Решение по делу № 33-2926/2013 от 07.05.2013

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 33 – 2926

Строка № 63

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 июня 2013 года судебная коллегия по гражданским делам

Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Холодкова Ю.А.,

судей Веретенниковой М.В., Хныкиной И.В.,

при секретаре Федосовой Е.В., –

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Веретенниковой М.В.

гражданское дело по заявлению Балакирева Д. В. о признании незаконным решения комиссии ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением

по апелляционной жалобе ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России

на решение Левобережного районного суда города Воронежа

от 07 ноября 2012года

(судья районного суда Бутко Е.В.),

У С Т А Н О В И Л А :

Балакирев Д.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением, указав, что он проходит службу в Государственной противопожарной службе МЧС России в должности старшего юрисконсульта Федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного Управления МЧС России по Воронежской области» (далее - ГУ «ЦУКС МЧС России по Воронежской области») в звании капитана внутренней службы. Решением жилищно-бытовой комиссии ГУ «ЦУКС МЧС России по Воронежской области» с 19 сентября 2011 года он поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений и включен в список сотрудников, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из двух человек: он, Балакирев Д.В., и его несовершеннолетний сын. Согласно Приказу МЧС России № 398 от 25 июля 2011 года с 01 октября 2011 года на федеральное государственное учреждение «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований. 20 апреля 2012 года решением комиссии ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением. Он, Балакирев Д.В., не согласен с данным решением, поскольку предыдущее решение ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Воронежской области» от 19 сентября 2011 года о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не отменено. Кроме того, он не обращался с заявлением о постановке его на учет, а лишь дослал документы, свидетельствующие об изменении места жительства, которые необходимо было приобщить к имеющемуся учетному жилищному делу. До настоящего времени жилым помещением его никто не обеспечил. Состав семьи, с которым он состоит на учете для улучшения жилищных условий, не изменился. В связи с этим, он считает, оспариваемым решением принято заинтересованным лицом незаконно (л.д. 3-6).

ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», возражая против удовлетворения заявленных требований, указало, что решением жилищно-бытовой комиссии ГУ «ЦУКС МЧС России по Воронежской области» заявитель поставлен на очередь сотрудников, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты подачи рапорта – 19 сентября 2011 года, а в случае предоставления жилого помещения Балакиреву Д.В. принято решение оформить жилое помещение как служебное. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления. ГУ «ЦУКС МЧС России по Воронежской области» не относится к числу органов местного самоуправления, а является организацией центрального подчинения федеральному органу исполнительной власти, в связи с чем с 01 марта 2005 года уполномоченные территориальные органы вправе ставить сотрудников ГПС МЧС России на учет нуждающихся в жилых помещениях исключительно на условиях найма служебного жилого помещения по основаниям, предусмотренным статьями 93, 99, 104 ЖК РФ. Приказом МЧС России от 25 июля 2011 года № 398 «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» с 1 октября 2011 года на федеральное государственное учреждение «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» МЧС России возложены функции уполномоченного органа по жилищному обеспечению военнослужащих, сотрудников ФПС и спасателей. Таким образом, до 1 декабря 2011 года, то есть до момента передачи дел, заседания жилищных комиссий органов управления и учреждений МЧС России являлись легитимными, а их решения – законными и обоснованными. Ведение учета в системе МЧС России военнослужащих спасательских воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы ГПС, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС России, признанных нуждающимися в жилых помещениях в установленном законодательством Российской Федерации порядке, осуществляется Учреждением на основании учетных дел, переданных Главными управлениями МЧС России по субъектам и Центральным региональным центром МЧС России. При этом ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» не является правопреемником ГУ «ЦУКС МЧС России по Воронежской области» и ЦРЦ МЧС России в отношении «деятельности жилищных комиссий, не несет с ним общие обязанности в отношении заявителей и является самостоятельным учреждением в решении вопросов жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований. Постановка на учет указанных лиц осуществляется ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» на основании личного обращения с заявлением о постановке на учет с предоставлением установленного перечня документов. Права и свободы заявителя как лица, признанного нуждающимся в обеспечении служебным жилым помещением, ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» нарушены не были, поскольку он в настоящее время состоит в очереди нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». Поступившие 12 апреля 2012 года в адрес учреждения дополнительные материалы в учетное дело заявителя (Вх. 12.04.2012 № 155-Г-71) не имеют определяющего значения для постановки в очередь на обеспечение служебными жилыми помещениями, так как Балакирев Д.В. уже состоит на данном учете по настоящее время. Решением заседания комиссии ФКУ «Управление госэкспетизы и жилищного обеспечения МЧС России», оформленным протоколом № 6 от 20 апреля 2012 года, Балакирев Д.В. не был исключен из списка сотрудников, подлежащих обеспечению служебным жилым помещением. Однако в решении жилищно-бытовой комиссии ГУ «ЦУКС МЧС России по Воронежской области» №15-1-11 от 20 сентября 2011 года в составе семьи Балакирева Д.В. не были указаны члены его семьи. На основании данного протокола, в котором ошибочно не указан состав семьи Балакирева Д.В., заявитель был поставлен в очередь на обеспечение служебными жилыми помещениями в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» составом семьи один человек (л.д. 39-42).

Решением Левобережного районного суда города Воронежа от 07 ноября 2012 года решение заседания комиссии ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения, оформленное выпиской из протокола № 6 от 20 апреля 2012 года об отказе Балакиреву Д.В. в постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением, признано незаконным. С ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в пользу Балакирева Д.В. постановлено взыскать государственную пошлину в размере 200 рублей (л.д. 130, 131-135).

В апелляционной жалобе ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» просит отменить данное решение суда, как незаконное и необоснованное, приводит доводы, аналогичные изложенным в возражениях на заявление Балакирева Д.В. Также указывает, что закон, предусматривающий принятие на учет сотрудников ФПС в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти – Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, до настоящего времени не принят. При таких обстоятельствах законных оснований для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях сотрудников федеральной противопожарной службы у МЧС России не имеется. При вынесении решения судом не было принято во внимание, что права и свободы заявителя как лица, признанного нуждающимся в обеспечении служебным жилым помещением, ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» нарушены не были, поскольку истец в настоящее время состоит в очереди нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». Кроме того, ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Воронежской области» не может быть надлежащим ответчиком по делу, поскольку решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России» не выносилось (л.д. 138-139, 145-149).

В возражениях на апелляционную жалобу Балакирев Д.В. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, указывает, что комиссия заинтересованного лица ссылается на его заявление от 12 апреля 2011 года с комплектом документов на постановку на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, однако в указанное время с таким заявлением он не обращался и какие-либо документы к нему не приобщал, а на момент принятия заинтересованным лицом решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением он уже состоял на указанном учете. Неправомерными являются доводы ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о том, что после введения в действие ЖК РФ 01 марта 2005 года только орган местного самоуправления осуществляет постановку сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку в соответствии с действующим жилищным законодательством если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Вместе с тем он, Балакирев Д.В., реализовал право выбора быть принятым на учет по месту службы, а распространение на сотрудников федеральной противопожарной службы положений ЖК РФ о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях в органах местного самоуправления по месту жительства противоречит действующему законодательству. Кроме того, жилищный фонд, находящийся в ведении МЧС России, не имеет статуса служебного, поскольку отсутствуют решения уполномоченного органа об отнесении помещений к служебным помещениям. Это обстоятельство исключает правомерность использования жилищного фонда в качестве специализированного и заключения договоров найма служебного жилого помещения (л.д.185-191).

В суде апелляционной инстанции Балакирев Д.В. судебной коллегии пояснил, что решение Левобережного районного суда города Воронежа от 07 ноября 2012 года считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания извещены в установленном законом порядке, что подтверждается почтовыми уведомлениями, однако в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав Балакирева Д.В., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно требованиям ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Балакирев Д.В. проходит службу в ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного Управления МЧС России по Воронежской области» с 17 августа 2009 года (л.д. 22, 23).

Решением жилищно-бытовой комиссии ГУ «ЦУКС МЧС России по Воронежской области» № 15-1-11 от 20 сентября 2011 года Балакирев Д.В. был поставлен на очередь сотрудников, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты подачи рапорта – 19 сентября 2011 года с составом семьи два человека: он и его сын Балакирев Д.В.(л.д.11-13, 117, 118-120).

Согласно Приказу МЧС России № 398 от 25 июля 2011 года с 01 октября 2011 года на федеральное государственное учреждение «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований. Согласно п. 6 Приказа начальникам территориальных органов МЧС России, командирам спасательных воинских формирований МЧС России, руководителям учреждений и организаций центрального подчинения, секретарю жилищной комиссии МЧС России до 1 декабря 2011 года было поручено передать делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях Госэкспертизе МЧС России и ее филиалам по территориальной принадлежности (л.д. 25).

Согласно выписке из протокола № 6 от 20 апреля 2012 года заседания комиссии ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Балакиреву Д.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.14).

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу требований ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 года N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Согласно ст. 6 указанного Закона жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что суд, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал доводы и возражения сторон, представленные доказательства, которые проанализировал применительно к нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения, и пришел к обоснованным выводам о том, что ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», исполняя требования Приказа № 398 от 25 июля 2011 года МЧС России и исполняя функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению, получило от ГУ «ЦУКС МЧС России по Воронежской области» учетное жилищное дело в отношении Балакирева Д.В., который уже был поставлен на учет на улучшение жилищных условий, а при наличии имеющегося учетного жилищного дела в отношении Балакирева Д.В. ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» не вправе было отказывать Балакиреву Д.В. в постановке на учет на улучшение жилищных условий, не решив вопрос в соответствии с действующим законодательством о снятии его с учета на улучшение жилищных условий.

Кроме того, судом достоверно установлено, что Балакирев Д.В. повторно не просил о постановке его на учет нуждающихся в получении жилья, а лишь направил в адрес заинтересованного лица дополнительные документы. При этом ранее принятое в отношении него решение не оспорено и не отменено.

Выводы суда в постановленном решении обоснованы, логичны, последовательны и мотивированы, соответствуют конкретным обстоятельствам дела, основаны на нормах материального права, которые применены и истолкованы судом верно.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, по мнению судебной коллегии, также не усматривается.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, не содержащие каких-либо правовых оснований для отмены законного и обоснованного решения суда, направленные на переоценку и выражение субъективного толкования, не могут повлечь отмены обжалуемого судебного постановления, по мнению судебной коллегии является законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Левобережного районного суда города Воронежа от 07 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России – без удовлетворения.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ –

СУДЬИ КОЛЛЕГИИ –

33-2926/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Балакирев Дмитрий Владимирович
Ответчики
Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Веретенникова Маргарита Викторовна
18.06.2013Судебное заседание
24.06.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2013Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее