Судья:Ракунова Л.И.Дело № 33а-32944/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Редченко Е.В., Соколовой Н.М.,
при секретаре Налапкине А.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 ноября 2018 года апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Московского областного суда от 04 сентября 2018 года по делу по административному исковому <данные изъяты> установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
установила:
Сеидов М.М.о. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости принадлежащих ему зданий с кадастровым номером <данные изъяты>, определенной по состоянию на 1 августа 2015 года.
В обоснование требований указывалось, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости составляет величину намного меньшую, чем установленная кадастровая стоимость, что нарушает право административного истца на уплату справедливо установленных налогов. В подтверждение своих доводов представил отчет об оценке рыночной стоимости зданий.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца не явилась, ранее представила уточненное административное исковое заявление, в котором просила определить рыночную стоимость объектов недвижимости в размере, определенном судебной оценочной экспертизой.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области,поддержав в судебном заседании письменные пояснения, в которых указали, что заключение эксперта не соответствует требованиям законодательства, регулирующего оценочную деятельность и не является допустимым доказательством по административному делу, вопрос об удовлетворении уточненного административного иска оставили на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были извещены.
Решением Московского областного суда от 04 сентября 2018 г. удовлетворены требования административного истца. Кадастровая стоимость зданий установлена в размере рыночной стоимости согласно заключению эксперта. Отмечено, что решение суда является основанием для внесения в ГКН соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Московской области просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 402 НК РФ, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемым объектом налогообложения.
Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)» (утвержден приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. №508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Из вышеприведенных положений федерального законодательства следует, что определение кадастровой стоимости объекта недвижимости возможно как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Статьей 24.18 этого Федерального закона предусмотрено право юридических и физических лиц на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В соответствии со статьей 3 названного Федерального закона в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно статье 12 вышеуказанного Федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта. Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В соответствии с положениями статей 24.18 и 24.20 этого Федерального закона установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Из материалов дела усматривается, что административный истец Сеидов М.М.о. является собственником зданий с кадастровым <данные изъяты>
На территории Московской области в 2013 г. была проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Московской области, результаты которой утверждены распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от <данные изъяты>
Указанным распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области утверждена, в том числе кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>
На территории Московской области в 2015 г. была проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Московской области, результаты которой утверждены распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от <данные изъяты>
Указанным распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области утверждена, в том числе кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>
Согласно представленным административным истцом в подтверждение рыночной стоимости спорных зданий по состоянию на указанные даты отчетам об оценке от <данные изъяты>
В заключениях <данные изъяты> составленном экспертом Ассоциации Судэкспертов ПРЕМЬЕРТабаковой С.А. по итогам проведения судебной оценочной экспертизы, рыночная стоимость зданийс кадастровым номером <данные изъяты>
Разрешая заявленные административным истцом требования об оспаривании кадастровой стоимости принадлежащих ему зданий и определяя рыночную стоимость в размере, установленном в заключении назначенного судом эксперта, суд первой инстанции исследовал и оценил представленные по делу доказательства (в том числе, заключение эксперта, составленное по итогам экспертизы) по установленным КАС РФ правилам.
При этом суд исходил из того, что заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования; сделанные в результате его проведения выводы и ответы на поставленные судом вопросы; экспертное заключение понятно по своему содержанию; составлено в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта.
Каких-либо данных, указывающих на то, что избранная экспертом методология оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости спорного объекта недвижимости суду, в деле не имеется.
Судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела документами, что эксперт обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификаций для данной деятельности.
Эксперт, проводивший экспертизу, был предупрежден об уголовной ответственности на основании статьи 307 УК РФ.
Кроме того, эксперт Табакова С.А. лично явился в судебная заседание, поддержал свое заключение и дал ответы на возникшие вопросы.
Судом не было установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная судебной оценочной экспертизой, не соответствует сложившемуся рынку цен на дату установления его кадастровой стоимости.
При таких данных суд принял заключение эксперта, составленное по результатам проведения экспертизы, в качестве достоверного доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорных зданий, и установил кадастровую стоимость зданийсогласно отчетам эксперта.
Каких-либо оснований считать заключение эксперта недопустимым доказательством, не имеется.
Руководствуясь положениями пункта 5 статьи 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (о том, что орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке), суд верно указал, что установление судом рыночной стоимости земельных участков является основанием для внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, по данному делу не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского областного суда от 04 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи