дело № 2-4340/2021
50RS0052-01-2021-005013-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2021 года г.о. Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Ванеевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Акимовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щелковского городского прокурора, действующего в интересах инвалида Жуковой ФИО6, к Государственному учреждению – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №40, Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить техническим средством реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Щелковский городской прокурор, действующий в интересах Жуковой А.Д., обратился в Щелковский городской суд Московской области с иском, в обоснование указал, что на основании индивидуальной программы реабилитации (далее - ИПР) от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетняя ФИО3 состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ в филиале № ГУ МОРО ФСС РФ по обеспечению следующими видами TCP:
Тутор на голеностопный сустав - 2 шт.,
Ходунки на колесах - 1 шт.,
Кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, комнатная (для инвалидов и детей инвалидов) - 1 шт.,
Кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей инвалидов) - 1 шт.
До настоящего времени Жукова А.Д. тутором на голеностопный сустав, ходунками на колесах и креслом-коляской (комнатной, прогулочной) не обеспечена.
Филиал № 40 ГУ МОРО ФСС России в установленном порядке уведомил Жукову А.Д. о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, однако отсутствие выделенных технических средств реабилитации лишило возможности территориальный орган ФСС своевременно выдать направление инвалиду на получение технических средств реабилитации.
Таким образом, бездействие ответчика ущемляет права и законные интересы инвалида, наносит нравственные страдания.
Щелковский городской прокурор обращается в суд в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса. Руководствуясь положениями п. 3, 4 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», ст.ст. 2,10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», прокурор просит суд признать незаконным бездействие ГУ МОРО ФСС России в связи с несвоевременным заключением государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации по заявлению Жукову А.Д.;
признать незаконным бездействие ГУ - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 40 ГУ МОРО ФСС РФ по обеспечению техническими средствами реабилитации по заявлению Жуковой А.Д.;
обязать ГУ МОРО ФСС России в лице филиала № 40 ГУ МОРО ФСС РФ обеспечить Жукову А.Д. тутором на голеностопный сустав в количестве 2 шт., ходунками на колесах - 1 шт., креслом-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, комнатная (для инвалидов и детей инвалидов) в количестве 1 шт., креслом- коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей инвалидов) в количестве 1 шт. согласно индивидуальной программе реабилитации от 10.04.2019 №
В судебном заседании установлено, что к моменту рассмотрения дела судом Жукова А.Д. обеспечена туторами на голеностопный сустав, прокурор от исковый требований в указанной части отказался.
В судебном заседании истец прокурор исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям за исключением требования об обеспечении туторами.
Жукова (Краева) ФИО7, являющаяся законным представителем Жуковой А.Д., привлеченная к участию в деле судом на стороне истца, в судебное заседание не явилась, о его дате, времени и месте извещена.
Представитель ответчиков – Государственного учреждения – Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №40, Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Вохмянин М.Н., действующий на основании доверенности (копия в деле), иск не признал, полагал его необоснованным, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, просил в удовлетворении иска в полном объеме отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные письменные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
В соответствии со статьями 10, 11.1 названного Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Порядок предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту технических средств реабилитации инвалидов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" (далее - Правила) установлен порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок - инвалид" (далее - инвалиды), - техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (далее - технические средства).
Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико - социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем:
а) предоставления соответствующего технического средства (изделия);
б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);
в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости - сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил;
г) оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости - сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях;
д) выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте "в" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2011 N 264)
На основании пункта 4 Правил, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, по месту жительства инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации.
При подаче заявления представляется документ, удостоверяющий личность инвалида (ветерана) или лица, представляющего его интересы, программа реабилитации (заключение) и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования инвалида (ветерана).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган:
высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление);
в случае необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд (далее - именное направление), для осуществления проезда в порядке, установленном пунктом 12 настоящих Правил, (пункт 5 Правил).
В случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Актуализация классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, осуществляется ежегодно в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в Щелковской городской прокуратуре проведена проверка обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов в деятельности филиала №40 Государственного учреждения – Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал №40 ГУ МОРО ФСС РФ).
В ходе проверки установлено, что Жукова А.Д., 21.10.2013 года рождения состоит на учете с 10.04.2019 в филиале № 40 ГУ МОРО ФСС РФ по обеспечению следующими видами TCP:
тутор на голеностопный сустав - 2 шт.,
ходунки на колесах - 1 шт.,
кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, комнатная (для инвалидов и детей инвалидов) - 1 шт.,
кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей инвалидов) - 1 шт. согласно индивидуальной программе реабилитации от 10.04.2019 №
До настоящего времени Жукова А.Д. ходунками на колесах и креслом-коляской (комнатной, прогулочной) не обеспечена. Обеспечена лишь туторами на голеностопный сустав, что подтверждается актами приема-передачи изделий от 04.06.2021.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Указанная программа содержит реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Сведений о скором предоставлении кресла-коляски комнатной, кресла-коляски прогулочной, ходунков на колёсах материалы дела не содержат.
Разрешая спор по существу, суд, руководствуясь положениями приведенного законодательства, а также учитывая, что Жукова А.Д. не была обеспечена техническими средствами реабилитации, приходит к выводу о признании бездействия ГУ МОРО ФСС России в связи с несвоевременным заключением государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации по заявлению Жуковой А.А., а также бездействия ГУ - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 40 по обеспечению технических средств реабилитации по заявлениям Жуковой А.А. незаконными, в связи с чем, полагает верным возложить на ГУ МОРО ФСС России обязанность обеспечить Жукову А.Д. ходунками на колесах - 1 шт., креслом-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, комнатная (для инвалидов и детей инвалидов) в количестве 1 шт., креслом-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей инвалидов) в количестве 1 шт. согласно индивидуальной программе реабилитации от 10.04.2019 №.
При таких обстоятельствах, заявленные Щелковским городским прокурором, действующим в интересах инвалида Жуковой А.Д., исковые требования признаются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие ГУ - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с несвоевременным заключением государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации по заявлениям законного представителя Жуковой ФИО8.
Признать незаконным бездействие ГУ - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 40 по обеспечению технических средств реабилитации по заявлениям законного представителя Жуковой ФИО9.
Обязать ГУ - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Жукову ФИО10 ходунками на колесах - 1 шт., креслом-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, комнатная (для инвалидов и детей инвалидов) в количестве 1 шт., креслом- коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей инвалидов) в количестве 1 шт. согласно индивидуальной программе реабилитации от 10.04.2019 №.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Щелковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.В. Ванеева