Решение по делу № 2-4292/2021 ~ М-4199/2021 от 23.08.2021

Дело № 2-4292/2021

64RS0045-01-2021-008956-75

Решение

Именем Российской Федерации

12 октября 2021 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Волковой А.А.,

при секретаре Мукатаевой А.Е.,

с участием представителя истца Бочаровой Е.Е., представителя третьего лица Калюжной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилстантартсервис» о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку для накопления бытовых отходов,

установил:

истец администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов» обратилась в суд с иском (с учетом его уточнения) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания (далее ООО УК) «Ж» о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку для накопления бытовых отходов, мотивируя требования тем, что в деятельности ООО УК «Ж» выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потреблений и санитарно-эпидемиологического законодательства. Указанная организация осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: <адрес>,
<адрес>. Нормативно-правовыми актами действующего законодательства установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. В рамках имеющихся полномочий, администрацией района был выявлен факт отсутствия на территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> контейнерной площадки для сбора бытовых отходов, а также не обеспечена установка ООО УК «Ж на обслуживаемой территории сборников для твердых коммунальных услуг и крупногабаритных отходов. ДД.ММ.ГГГГ администрацией района в адрес ООО УК «Жилстандартсервис» направлена претензия с требованием обеспечить организацию места накопления твердых бытовых коммунальных отходов для жителей многоквартирного <адрес>, однако, до настоящего времени требования не исполнены, нарушения в содержании и обслуживании общего имущества многоквартирного жилого дома по указанному адресу не устранены. Ссылаясь на изложенные выше обстоятельства, истец обратился с названным иском в суд, в котором просит обязать ООО УК «Ж» организовать контейнерную площадку (место) для накопления бытовых отходов для жителей многоквартирного <адрес> в <адрес> в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу.

Представитель истца Б.Е.Е. в судебном заседании поддержала исковые требования с учетом уточнений по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, просил в иске отказать.

Представитель третьего лица – комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов»
К.В.В. не возражала против удовлетворения исковых требований, полагая их законными и обоснованными, представив отзыв на исковое заявление.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, возражения на исковое заявление не представили.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ и мнения участников процесса суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Положениями ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса РФ установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Перечень лицензионных требований установлен в ст. 193 Жилищного кодекса РФ, который в силу п. 7 ч. 1 названной статьи не является исчерпывающим.

Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований (ч. 2 ст. 193 Жилищного кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с п. 3 Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона
«О лицензировании отдельных видов деятельности», являются, в том числе:

а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ.

При этом, частью 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ).

Состав общего имущества многоквартирного дома определен п. 2 Правил
, ст. 36 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми к общему имуществу многоквартирного дома относится, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В силу п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В п. 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , определено, что работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме включают в себя работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила ), определяющие правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и является обязательным для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда определено, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

В пункте 3.7.1 Правил установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:

установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;

своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;

организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;

свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;

содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;

проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.

Сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.; контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более (п. 3.7.2 Правил ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО УК «Ж» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом (далее МКД) по <адрес> в
<адрес> на основании соответствующей лицензии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71-72), а также на основании договора на управление многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является предоставление и оказание коммунальных услуг и выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту мест общего пользования и коммуникаций жилого дома, в том числе проведение работ по санитарному содержанию мест общего пользования жилого дома и придомовой территории (л.д. 62-68).

Согласно протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> в качестве управляющей организации по управлению общим имуществом указанного многоквартирного дома утверждено ООО УК «Ж» (ИНН ) с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55-61).

По информации комитета по управлению имуществом г.Саратова от ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Ж» в комитет с заявлением о формировании земельного участка не обращалось. Решение об использовании земельного участка для размещения контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов в отношении ООО УК «Ж» не принималось (л.д.92).

В силу вышеуказанных норм и условий договора управления многоквартирным домом по <адрес> в <адрес> ООО УК «Ж» обязано как оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, так и организовать предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Коммунальные услуги предоставляются потребителям с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной.

Материалы дела свидетельствуют о том, что сбор бытовых отходов осуществляется жильцами многоквартирного <адрес>
<адрес>, который находится под управлением ООО УК «Ж», в мусорные контейнеры, размещенные на контейнерной площадке для сбора бытовых отходов, расположенной по адресу: <адрес>, собственники многоквартирного дома оплачивают обслуживание и очистку этой контейнерной площадки. Следовательно, указанная контейнерная площадка, предназначенная для обслуживания данного многоквартирного дома, фактически является общим имуществом собственников его жилых помещений, и находится в зоне ответственности управляющей организации.

Исходя из установленных обстоятельств и исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о том, что поскольку многоквартирный <адрес> в <адрес> находится под управлением ООО УК «Ж», именно данная управляющая организация обязана организовать места накопления твердых коммунальных отходов обслуживаемого многоквартирного дома, надлежащим образом содержать контейнерную площадку, в связи с чем полагает исковые требования <адрес> МО «<адрес>» к ООО УК «Ж» законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Именно ООО УК «Ж» обязано поддерживать чистоту и порядок на придомовой территории, обеспечивать ее надлежащее состояние, поскольку в силу норм действующего законодательства ответственность за устройство и надлежащее содержание места сбора ТКО лежит на организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, собственники помещений многоквартирного дома вправе приобретать контейнеры и бункеры в качестве имущества общего пользования и обязаны в указанном случае осуществлять их содержание.

Согласно п. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая изложенное, реализуя требования п. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд полагает, что в целях обеспечения исполнимости решения установленный истцом для его исполнения срок – в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда является обоснованным.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание то, что истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п. 9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, данная пошлина должна быть взыскана с ответчика с учётом объёма удовлетворённых исковых требований, а именно в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

исковые требования администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Ж» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать контейнерную площадку (место) для накопления бытовых отходов для жителей многоквартирного <адрес>.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания «Ж» в доход местного бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

На решение суда может быть подана в Саратовский областной суд апелляционная жалоба через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 18 октября 2021 года.

Судья А.А. Волкова

2-4292/2021 ~ М-4199/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов"
Ответчики
общество с ограниченной ответственностью УК "Жилстандартсервис"
Другие
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО "Город Саратов"
Администрация МО "Город Саратов"
Комитет по финансам администрации МО "Город Саратов"
комитет по управлению имущество города Саратова
ООО "Ситиматик"
Суд
Кировский районный суд г. Саратова
Судья
Волкова Анна Александровна
Дело на странице суда
kirovsky--sar.sudrf.ru
23.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2021Передача материалов судье
27.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2021Судебное заседание
24.09.2021Судебное заседание
12.10.2021Судебное заседание
18.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее