФЗ образовательная система несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной системы.
Из материалов дела следует, что Шилкинской межрайонной прокуратурой в ходе прокурорской проверки МОУ Казановская СОШ выявлено отсутствие системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; стационарного или ручного металлоискателя. Данный факт подтверждается составленным помощником прокурора ГГВ актом от 29.03.2021 года.
Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку непринятие ответчиком мер по обеспечению антитеррористической защищенности учебного заведения влечет нарушение прав неопределенного круга несовершеннолетних и иных лиц на охрану их жизни и здоровья в период нахождения в образовательном учреждении, что в свою очередь может повлечь соответствующую ответственность образовательного учреждения в случае причинения вреда жизни и здоровью учащихся, а также иных лиц.
Согласно уставу МОУ «Казановская СОШ», учреждение является бюджетным, его учредителем и собственником является муниципальный район «Шилкинский район».
Как закрепляют требования статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 ФЗ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района, в том числе, относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (п.6.1).
В силу п.4 ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
С учетом изложенного, на Администрацию МР «Шилкинский район» как собственника имущества должна быть возложена обязанность профинансировать расходы школы на выполнение указанных работ.
Довод представителя ответчика о том, что финансирование заявленных в иске работ не относится к полномочиям органа местного самоуправления, а является обязанностью Министерства науки, образования и молодежной политики Забайкальского края не основан на приведенных выше нормах закона.
Довод представителя ответчика об отсутствии технической возможности оснащения МОУ Казановская СОШ системой передачи тревожных сообщений не обоснован. Так, из письма начальника Шилкинского ОВО - Филиала ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Забайкальскому краю» от 27.02.2021 года следует, что Шилкинский ОВО располагает техническими возможностями для установки сигнализации при помощи «Мобильный телохранитель» посредствам мониторинга в образовательном учреждении. Тот факт, что реагирование на сигнал «тревога» будет осуществляться силами полиции ОМВД России по Шилкинскому району, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.
Тот факт, что в здании школы в дневное время дежурят технические работники, в ночное время – сторож, не свидетельствует о том, что ответчиками приняты надлежащие меры по антитеррористической защищенности учреждения и не является основанием полагать о нецелесообразности обустройства здания школы стационарным или ручным металлоискателем.
Довод представителя ответчика об отсутствии денежных средств в бюджете района на выполнение указанных в иске работ, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку данное обстоятельство не должно освобождать ответчика от возложенных на него законом обязательств.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Шилкинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Казановская средняя общеобразовательная школа» организовать работы по оборудованию системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также оборудовать учреждение стационарным или ручным металлоискателями.
Обязать Администрацию муниципального района «Шилкинский район» профинансировать в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Казановская средняя общеобразовательная школа» установку системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также профинансировать приобретение стационарного или ручного металлоискателя.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем ее подачи через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий Терновая Ю.В.
Решение изготовлено 24 августа 2021 года.
Председательствующий Терновая Ю.В.