Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-751/2023 ~ М-600/2023 от 06.09.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 октября 2023 года Отрадненский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего Учаевой А.А.,

при секретаре     Сидоровой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-751/2023 по административному исковому заявлению прокурора г. Отрадного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Отрадный Самарской области о признании незаконными бездействий в непринятии мер по разработке проекта организации дорожного движения на период эксплуатации автомобильных дорог местного значения городского округа Отрадный Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Отрадного Самарской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Отрадный об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.

В обоснование иска административный истец указал следующее.

Прокуратурой города Отрадного проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения при организации дорожного движения на территории городского округа Отрадный Самарской области, в ходе которой выявлены нарушения.

В нарушение требований федерального законодательства проект организации дорожного движения на период эксплуатации автомобильных дорог местного значения городского округа Отрадный Самарской области отсутствует. Отсутствие проекта организации дорожного движения не отвечает требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения, препятствует всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дел об административных нарушениях, рассмотрению их в соответствии с законом, а также не позволяет установить законность размещения (отсутствия) технических средств организации дорожного движения (дорожных знаков, дорожной разметки и т.д.) на улично - дорожной сети городского округа Отрадный Самарской области.

Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения городского округа Отрадный Самарской области, утвержденным решением Думы городского округа Отрадный от 18.12.2018 № 304 установлено, что одной из основных задач Управления является координация деятельности по разработке и внедрению стратегий, планов, мероприятий по обеспечению организации и безопасности дорожного движения, при этом в целях реализации возложенных задач Управление: разрабатывает и внедряет планы мероприятий по развитию в сфере обеспечения организации и безопасности дорожного движения; в составе комиссии оценивает соответствие технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог местного значения, улиц, искусственных сооружений, технических средств организации дорожного движения; рассматривает и анализирует технические задания, предложения на проектирование и размещение технических средств регулирования дорожного движения, а также заключение о целесообразности оборудования техническими средствами регулирования дорожного движения конкретных участков уличнодорожной сети; определяет дислокацию механических средств регулирования дорожного движения в пределах административных границ городского округа Отрадный Самарской области (по согласованию с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения).

В целях устранения указанных нарушений прокуратурой города Отрадного Самарской области в адрес главы г.о. Отрадный Самарской области 13.07.2023 за № 07-03-2023/1946-23-218 вносилось представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, на которое за исх. № 1997 от 11.08.2023 в прокуратуру города Отрадного Самарской области представлен ответ из которого следует, что разработка комплексной схемы и проектов организации дорожного движения требует выполнение научно-исследовательской работы, а также проведение оценки объемов финансирования мероприятий по организации дорожного движения и эффективности вследствие их реализации. Финансирование соответствующих мероприятий предусмотрено при разработке проекта бюджета г.о. Отрадный Самарской области на 2024 год.

Таким образом, Администрацией г.о. Отрадный Самарской области конкретных мер разработке проекта организации дорожного движения на период эксплуатации автомобильных дорог местного значения городского округа Отрадный Самарской области в рамках рассмотрения представления прокуратуры города Отрадного Самарской области от 13.07.2023 за № 07-03-2023/1946-23-218 не принято.

Административный истец просит суд признать незаконным бездействие Администрации городского округа Отрадный Самарской области, выразившееся в непринятии мер по разработке проекта организации дорожного движения на период эксплуатации автомобильных дорог местного значения городского округа Отрадный Самарской области. Обязать Администрацию городского округа Отрадный Самарской области в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения путем разработки проекта организации дорожного движения на период эксплуатации автомобильных дорог местного значения городского округа Отрадный Самарской области.

Старший помощник прокурора г. Отрадного Самарской области Вадин А.В., действующий на основании служебного удостоверения, в судебном заседании административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в описательной части решения.

Представитель административного ответчика - Администрации г.о. Отрадный Самарской области Кривченко Е.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований о признании незаконным бездействия Администрации, просила суд установить срок исполнения решения до окончания действия муниципальной программы «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории городского округа Отрадный Самарской области на 2019-2028 годы».

Представитель заинтересованного лица О МВД России по г.Отрадному Чураков Е.М. заявленные административные исковые требования прокурора поддержал.

Представитель заинтересованного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения г.о. Отрадный, Селиверстова С.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поддержала позицию представителя административного ответчика.

Суд, заслушав участников процесса, изучив представленные материалы, приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять надзор за исполнением законов, в том числе, органами местного самоуправления, их должностными лицами; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33 и 39.1 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что задачами закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно - транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно - транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федеральный закон 196-ФЗ).

В соответствии со статьей 31 Федерального закона 196-ФЗ нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Положениями пунктов 6, 11 части 1 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено в числе прочего осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, среди прочего, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относится организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, а также установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

Статьей 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ предусмотрена разработка проектов организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков, разрабатываемых в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения. Проекты организации дорожного движения разрабатываются на период эксплуатации дорог или их участков. Также определено, что проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков разрабатываются в целях определения постоянных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов в отношении существующих, реконструируемых или строящихся дорог или их участков. Внесение изменений в утвержденный проект организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков либо его повторное утверждение должно осуществляться не реже чем один раз в три года.

Из материалов дела следует, что прокуратурой города Отрадного проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения при организации дорожного движения на территории городского округа Отрадный Самарской области, в ходе которой выявлены нарушения. В нарушение требований федерального законодательства проект организации дорожного движения на период эксплуатации автомобильных дорог местного значения городского округа Отрадный Самарской области отсутствует.

Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения городского округа Отрадный Самарской области, утвержденным решением Думы городского округа Отрадный от 18.12.2018 № 304 установлено, что одной из основных задач Управления является координация деятельности по разработке и внедрению стратегий, планов, мероприятий по обеспечению организации и безопасности дорожного движения, при этом в целях реализации возложенных задач Управление: разрабатывает и внедряет планы мероприятий по развитию в сфере обеспечения организации и безопасности дорожного движения; в составе комиссии оценивает соответствие технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог местного значения, улиц, искусственных сооружений, технических средств организации дорожного движения; рассматривает и анализирует технические задания, предложения на проектирование и размещение технических средств регулирования дорожного движения, а также заключение о целесообразности оборудования техническими средствами регулирования дорожного движения конкретных участков уличнодорожной сети; определяет дислокацию механических средств регулирования дорожного движения в пределах административных границ городского округа Отрадный Самарской области (по согласованию с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения).

В целях устранения указанных нарушений прокуратурой города Отрадного Самарской области в адрес главы г.о. Отрадный Самарской области 13.07.2023 за № 07-03-2023/1946-23-218 вносилось представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.

Согласно ответу Администрации. о. Отрадный № 1997 от 11.08.2023 разработка комплексной схемы и проектов организации дорожного движения требует выполнение научно-исследовательской работы, а также проведение оценки объемов финансирования мероприятий по организации дорожного движения и эффективности вследствие их реализации. Финансирование соответствующих мероприятий предусмотрено при разработке проекта бюджета г.о. Отрадный Самарской области на 2024 год.

Постановлением Администрации городского округа Отрадный Самарской области от 20.09.2023 № 1460 «О внесении изменений в муниципальную программу «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории городского округа Отрадный Самарской области на 2019-2028 годы», включены мероприятия по разработке проектов организации дорожного движения уличнодорожной сети в 2023 году.

Из изложенного, следует, что фактически Администрацией г.о. Отрадный меры по разработке проекта организации дорожного движения на период эксплуатации автомобильных дорог местного значения городского округа <адрес> в рамках рассмотрения представления прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за , не приняты.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействия Администрации по непринятию мер по разработке проекта организации дорожного движения на период эксплуатации автомобильных дорог местного значения городского округа Отрадный Самарской области, являются незаконными.

На административного ответчика как орган местного самоуправления возложена обязанность по разработке проекта организации дорожного движения на период эксплуатации автомобильных дорог местного значения городского округа Отрадный Самарской области.

Суд приходит к выводу, что поскольку в нарушение норм действующего законодательства административный ответчик не создал и не обеспечил разработку проекта организации дорожного движения на период эксплуатации автомобильных дорог местного значения городского округа Отрадный Самарской области в рамках рассмотрения представления прокуратуры города Отрадного Самарской области от 13.07.2023 за № 07-03-2023/1946-23-218, чем допустил незаконное бездействие, нарушающее права неопределенного круга лиц, административные исковые требования прокурора г. Отрадного Самарской области подлежат удовлетворению.

При этом срок для устранения указанных нарушений подледит установить в 1 год.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.226-227, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора г. Отрадного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Отрадный Самарской области о признании незаконными бездействий в непринятии мер по разработке проекта организации дорожного движения на период эксплуатации автомобильных дорог местного значения городского округа Отрадный Самарской области – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Отрадный Самарской области, выразившееся в непринятии мер по разработке проекта организации дорожного движения на период эксплуатации автомобильных дорог местного значения городского округа Отрадный Самарской области.

Обязать Администрацию городского округа Отрадный Самарской области в течении 01 год с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения путем разработки проекта организации дорожного движения на период эксплуатации автомобильных дорог местного значения городского округа Отрадный Самарской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Отрадненский городской суд Самарской области в течении в месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.А. Учаева

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2а-751/2023 ~ М-600/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г.о. Отрадный Шамин А.Н.
Ответчики
Администрация г.о.Отрадный
Другие
Управление жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения г.о. Отрадный
О МВД России по г.Отрадному
Суд
Отрадненский городской суд Самарской области
Судья
Учаева А. А.
Дело на странице суда
otradnensky--sam.sudrf.ru
06.09.2023Регистрация административного искового заявления
06.09.2023Передача материалов судье
08.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
08.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2023Судебное заседание
17.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее