Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего : судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Ибрагимовой Н.Ю.,
с участием представителя истца Шихаревой В.П.- Шихарева С.Е., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Новиковой О.Н., действующей на основании доверенности № 39Д от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> гражданское дело по иску Шихаревой В. П. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения другого жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Истица Шихарева В.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого, ссылаясь на наличие у нее права на выделение социальной выплаты. В обоснование своих требований истица указала, что с ДД.ММ.ГГГГ года она проживает в квартире по адресу: <адрес> <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года является собственником указанной квартиры на основании договора на передачу квартиры в собственность. Указанный жилой дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности, другого жилого помещения она не имеет.
В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о чем имеется расписка.
Представитель Шихарев С.Е. поддержал требования истицы, пояснил, что квартира по адресу: <адрес> города Кизела была предоставлена Шихаревой В.Н. в ДД.ММ.ГГГГ году на трех членов семьи. В состав семьи кроме истицы был включен муж истицы - ФИО5, умерший ДД.ММ.ГГГГ года, сын- Шихарев С.Е. На момент ликвидации шахты имени 40-летия ВЛКСМ в указанной квартире проживала истица с мужем. В настоящее время жилой дом по вышеуказанному адресу признан непригодным для проживания по критериям безопасности, другого жилого помещения истица не имеет.
Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Новикова О.Н. исковые требования не признала в связи с отсутствием финансирования на цели переселения, однако, право истицы на выделение социальной выплаты не оспаривает, так как Шихарева В.П. является собственником жилого помещения, которое признано непригодным для проживания по критериям безопасности. На момент ликвидации шахты имени 40-летия ВЛКСМ была зарегистрирована и проживала в квартире по адресу: <адрес> г. Кизела, сохранила регистрацию в квартире до настоящего времени, другого жилого помещения истица не имеет.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.
Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля
( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты
( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов
( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:
-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;
-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;
-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;
-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника
( нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО
« Кизелуголь».
Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта
« Коспашская» ОАО «Кизелуголь» на основании приказа № 155 от 07.10.1996 года с 18 ноября 1996 года с передачей всего имущества шахты на шахту имени 40-летия ВЛКСМ. Приказом № 121 от 17.09.1998 года шахта имени 40-летия ВЛКСМ ликвидирована с 01 декабря 1998 года ( л.д. 25-27). Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года Шихарева В.П. является собственником квартиры по адресу: ул. <адрес> города Кизела на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 13.02.2012 года №1 ( л.д. 10). Из сведений о регистрации истица зарегистрирована в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ года, проживает и зарегистрирована в нем по настоящее время ( л.д. 8,9). Согласно справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП« ЦТИ» и Уведомления об отсутствии в
Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним истица собственником иного жилого помещения не значится. Физический износ жилого дома по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года постройки составляет 54% по состоянию на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 12, 28 ).
Согласно заключению Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» об оценке степени влияния горных работ на состояние жилых домов города Кизела от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что жилой дом по адресу: <адрес> города Кизела был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты « Коспашская» в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в ветхость и непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных
работ. Величина фактической деформации 7,5 ед. превышает величину допустимой деформации здания 7,0 ед. ( л.д.20-24).
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что истица имеет право на получение социальной выплаты.
В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье.
Судом было установлено, что истица является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> города Кизела, проживала и была зарегистрирована в указанном жилом помещении на момент ликвидации шахты имени 40-летия ВЛКСМ, сохранила регистрацию в квартире до настоящего времени. Указанный жилой дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности, другого жилого помещения истица не имеет.
Таким образом, истица отвечает всем предъявляемым условиям предоставления социальной выплаты, а потому ее право на получение социальной выплаты должно быть судом защищено.
Получателем межбюджетных трансфертов для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцам.
Шихаревой В.П. следует предоставить социальную выплату из расчета одного члена семьи. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на одного члена семьи - 33 кв. м.
Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить Шихареву В. П. в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и обязать Администрацию Кизеловского муниципального района выделить Шихаревой В. П. социальную выплату на семью, состоящую из одного человека, для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Н. Рылова
Судья: (подпись)
ВЕРНО:
Судья: Н.Н. Рылова
Секретарь: Н.Ю. Ибрагимова