УИД 10RS0011-01-2021-001985-84
(№ 5-2139/2021)
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
31 марта 2021 г. г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова И. А., при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Дегтяренок Е. В., <данные изъяты>,
установил:
Дегтяренок Е.В. 23 января 2021 г. в 15 час. 00 мин. в г.<адрес> в составе группы граждан, участвовала в публичном мероприятии, митинге, которое не было согласовано с органами местного самоуправления в установленном законом порядке, привлекая внимание граждан, выкрикивала лозунги «<данные изъяты>». На неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить противоправные действия в нарушение пункта 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» не реагировала, то есть отказалась выполнять законные требования сотрудников полиции.
В судебное заседание Дегтяренок Е.В. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, инспектор отдела ИАЗ УМВД России по г.Петрозаводску Тимичев Р.И. в судебном заседании поддержал составленный протокол об административном правонарушении.
Заслушав объяснения явившихся лиц, допросив в качестве свидетеля ФИО1, изучив материалы дела об административном правонарушении, просмотрев видеозаписи, судья приходит к следующим выводам.
Согласно части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», порядок обеспечения реализации вышеуказанного конституционного права граждан регламентирован Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которым предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц. В целях осуществления права на проведение публичного мероприятия в указанных условиях Закон о публичных мероприятиях устанавливает возможность проведения согласительных процедур между организаторами публичных мероприятий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, направленных на определение места, времени, формы и иных условий проведения публичных мероприятий, отвечающих достижению законной цели планируемого публичного мероприятия и соблюдению интересов иных лиц, обеспечению общественного порядка и безопасности.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия – это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Положениями части 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В силу пунктов 2, 6 части 1 статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» к основным направлениям деятельности полиции в числе иных относится предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также обеспечение правопорядка в общественных местах.
Положениями статьи 12 Федерального закона «О полиции» на полицию возложен ряд обязанностей, в том числе: обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах; обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (пункты 5 - 6, 11 части 1).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.
В свою очередь положения пункта 1 части 3 статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обязывают участников публичного мероприятия во время его проведения выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Частями 3, 4 статьи 30 Федерального закона «О полиции» установлено, что законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» неисполнение законных требований сотрудников полиции (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников.
В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» разъяснено, что участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения. Нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства совершения административного правонарушения и виновность Дегтяренок Е.В. в его совершении подтверждается протоколом об административном правонарушении, который отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и существенных недостатков не имеет, рапортами, видеозаписями, письмами Государственного комитета Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения и администрации Петрозаводского городского округа об отсутствии уведомлений о проведении публичных мероприятий, иными материалами дела.
Из рапорта заместителя командира ОБППСП УМВД России по <адрес> ФИО1 и данных им в судебном заседании пояснений в качестве свидетеля следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 00 мин. во время несения службы на <адрес> им была задержана гражданка Дегтяренок Е.В., которая участвовала в публичном мероприятии (митинге), не согласованном с администрацией Петрозаводского городского округа, выкрикивала лозунги «<данные изъяты>», привлекая внимание неопределенного круга лиц. На неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить противоправные действия, а именно выкрикивать лозунги и участвовать в указанном не согласованном в установленном порядке публичном мероприятии, Дегтяренок Е.В. не реагировала, продолжала выкрикивать лозунги «Свободу Навальному», то есть продолжала не выполнять законные требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий, тем самым нарушала установленный действующим законодательством порядок проведения публичного мероприятия.
Оснований сомневаться в достоверности сведений, изложенных сотрудниками полиции Тимичевым Р.И. и ФИО1 в составленных документах, с учетом правовых норм, содержащихся в статьях 5, 6, 7 Федерального закона «О полиции», у судьи не имеется. Достаточных данных о небеспристрастности указанных сотрудников к Дегтяренок Е.В., о каких-либо злоупотреблениях с их стороны не представлено, судьей не усматривается.
Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, принимая во внимание, то обстоятельство, что никакие доказательства не имеют заранее установленную силу, судья приходит к выводу, что по делу имеется достаточно доказательств вины Дегтяренок Е.В. в инкриминируемом правонарушении и квалифицирует ее действия по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Доводы Дегтяренок Е.В., содержащиеся в письменных объяснениях о том, что она каких-либо противоправных действий не совершала, участие в несанкционированном мероприятии не принимала, каких-либо лозунгов и призывов не высказывала, каких-либо плакатов в руках не держала, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, с учетом просмотренных видеозаписей и пояснений свидетеля, расцениваются судьей критически, с целью избежать ответственности за совершенное административное правонарушение.
Из всей совокупности представленных доказательств следует, что Дегтяренок Е.В. была участником публичного мероприятия, проводившегося в форме митинга без уведомления органов местного самоуправления, представителями правоохранительных органов участникам митинга неоднократно разъяснялся его незаконный характер, высказывались требования о прекращении противоправных действий, прекращении участия в публичном мероприятии, между тем, пренебрегая законными требованиями сотрудников полиции, Дегтяренок Е.В. продолжала находиться среди участников мероприятия, выкрикивать тематические лозунги, проявляя с ними солидарность. Требование сотрудника полиции о прекращении противоправных действий являлось законным, обязывало Дегтяренок Е.В. исполнить указанное требование, обращенное к участникам митинга, в том числе и к ней.
Просмотренные в судебном заседании видеозаписи не отражают весь ход публичного мероприятия, в связи с чем, не могут являться доказательством непричастности Дегтяренок Е.В. к совершению административного правонарушения.
Ссылки в протоколе об административном правонарушении и письменных объяснениях не свидетелей, о допросе которых в установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядке Дегтяренок Е.В. не заявляла, также ввиду вышеизложенного не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения. Более того, ФИО2 и ФИО3 постановлениями судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № соответственно признаны виновными в совершении аналогичного административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, установленных статьями 2.7, 2.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключающих административную ответственность, по делу не установлено.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, ситуацию с аналогичными митингами на территории всей Российской Федерации, данные о личности правонарушителя, ее имущественное положение, степень вины нарушителя, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, приходит к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, а именно: значительный размер минимального штрафа, судья считает необходимым на основании частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снизить размер административного штрафа до менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить Дегтяренок Е.В. наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб., полагая, что штраф в указанном размере соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать Дегтяренок Е. В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (Пять тысяч) рублей.
Административный штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Расчетный счет 03100643000000010600 в Отделении - Национальный банк Республики Карелия. Получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (УМВД России по г.Петрозаводску), ИНН 1001041280, КПП 100101001, БИК 018602104, ОКТМО 86701000, кор.счет 40102810945370000073, код бюджетной классификации (КБК) 18811601201019000140, УИН (назначение платежа) 18880410210120002027, постановление №5-2139/2021.
Копию квитанции об уплате административного штрафа представить в Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33, каб.100).
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33).
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г.Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Кузнецова