Дело № 2-369/2014 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ирбит 12 мая 2014 года
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Медведенко А.Н., при секретаре Саламбаевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильиных С.В. к администрации Муниципального образования город Ирбит о предоставлении информации о сроках проведения капитального ремонта жилого помещения, предоставлении жилого помещения маневренного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Ильиных С.В. обратилась в суд с иском к администрации Муниципального образования город Ирбит о предоставлении информации о сроках проведения капитального ремонта жилого помещения, предоставлении жилого помещения маневренного фонда, постановке в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. В исковом заявлении указала следующее. Она со своей дочерью ФИО12.., а так же сестрою ФИО13 прописаны по адресу: <адрес> о чём свидетельствует договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. Квартира по данному адресу находиться в аварийном состоянии. Истцу с ребёнком приходиться снимать жильё. Её сестра, ФИО14. в ДД.ММ.ГГГГ обратилась по к полномочному представителю по правам ребёнка в Свердловской области с просьбой решить жилищный вопрос. На что ею был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №. Управление социальной политики Свердловской области прислало уведомление «О необходимости подачи заявления об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. После того, как сестра написала заявление в администрацию Муниципального образования г. Ирбита, была создана межведомственная комиссия администрации Муниципального образования город Ирбит для оценки данного помещения. После чего было получено заключение от ДД.ММ.ГГГГ №. На основании заключения было вынесено Постановление ДД.ММ.ГГГГ №. Её сестре было направленно письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, где администрация Муниципального образования г. Ирбита предлагала на период проведения капитального ремонта квартиры по адресу: <адрес> жилое помещение манёвренного фонда по адресу: <адрес> Истец тоже обратилась в администрацию Муниципального образования г. Ирбита с просьбой предоставить ей с ребёнком жилое помещение из манёвренного фонда. Она написала заявление, и получила письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ №. В администрации ей пояснили, что не могут выделить жилое помещение из манёвренного фонда, так как не установлены точные сроки проведения капитального ремонта и реконструкции квартиры по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ она написала обращение к Заместителю главы администрации Муниципального образования ФИО22 с просьбой дать ответ, в какие сроки будет принято решение межведомственной комиссией о «Пригодности (непригодности) дома по адресу: ДД.ММ.ГГГГ на что был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ она написала заявление в жилищный жилищного отдел администрации Муниципального образования г. Ирбит с просьбой выделить временное жилое помещение из манёвренного фонда. На это заявление прошёл ответ, где было предложено жилое помещение манёвренного фонда от ДД.ММ.ГГГГ №. Получив ответ ДД.ММ.ГГГГ она подошла в администрацию, что бы узнать, какие необходимо собрать документы, что бы получить жилое помещение из манёвренного фонда. На что получила отказ так как не указаны сроки проведения капитального ремонта. Затем истец обратилась в Ирбитскую межрайонную прокуратуру для того что бы обязали администрацию Муниципального образования г. Ирбит установить точные сроки проведения капитального ремонта по адресу: г<адрес>. На заявление получила ответ от ДД.ММ.ГГГГ №. В администрации Муниципального образования мне выдали новое Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № и Заключение от ДД.ММ.ГГГГ №. На данный момент нет ни каких изменений: сроки не установлены, жилое помещение из манёвренного фонда не предоставлено. Просит суд обязать администрацию Муниципального образования г. Ирбит дать ответ: на вопрос в какие сроки будет произведён капитальный ремонт по адресу: <адрес> а так же отселение в манёвренный фонд, обязать администрацию Муниципального образования г. Ирбит им с ребенком предоставить жилое помещение из манёвренного фонда, поставить её на очередь по улучшению жилищных условий.
В судебном заседании истец Ильиных С.В. уточнила исковые требования, не меняя оснований и предмета требований, просила обязать администрацию Муниципального образования город Ирбит предоставить ей информацию о сроках проведении капитального ремонта жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> а также обязать администрацию Муниципального образования город Ирбит предоставить Ильиных С.В. жилое помещение маневренного фонда.
Истец отказалась от части требований, о постановке её на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения указав, что с данным заявлением в администрацию она не обращалась, необходимый пакет документов не предоставляла, о чем суду подала заявление, данный отказ принят судом.
Дополнительно пояснила, что длительное время фактически с лета ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> предоставленного её семье по договору социального найма не проводится капитальный ремонт, не назначаются его сроки, не предоставляется для её отселения жилое помещение маневренного фонда, при наличии соответствующего заключения межведомственной комиссии «О признании жилого помещения пригодным (не пригодным) для постоянного проживания о необходимости проведения капитального ремонта и реконструкции, более того Заключениями данной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в целом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Представитель администрации Муниципального образования ФИО23 иск не признала, пояснила со ссылкой на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Положения «О порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного фонда на территории Муниципального образования город Ирбит», утвержденного Решением Думы Муниципального образования город Ирбит от ДД.ММ.ГГГГ №, пояснила, что жилые помещения маневренного фонда предоставляются на период проведения капитального ремонта. В настоящий момент ремонт данного дома не проводится, в связи с отсутствием финансирования. Также пояснила, что действует программа восстановительного ремонта, указанный дом является памятником архитектуры, он включен в перечень домов, с прогнозом ремонта в 2015-2017 годах. Бюджет Муниципального образования город Ирбит дотационный, На капитальный ремонт необходимы большие средства, запланированных в Бюджете МО в этом году средств на эти цели в размере <данные изъяты> недостаточно.
Представитель администрации Муниципального образования ФИО24 иск не признала, поддержала изложенную позицию ФИО25 пояснила, что ФИО15 сестре истца предоставили жилое помещение маневренного фонда на основании того, что жилое помещение, находящееся по адресу <адрес> не пригодно для проживания, не соответствовало нормам. В администрацию поступило письмо уполномоченного по правам ребенка, ФИО16 является лицом, оставшимся без попечения родителей, после окончания учебы, ей не куда было возвращаться. Вынесено было постановление о предоставлении ей жилого помещения. Истец Ильиных С.В. до этого момента в администрацию МО г. Ирбит не обращалась.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
В соответствии с ч. 1 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда.
Положениями ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
В соответствии со ст. 106 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период до завершения капитального ремонта или реконструкции дома.
В соответствии с положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006, устанавливается порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 7 данного положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
По окончании работы в соответствии с указанием п. 48 Положения комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1.
Пункт 49 указывает, что на основании полученного заключения соответствующий, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Судом установлено, что на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ истец Ильиных С.В. является нанимателем жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> совместно с ней в договоре указаны члены семьи ФИО17. её сестра, и её дочь ФИО18(л.д.10-13).
Согласно Заключения «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № принято заключение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки квартиры <адрес>(л.д.17,18).
Согласно Заключения межведомственной комиссии «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» № от ДД.ММ.ГГГГ принято заключение о признании всего жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции(л.д.25,26).
Согласно Заключения межведомственной комиссии «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» № от ДД.ММ.ГГГГ принято заключение о несоответствии не только <адрес>, но и всего дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению (л.д.29,30).
Из пояснений истца Ильиных С.В. установлено, что проживать в данном доме признанным аварийным не представляется возможным, в связи с чем, истцу приходится снимать иное жилое помещение. Суду представлены фотографии жилого дома <адрес> (л.д.75-86), которые свидетельствуют о невозможности проживания семьи истца в данном жилом помещении, кроме того невозможность проживания в данном доме представителями ответчика в судебном заседании не оспаривалась.
Постановлением администрации Муниципального образования город Ирбит № от ДД.ММ.ГГГГ, предписано «Отделу городского коммунального хозяйства» включить в план капитального ремонта и проведение реконструкции жилой дом <адрес> (л.д.28), однако не принято решение и в постановлении об этом не указано, в нарушение положений п. 49 выше указанного Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц, поскольку дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. Кроме того, согласно пояснений представителя ответчика ФИО26 в 2014 году на проведение капитального ремонта в бюджете МО г. Ирбит запланировано всего <данные изъяты> и провести ремонт дома <адрес> не представляется возможным.
Из переписки истца и ответчика установлено, что до настоящего момента сроки проведения капитального ремонта не определены (л.д.16,21-24), данное обстоятельство нашло свое подтверждение в судебном заседании и представителем ответчика не оспаривалось, со ссылкой на отсутствие финансирования.
Таким образом, судом установлено, что жилое помещение нанимателем которого является истец с 2012 года находится в аварийном состоянии не пригодном для проживания, ответчиком длительный период времени не принимались меры к отселению семьи истца из аварийного помещения, предоставлению жилого помещения маневренного фонда, ссылку представителя ответчика на то, что истец не проживает в данном жилом помещении, в связи с чем, не требуется предоставление жилого помещения маневренного фонда суд отвергает, поскольку судом установлено и представители ответчика данного обстоятельства не отрицают, невозможность проживания в аварийном требующем реконструкции жилом доме, а также наличие права у истца на получение жилого помещения маневренного фонда.. Основания и порядок получения жилого помещения маневренного фонда установлены положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно ст. 88, 95, 106 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Позиция представителя основана на том, что жилое помещение маневренного фонда может быть предоставлено истцу, только на период проведения капитального ремонта. Поскольку сроки проведения капитального ремонта дома не определены, капитальный ремонт не проводится, оснований для предоставления жилого помещения маневренного фонда Ильиных С.В. у ответчика не имеется.
Суд, отвергая данную позицию, приходит к следующем, у положения ч.ч. 1 и 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 88, 95, 106, а также п. 49 положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 указывает на то, что при получении заключения органом местного самоуправления, о признании дома аварийным подлежащим реконструкции, должен был быть разрешен вопрос об отселении проживающих в данном доме граждан в жилые помещения маневренного фонда, чего администрацией МО г. Ирбит, после получения ряда заключений межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, сделано не было. Кроме того закон не устанавливает одномоментность проведения капитального ремонта и отселения граждан в жилые помещения маневренного фонда путем их предоставления, поскольку исходя из очередности действий органа местного самоуправления, граждане проживающие в аварийном жилье сначала должны быть отселены, а только за тем возможно проведение капитального ремонта и реконструкции. Кроме того в положениях ст. 106 Жилищного кодекса Российской Федерации указывающей, что договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период до завершения капитального ремонта или реконструкции дома, и в аналогичных положениях содержащихся и в п. 4.2.3. Положения «О порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного фонда на территории Муниципального образования город Ирбит», утвержденного Решением Думы Муниципального образования город Ирбит от ДД.ММ.ГГГГ года №, момент заключения договора найма жилого помещения маневренного фонда не связан с началом проведения капитального ремонта ремонта, поскольку это противоречило бы основным началам жилищного законодательства об обеспечении органом местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, в связи с необходимостью в данном случае, незамедлительного отселения граждан из аварийного жилья.
Кроме того постановлением администрации МО Ирбит № от ДД.ММ.ГГГГ года, члену семьи истца, являющемуся также нанимателем жилого помещения, находящегося по <адрес> ФИО19 со ссылкой на заключение межведомственной комиссии о признании необходимости и возможности проведения капитального ремонта указанного жилого помещения, предоставлено жилое помещение маневренного фонда(л.д.61). Ссылка о том, что жилое помещение предоставлена ФИО20. как имеющей статус лица, оставшегося без попечения родителей, судом отвергается, поскольку о данных основаниях предоставления жилого помещения, представленное постановление информации не содержит. В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации лица указанной категории обеспечиваются иными специализированными жилыми помещениями в соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации. Что свидетельствует о том, что орган местного самоуправления, все же принял решения о предоставлении гражданам, проживающим в выше указанном аварийном доме жилых помещений маневренного фонда до начала проведения капитального ремонта, однако семье истца Ильиных С.В. такого помещения предоставлено не было.
По убеждению суда, исходя из изложенной позиции ответчиков орган местного самоуправления, не определяя срок проведения капитального ремонта, не предоставляя об этом информацию, фактически лишает истца и её семью права установленного законом на получение жилого помещения маневренного фонда.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что в отношении истца Ильиных С.В. нанимателя жилого помещения по договору социального найма, при наличии заключения межведомственной комиссии о признании её квартиры и дома в целом аварийным подлежащим реконструкции, органом местного самоуправления не принято решение об отселении истца и её семьи из данного аварийного дома, не определены сроки проведения капитального ремонта дома, не представлена истцу информация о данных сроках, не предоставлено при наличии, к тому оснований жилое помещение маневренного фонда, в связи чем, истец Ильиных С.В. со своей дочерью фактически были лишены права на жилое помещение длительный период времени, в связи с невозможностью проживания семьи в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма и не предоставлением органом местного самоуправления жилого помещения маневренного фонда. При таких обстоятельствах в соответствии с положениями ч. 3 ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым, восстановит нарушенное право истца Ильиных С.В..
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Ильиных С.В. к администрации Муниципального образования город Ирбит о предоставлении информации о сроках проведения капитального ремонта жилого помещения, предоставлении жилого помещения маневренного фонда, - удовлетворить.
Обязать администрацию Муниципального образования город Ирбит предоставить Ильиных С.В. информацию о сроках проведении капитального ремонта жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>
Обязать администрацию Муниципального образования город Ирбит предоставить Ильиных С.В. жилое помещение маневренного фонда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда, путём подачи жалобы через Ирбитский районный суд Свердловской области
Председательствующий /подпись/
ВЕРНО
Решение не вступило в законную силу
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>