Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5396/2014 от 28.07.2014

Дело 2- 5396/2014

                                                        Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области

в составе председательствующего Лиманской В.А.

при секретаре Пановой О.Г.

с участием истца Танчик Т.В., представителя ответчика Спиридоновой К.С.

02 сентября 2014 года в городе Волжском, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Танчик Т.В. к администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области о признании действий незаконными, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л

Танчик Т.В. обратилась в суд с иском к администрации городского округа-город Волжский Волгоградской <адрес> о признании действий незаконными, возложении обязанности. В обоснование иска указала, что в связи с выходом на пенсию ей с "."..г., как лицу, замещавшему должность муниципальной службы в администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, была назначена пенсия за выслугу лет в размере <...>.

С "."..г. года размер выплачиваемой пенсии снизился и стал составлять менее <...> руб.

Из письма ответчика следует, что ей необходимо ежемесячно предоставлять в отдел бухгалтерского учета и отчетности администрации справку органа, осуществляющего пенсионное обеспечение о размере назначенной государственной пенсии с указанием федерального закона, в соответствии с которым она назначена, размера назначенной пенсии с указанием размера базовой и страховой частей пенсии. В случае непредоставления данных сведений пенсия за выслугу лет начисляться не будет.

Истец замещала муниципальную должность, имеет стаж муниципальной службы более 25 лет, уволена в связи выходом на пенсию. Пенсия назначена ей за выслугу лет в соответствии с Городским положением о пенсионом обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы городского округа – город Волжский Волгоградской области от "."..г. №.... Постановлением главы администрации городского округа – <адрес> от "."..г. №778-ГО истцу с "."..г. установлена пенсия в размере <...>.

Считала, что уменьшение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет со стороны администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области не соответствует ст. 15, 39, 34 и 54 Конституции РФ в соответствии с которыми установлен общепризнанный принцип неприменения Закона, ухудшающего положение гражданина, к правоотношениям и обязанностям, которые возникли до его вступления в силу, а также по которому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

Истец просила суд признать незаконными действия администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, выразившиеся в неполной выплате с "."..г. пенсии, установленной постановлением главы администрации городского округа – город Волжский от "."..г. №... с "."..г. в размере <...> коп., возложить на ответчика обязанность выплачивать с "."..г. пенсию в размере <...>.

В судебном заседании истец Танчик Т.В. поддержала исковые требования и просила иск удовлетворить в полном объеме.

        Представитель ответчика Спиридонова К.С. иск не признала, указывая на то, что органы местного самоуправления самостоятельно с учетом возможностей своих бюджетов определяют условия пенсионного обеспечения своих муниципальных служащих.

         Суд, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (ст. 39, ч. 2).

В силу п. 5 ст. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от "."..г. № 173-ФЗ, отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Федеральный закон от "."..г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (п. 11 ч. 1 ст. 52). Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.

Введенный в действие с "."..г. Федеральный закон от "."..г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно п. 4 ст. 7 данного Федерального закона условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).

Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов РФ и допустимости уменьшения субъектом Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов РФ доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывших государственных служащих субъекта РФ, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от "."..г. № 189-О, от "."..г. № 88-О и от "."..г. № 332-О-П, от "."..г. № 108-О-О).

Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», включающий право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в круг основных прав муниципального служащего (п. 12 ч. 1 ст. 11), относит к числу гарантий муниципального служащего его пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23). При этом отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения.

В ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено распространение прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего.

Как Федеральный закон от "."..г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (п. 4 ст. 7), так и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ч.1 ст. 24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом, как вытекает из ранее принятых решений Конституционного Суда Российской Федерации, участие субъектов Российской Федерации в регулировании вопросов дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих не выходит за пределы их компетенции в рамках конституционного разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерацией, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (определения от 13 октября 2009 г. № 1190-О-О, от "."..г. № 63-О, от "."..г. № 656-О и др.).

Определение конкретного размера государственной пенсии муниципального служащего за выслугу лет в силу действующего правового регулирования пенсионного обеспечения муниципальных служащих - осуществляется именно органами местного самоуправления, которые, однако, не могут действовать произвольно. Согласно ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» органы местного самоуправления должны руководствоваться установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель в общем виде определил границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.

Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» не предусматривает обязанность субъектов Российской Федерации по установлению минимального размера пенсии муниципального служащего за выслугу лет, однако для них такая возможность не исключается, имея в виду, что в целом это согласуется с полномочиями субъектов Российской Федерации, вытекающими из статьи 72 (п. «в», «ж», «н» ч. 1) Конституции Российской Федерации, а также с их полномочиями по обеспечению сопоставимости условий пенсионного обеспечения муниципальных служащих и государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации (п. 1 и 2 ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Такое правовое регулирование, осуществляемое субъектом Российской Федерации в части установления требований к минимальному размеру пенсии муниципального служащего за выслугу лет, не может рассматриваться как несовместимое с конституционной самостоятельностью местного самоуправления, поскольку самим по себе законодательным установлением для муниципальных служащих гарантии в виде получения пенсии за выслугу лет, минимальный размер которой должен определяться на уровне не ниже предусмотренного для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, не затрагиваются исключительные прерогативы органов местного самоуправления, связанные с определением как конкретного размера соответствующих пенсий муниципальных служащих, так и источников финансирования выплат подобного рода (определение Конституционного Суда РФ от "."..г. № 1591-О).

Согласно п. 1 ст. 6 Закона Волгоградской области от 30 декабря 2002 г. № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (Главы Администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области» за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), государственных гражданских служащих Волгоградской области и лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области» лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Волгоградской области, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа государственной службы, установленного пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона, то есть при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет, в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области.

В судебном заседании установлено, что Танчик Т.В. замещала муниципальную должность главного специалиста градостроительного сектора управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа – город Волжский по "."..г. года.

Постановлением Главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от "."..г. №438-ГО «О назначении пенсии за выслугу лет», Танчик Т.В., замещавшей вышеназванную должность с "."..г. назначена пенсия за выслугу лет в размере <...> рублей в месяц.

Основанием назначения пенсии послужило Решение совместной комиссии Волжской городской Думы, Контрольно-счетной палаты и администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, в котором указано о наличии у Танчик Т.В. выслуги в количестве 22 лет, что является основанием назначения пенсии за выслугу лет в размере 66% месячного денежного содержания.

Впоследующем, с "."..г. Танчик Т.В. продолжила муниципальную службу, в связи с чем, выплата пенсии за выслугу лет была приостановлена на основании заявления истца, Решения совместной комиссии и постановления Главы администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от 07.06.2010 года №439-ГО.

Истец продолжала осуществлять трудовую деятельность – муниципальной службы на муниципальной должности главного специалиста сектора по работе со строительной и разрешительной документацией отдела исходной разрешительной документации, что следует из копии трудовой книжки.

Постановлением Главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от "."..г. № 778-ГО истцу, замещавшей вышеназванную должность, с "."..г. возобновлена выплата пенсии за выслугу лет в размере <...>. в месяц.

Основанием послужило как письменное заявление истца, так и Решение совместной комиссии от "."..г. года, из которого следует, что стаж муниципальной службы истца составляет 25 лет, выплату пенсии возобновить с "."..г. в размере 75% месячного содержания, которое составляет <...>.

Письменным уведомлением главы администрации городского округа – город Волжский от 29 августа 2013 года истец была извещена о назначении и размере пенсии за выслугу лет.

Размер пенсии Танчик Т.В. был определен и выплачивался по правилам Городского Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы городского округа - город Волжский Волгоградской области», в редакции Решения Волжской городской Думы Волгоградской области от 28 июня 2013 г. № 375-ВГД. Указанным Положением было предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности городского округа, в размере 75 % ежемесячного денежного содержания (денежного вознаграждения).

Решением Волжской городской Думы Волгоградской области от 29 ноября 2013 г. № 5-ВГД принято «Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы городского округа -город Волжский Волгоградской области».

Пунктом 6.2 указанного Положения предусмотрено, что лицам, замещавшим муниципальные должности городского округа, назначается пенсия за выслугу лет в размере 45 % среднемесячного денежного содержания (денежного вознаграждения) за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом от "."..г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно пункту 10.1 Положение вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до принятия настоящего Положения. Городское положение «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы городского округа - город Волжский Волгоградской области» от 11 июля 2007 года № 222-ВГД, признано утратившим силу с "."..г. (п.10.2).

В этой связи с "."..г. года размер пенсии истца составил <...> коп. (составляющий 55% денежного содержания), что следует из расчета размера пенсии за выслугу лет от "."..г. года.

Выписка из лицевого счета Танчик Т.В. подтверждает тот факт, что до "."..г. года ей выплачивалась пенсия в размере <...> руб. <...>., начиная с "."..г. года – в <...> руб.

Суд не может согласиться с законностью и обоснованностью такого уменьшения размера пенсии за выслугу лет Танчик Т.В.

При этом суд исходит из того, что в силу правила, установленного в ст.4 ГК РФ, к отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Положение «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы городского округа -город Волжский Волгоградской области» от 29 ноября 2013 года № 5-ВГД было принято уже после возникновения у участников спорного правоотношения взаимных прав и обязанностей.

Кроме того, и прежнее, и новое Положения о пенсионном обеспечении (п.п.3.5 нормативно-правовых актов) предусматривают, что решение о назначении пенсии принимается совместной комиссией, а постановлением главы городского округа оно лишь оформляется. Таким образом, в силу как существовавшего ранее, так и действующего в настоящее время порядка установления размера пенсии за выслугу лет лицам, осуществляющим службу на муниципальных должностях, не отнесено к компетенции главы городского округа, поскольку ему не предоставлено право назначать пенсию вразрез с решением совместной комиссии.

Порядок перерасчета размера выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы городского округа-город Волжский Волгоградской области предусмотрен Разделом VIII как Положения, принятого решением Волжской городской Думы № 5-ВГД от 29 ноября 2013 года, так и действовавшего ранее Положения № 222-ВГД от 11 июля 2008 года.

Предусмотренных данным разделом оснований для перерасчета размера пенсии истицы судом не установлено (п.8.4 Положения, принятого решением Волжской городской Думой № 5-ВГД от 29 ноября 2013 года указывает только на два основания перерасчета пенсий: индексация должностного оклада муниципальных служащих, увеличение ежемесячного денежного вознаграждения лиц, замещавших муниципальные должности городского округа).

Сам вопрос о перерасчете размера пенсии истца в соответствии с новым Положением совместной комиссией не рассматривался и не решался, постановление главы городского округа о назначении и выплате пенсии за выслугу лет, являющееся основанием для проведения соответствующих выплат, не принималось. Поэтому расчет размера пенсии за выслугу лет от "."..г., подписанный главой городского округа- г. Волжский Волгоградской области и послуживший основанием для уменьшения размера выплаты пенсии за выслугу лет Танчик Т.В., суд признает незаконным и не подлежащим применению.

Судом установлено, что администрация городского округа- город Волжский Волгоградской области в период с "."..г. года по <...> года выплачивает Танчик Т.В. пенсию за выслугу лет не в полном объеме.

В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Согласно ст. 258 ГПК РФ : 1. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При таких обстоятельствах исковые требования Танчик Т.В. о признании незаконными действий администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области, выразившимися в неполной выплате с "."..г. пенсии, установленной постановлением Главы администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от "."..г. №... в размере <...> руб., понуждении ответчика выплачивать    пенсионное обеспечение за период с "."..г. года    в размере <...>. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы представителя ответчика о том, что п.10.1 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы городского округа-город Волжский Волгоградской области», принятого решением Волжской городской Думы № 5-ВГД от 29 ноября 2013 года, согласно которому оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до его принятия, суд считает не обоснованными, поскольку решение о назначении Танчик Т.В. пенсии совместной комиссией в соответствии с данным Положением не принималось и приниматься было не должно.

Не состоятельны также доводы представителя ответчика о том, что органы местного самоуправления самостоятельно с учетом возможностей своих бюджетов определяют условия пенсионного обеспечения своих муниципальных служащих и путем принятия Решения от "."..г. № 5-ВГД «О принятии Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы городского округа - город Волжский Волгоградской области» Волжская городская Дума реализовала право, предусмотренное статьями 31, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, самостоятельного определения направлений расходования средств своего бюджета и исполнения своих расходных обязательств за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В соответствии с определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. № 88-0, от 03 апреля 2007 г. 332-0-11, от 15 января 2008 г. № 107-0-0 и № 108-0-0, от 13 октября 2009 г. №. 1190-0-0 установлено, что пенсионное обеспечение муниципальных служащих, по своей правовой природе является, дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств местных бюджетов, и органы местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия пенсионного обеспечения, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.

Вместе с тем, при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, например, в случае снижения размера пенсий, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к нормам права и действиям органов, уполномоченных их принимать, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

В противоречие изложенной позиции Конституционного Суда РФ Положение «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы городского округа - <адрес> Волгоградской области» от 29 ноября 2013 г. № 5-ВГД содержит изменения, влекущие снижение размера пенсии за выслугу лет лицам, которым пенсия была назначена ранее без установления переходного периода для адаптации граждан к вносимым изменениям.

          На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

          Исковые требования Танчик Т.В. удовлетворить.

    Признать незаконными действия администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области по выплате Танчик Т.В. с "."..г. пенсии в размере менее <...> копеек, установленного Постановлением Главы администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от "."..г. №...

Обязать администрацию городского округа- город Волжский Волгоградской области производить с "."..г. выплату Танчик Т.В. пенсии за выслугу лет в размере <...> копеек.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья :подпись

Справка : мотивированный текст решения составлен "."..г..

    Судья :подпись

2-5396/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Танчик Татьяна Владимировна
Ответчики
Администрация г.о.-г.Волжский
Суд
Волжский городской суд Волгоградской области
Судья
Лиманская Валентина Александровна
Дело на сайте суда
vol--vol.sudrf.ru
28.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.07.2014Передача материалов судье
28.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2014Судебное заседание
02.09.2014Судебное заседание
10.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2015Дело оформлено
17.03.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее