РЕШЕНИЕ № 2-410/2015
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 марта 2016 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего Бурдуковской Л.А.,
при секретаре Чесноковой О.В.,
с участием представителя истца Павловой И.В.,
представителя ответчика Баженовой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Краевому государственному казенному учреждению «Лесосибирский отдел ветеринарии» о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны,
УСТАНОВИЛ:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю обратилось суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению "Лесосибирский отдел ветеринарии" (далее – КГКУ «Лесосибирский отдел ветеринарии"). Свое обращение в суд истец мотивирует тем, что КГКУ « Лесосибирский отдел ветеринарии», расположенный по адресу: г. Лесосибирск, ул.Пирогова, 11, на территории Учреждения в нарушение требований п.п. 2.1, 2.12, 5.1, 7.1.12, СанПиН 2.21/2.1.1.1200-03 « Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятия, сооружений и иных объектов», п.п. 3.1.5, 4.1.1, 5.1, 5.3 СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» для утилизации биологических отходов учреждения разместил в отдельно стоящем здании хозяйственной постройки утилизационную установку ( печь для сжигания отходов), модель А600-О, являющуюся источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Данная утилизационная установка относится к объекту 2 класса вредности, что требует установление санитарно-защитной зоны в размере 500 метров, однако утилизационная установка расположена в жилой зоне г.Лесосибирска, в непосредственной близости жилых домов, при этом расстояние от утилизационной установки до границы территории домовладения по адресу: <адрес> в восточном направлении составляет 16 метров, расстояние до жилого многоквартирного дома, по адресу: <адрес> в западном направлении составляет 27 метров. Эксплуатируя объект, КГКУ «Лесосибирский отдел ветеринарии" работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитной зоны не повел, лабораторные исследования загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта не производит. Бездействие ответчика является нарушением действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и создает реальную угрозу возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний среди неопределенного круга лиц. Истец просит признать незаконным бездействие КГКУ «Лесосибирский отдел ветеринарии» отсутствия проекта санитарно-защитной зоны для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, обязать КГКУ «Лесосибирский отдел ветеринарии» в срок до 01 июня 2016 года разработать и согласовать проект санитарно-защитной зоны мусоросжигательного объекта, провести лабораторные исследований загрязнений атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов мусоросжигательного объекта на границе санитарно-защитной зоны, в местах проживания населения в зоне влияния выбросов объекта.
В судебном заседании представитель КГКУ «Лесосибирский отдел ветеринарии» Баженова Н.Г. исковые требования не признала, суду показала, что установка для термического уничтожения биологических отходов, модель А600, использовалась для уничтожения биологических отходов. Данная установка приобретена Службой по ветеринарному надзору Красноярского края и передана в Лесосибирский отдел ветеринарии на праве оперативного управления в 2013 году. Учреждение находится на бюджетном финансировании и не имеет финансовых средств для разработки проекта санитарно-защитной зоны и проведения лабораторные исследований загрязнений атмосферного воздуха.
Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Лесосибирске Павлова И.В. на исковых требованиях настаивает, доводы искового заявления поддержала.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
На основании абз. 5 ст. 11 Федерального закона от 30т марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности -как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с п. 7.1.12 раздела сооружения санитарно-технические, транспортные инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" мусоросжигательные объекты мощностью до 40 тыс. т/год входят в перечень санитарной классификации и относятся ко 2 классу с величиной санитарно-защитной зоны 500 метров.
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Согласно требованиям п. 5.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест» юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.
В соответствии с требованиями п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест» юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны в том числе обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта.
Согласно требованиям п. 2.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» Новая редакция с изменениями и дополнениями лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.
Согласно требованиям п. 2.4. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» с изменениями и дополнениями производственный контроль включает в т.ч.: осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, в т.ч.: на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния с целью оценки влияния на среду обитания человека и его здоровье.
В соответствии с требованиями п. 5.3. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест» размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха согласованы в установленном порядке.
Судом установлено, что КГКУ «Лесосибирский отдел ветеринарии» на своей территории по адресу <адрес>, размещена установка для термического уничтожения биологических отходов, модель А600, являющаяся источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Данная установка как мусоросжигательный объект мощностью до 40 тыс. т/год относиться к объектам II класса вредности.
Размещение данного объекта произведено в жилой зоне г. Лесосибирска, что является нарушением требований п. 3.1.5. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», поскольку в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны размещены жилые многоквартирные дома, территории частных домовладений (жилые дома, с приусадебными участками): ближайшая жилая застройка от территории КГКУ «Лесосибирский ветеринарный отдел» расположена с западной и восточной стороны, расстояние непосредственно от утилизационной установки до границы территории домовладения (приусадебный участок), расположенного по адресу: <адрес> в восточном направлении составляет 16 метров, расстояние до жилого многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес> в западном направлении составляет 27 метров, что является нарушением требований п. 2.1., п. 5.1., п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Учреждением КГКУ «Лесосибирский отдел ветеринарии» не обеспечиваются работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитной зоны, проект санитарно-защитной зоны для мусоросжигательного объекта мощностью до 40 тыс. т/год КГКУ «Лесосибирский отдел ветеринарии» отсутствует, что является нарушением требований п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
Учреждением КГКУ «Лесосибирский отдел ветеринарии» не обеспечиваются лабораторные исследования загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта, протоколы лабораторных исследований атмосферного воздуха отсутствуют, что является нарушением требований п. 4.1.1., 5.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». Размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха не согласованы в установленном порядке, что является нарушением требований п. 5.3. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
Указанные нарушения подтверждаются протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ №, а также постановлением Лесосибирского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении КГКУ «Лесосибирский отдел ветеринарии» к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за указанные нарушения.
Отсутствие санитарно-защитной зоны, непроведение лабораторных исследований загрязнений атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов на границе санитарно-защитной зоны, в местах проживания населения в зоне влияния выбросов объектов, отсутствие проекта санитарно-защитной зоны для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, не позволяет объективно определить размер санитарно-защитной зоны, который может обеспечить уменьшение вредного воздействия химических и физических факторов до значений, установленных гигиеническими нормативами, что, в свою очередь, не позволяет установить на должном расстоянии от источника загрязнения окружающей среды специальный режим территории санитарно-защитной зоны и обеспечить на территории жилой застройки благоприятные условия проживания населения, не позволяет устранить вредное воздействие на человека загрязняющих факторов окружающей среды от объектов, следовательно, существует угроза жизни или здоровью людей, возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний, отравлений людей.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Нарушения, допущенные ответчиком, создают реальную угрозу возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний среди неопределенного круга лиц.
Таким образом, понуждение КГКУ «Лесосибирский отдел ветеринарии» к устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья и права на биологическую безопасность.
Ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
С учетом удовлетворения исковых требований, в соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ и части 1 статьи 333.19 НК РФ с КГКУ «Лесосибирский отдел ветеринарии» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Краевому государственному казенному учреждению «Лесосибирский отдел ветеринарии» удовлетворить.
Обязать КГКУ «Лесосибирский отдел ветеринарии» обязать КГКУ «Лесосибирский отдел ветеринарии» в срок до 01 июня 2016 года разработать и согласовать проект санитарно-защитной зоны мусоросжигательного объекта, провести лабораторные исследований загрязнений атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов мусоросжигательного объекта на границе санитарно-защитной зоны, в местах проживания населения в зоне влияния выбросов объекта.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решении 09 марта 2016 года.
Судья Л.А Бурдуковская