УИД 63RS0№-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2022 года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Зинкина В.А.,
при секретаре судебного заседания Зацепиловой А.С.,
с участием представителя истца Гусейновой Г.Г.,
представителя третьих лиц Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> и ГКУ СО «Самарские лесничества» Яковлевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Сергеевой Е. В. к Управлению Росреестра по <адрес>, ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> об установлении местоположения границ земельного участка и исправлении реестровой ошибки,
УСТАНОВИЛ:
Сергеева Е. В. обратилась в Красноглинский районный суд <адрес> с указанным исковым заявлением, с учетом уточнения, по тем основаниям, что истцу на праве собственности принадлежат нежилые здания с кадастровыми номерами 63:32:1804007:348, 63:32:1804007:351, 63:32:1804007:349, 63:32:1804007:350.
Все вышеуказанные объекты недвижимости расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером 63:32:0000000:10434, площадью 1,8483 га, с категорией земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: леса 1 группы, земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
<дата> истец обратилась с заявлением о предоставлении в аренду вышеуказанного лесного участка в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, на которое принято решение об отказе в предоставлении лесного участка, т.к. согласно п.2ст. 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть лесные участки прошедшие государственный кадастровый учет.
Принимая во внимание, что указанный лесной участок поставлен на кадастровый учет без определения границ в соответствии с требованиями земельного законодательства, как ранее учтенный, Министерство лесного хозяйства заключило договор на выполнение кадастровых работ от 11.08.2017г., включающих в себя составление межевого плана и последующей постановкой вышеуказанного участка на кадастровый учет в соответствии с уточненным местоположением границ.
В ходе выполнения кадастровых работ с целью уточнения местоположения границ указанного лесного участка, кадастровым инженером выявлено несоответствие содержащихся в ЕГРН сведений о местоположении границ смежного лесного участка с кадастровым номером 63:01.0000000:34313. Выявленное несоответствие квалифицировано кадастровым инженером как реестровая ошибка.
Граница ранее учтенного участка с кадастровым номером 63:01.0000000:34313, при межевании которого допущена реестровая ошибка, сформированы без учета сведений о границе земельного участка с кадастровым номером 63:32:0000000:10434, и графически накладывается на него, что препятствует уточнить фактически существующую границу участка с кадастровым номером 63:32:0000000:10434, координаты которой описаны кадастровым инженером.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> утвердило проектную документацию лесного участка с кадастровым номером 63:32:0000000:10434, обратилось в орган регистрации прав с заявлением огосударственном учете изменений на основании межевого плана от <дата>, подготовленного кадастровым инженером Алиевой И.И., однако уведомлением от <дата> заявление отклонено Управлением Росреестра по <адрес> с указанием, что по сведениям ЕГРН участок относится к землям лесного фонда, однако при внесении в ЕГРН сведений о характерных точках границ земельного участка, согласно представленному межевому плану выявлено, что уточняемый земельный участок расположен в границах г.о. Самара, <адрес>, выявлено противоречие категории земельного участка и его фактического месторасположения в границах населенного пункта.
Таким образом, истец полагает, что в настоящее время в ЕГРН содержатся недостоверные сведения о местоположении земельного участка, в связи с чем, учитывая, что в административном порядкев исправлении реестровой ошибки отказано, истец вынужден обратиться в суд.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит суд:
1. Исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:34313, имеющий местоположение: <адрес>, Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, квартал №,26,27,28,35,36,46-48,61,62,82,83,101-103,119-123,132-140,143-148, площадь 23169312 кв.м, путем установления границы квартала №, согласно межевому плану, подготовленному <дата> кадастровым инженером Алиевой И.И.
2.Установить границу земельного участка с кадастровым номером 63:32:0000000:10434, имеющий местоположение: <адрес>, Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, квартал№, выдел 25, 26,29, площадью 1,8483га, путем установления границы согласно межевому плану, подготовленному <дата> кадастровым инженером Алиевой И.И.
В судебном заседании представитель истца Гусейнова Г.Г. поддержала уточненные исковые требования, просила их удовлетворить.
Представитель третьих лиц, незаявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> и ГКУ СО «Самарские лесничества» Яковлева О.В. (привлечено протокольным определением от <дата>) в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
Представитель третьего лица, незаявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, в соответствии с письменным отзывом на иск просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Представители ответчиковУправления Росреестра по <адрес>, ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, третьего лица, незаявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации г.о. Самара (привлечена протокольным определением от <дата>), в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, суд на основании статьи 167 ГПК РФ пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца и третьих лиц, изучив представленные отзывы на иск, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были связаны с лишением владения.
Земельным кодексом Российской Федерации определено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке (пункт 1 статьи64).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Сергеева Е. В. является собственником следующих объектов недвижимого имущества:
- нежилое здание - гостиница, с кадастровым номером 63:32:1804007:348, площадью 760,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, Ново-Буянский лесхоз, Задельнинское лесничество, квартал №, выдел 25, 26,29. Право собственности принадлежит истцу на основании договора купли-продажи от 02.08.2016г., заключенного с Ибрагимовым И. Н., о чем в ЕГРН <дата> сделана запись регистрации №;
- нежилое здание - офис, с кадастровым номером 63:32:1804007:351, площадью 256,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, Ново-Буянский лесхоз, Задельнинское лесничество, квартал №, выдел 25, 26,29. Право собственности принадлежит истцу на основании договора купли-продажи от02.08.2016г., о чем в ЕГРН <дата> сделана запись регистрации №;
- нежилое здание - баня, с кадастровым номером 63:32:1804007:349, площадью 94,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, Ново-Буянский лесхоз, Задельнинское лесничество, квартал №, выдел 25, 26,29. Право собственности принадлежит истцу на основании договора купли-продажи от13.11.2015г., заключенным с Ибрагимовым И. Н., о чем в ЕГРН 24.11.2015г. сделана запись регистрации №;
- нежилое здание - контрольно-пропускной пункт, с кадастровым номером 63:32:1804007:350, площадью 46,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, Ново-Буянский лесхоз, Задельнинское лесничество, квартал №, выдел 25, 26,29. Право собственности принадлежит истцу на основании договора купли-продажи от <дата>, заключенным с Ибрагимовым И. Н., о чем в ЕГРН 24.11.2015г. сделана запись регистрации№.
Указанные объекты недвижимого имущества расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером 63:32:0000000:10434, площадью 1,8483 га, категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: леса 1 группы, земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
Таким образом, истец является собственником объектов недвижимого имущества, находящихся на лесном участке.
Главой 6 Лесного кодекса РФ определен порядок предоставления гражданамлесных участков, находящихся в государственнойили муниципальной собственности.
В соответствии с положениями статьи 71 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам - в аренду, безвозмездное пользование. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ.
Кдоговору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.
В соответствии с частью 73.1 Лесного кодекса РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Установлено, что истец в соответствии с указанными положениями закона <дата> обратилась с заявлением о предоставлении в аренду указанного лесного участка в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>.
Письмом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от <дата> №МИХ-05-02/22817 истцу сообщено о принятом решении об отказе в предоставлении лесного участка в аренду, в том числе поскольку лесной участок с кадастровым номером 63:32:0000000:10434 не имеет границ, не проведено его межевание.
На основании изложенного судом установлено, что истец является собственником зданий, расположенных на лесном земельном участке с кадастровым номером 63:32:0000000:10434, в связи с чем имеет право на обращение в уполномоченный по распоряжению лесными участками орган - Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> с заявлением о предоставлении лесного участка в аренду без проведения торгов, однако препятствием для заключения договора аренды является отсутствие местоположения границ данного земельного участка согласно сведениям ЕГРН.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно статьей 72 Лесного кодекса РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
В соответствии со статьей 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от <дата> №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ч. 5.1 ст. 15 Федерального закона от <дата> №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, в том числе при уточнении границ земельных участков, и (или) государственная регистрация прав на земельные участки, являющиеся в соответствии с лесным законодательством лесными участками (далее также - лесные участки), в составе земель лесного фонда осуществляются по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от <дата> №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из материалов кадастрового дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером 63:32:0000000:10434 площадью 1,8483 га с<дата> находился в аренде ООО ПКФ «ТДК» на основании договора аренды №, заключенного с Ново-Буянским лесхозом. Характеристики и границы земельного участка приведены в приложении к договору - план на участок, подготовленному ООО «Землемер», содержащий характерные точки границ передаваемого в аренду участка. Вакте приема-передачи указано, что в границах участка находятся капитальные строения: баня, КПП, офис, АБК.
На основании договора от <дата> права и обязанности по договору аренды, с согласия Ново-Буянского лесхоза были переданы ООО ОП «Континенталь».
<дата> земельный участок предоставлялся в аренду ООО «Континент» по договору №, заключенному с Департаментом лесного хозяйства <адрес>.
Приложениями к договору являлись схема расположения и границы лесного участка, утвержденная Департаментом лесного хозяйства <адрес>.
Приказом № от <дата> Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> «Обутверждении проектной документации лесного участка из состава земель лесного фонда» также утверждено местоположение земельного участка с кадастровым номером 63:32:0000000:10434 путем уточнения границ данного земельного участка.
04.03.2021г. представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> обратился ворган регистрации прав с заявлением № КУВД-001/2021-7842949 огосударственном учете изменений на основании межевого плана от <дата>, подготовленного кадастровым инженером Алиевой И.И. врезультате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 63:32:0000000:10434 и исправлением ошибки в местоположении границ смежного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:34313.
При проведении кадастровых работ выявлено, что уточняемый земельный участок расположен в границах земельного участка, ранее поставленного на кадастровый учет с кадастровым номером 63:01:0000000:34313. Кадастровый инженер пришел к выводу, что границы данного участка сформированы без учета сведений о границе земельного участка с кадастровым номером 63:32:0000000:10434. Также некоторые точки границ контуров имеют несоответсвия относительно смежных земельных участков, внесение точек данного участка происходило без установления границы на местности. Данные нестыковки привели к тому, что в ЕГРН содержаться неточные данные. Для внесения изменений в местоположении границы участка с кадастровым номером 63:01:0000000:34313 с уточненными сведениями о границе контура №, №, №, №, № был подготовлен межевой план и согласованы границы с собственником земельного участка 63:01:0000000:34313 в соответствии с действующим законодательством. Выявленное несоответствие квалифицировано кадастровым инженером как реестровая ошибка.
Однако уведомлениямиот <дата> №, от <дата> № КУВД-001/2021-7842949/1 осуществление кадастрового учета приостановлено Управлением Росреестра по <адрес>, поскольку по сведениям ЕГРН участок относится к землям лесного фонда, однако при внесении в ЕГРН сведений о характерных точках границ земельного участка, согласно представленному межевому плану выявлено, что уточняемый земельный участок расположен в границах г.о. Самара, <адрес>, выявлено противоречие категории земельного участка и его фактического месторасположения в границах населенного пункта.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с частью 3 статьи 61 указанного федерального закона воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (ч. 4 ст. 61 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ).
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:34313 поставлен на кадастровый учет <дата>, т.е. спустя двадцать лет после формирования земельного участка с кадастровым номером 63:32:0000000:10434, границы которого были определены уполномоченным в области лесных отношений органом и который находился в аренде указанных лиц.
Как следует из заключения кадастрового инженера Алиевой И.И., содержащегося в межевом плане от <дата>, а также из поясненный кадастрового инженера в ходе судебного заседания следует, что в составе договора переуступки прав и обязанностей № б/н от <дата> по договору аренды лесного участка № от <дата> имеется картографический материал, а именно план лесного участка в масштабе 1:2000, который подготовлен и утвержден Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> <дата> Согласно данного плана площадь передаваемого в аренду лесного участка составляет 18483 кв.м. Также имеются сведения о длинах линий и дирекционных углах поворотных точек границы уточняемого земельного участка. При обработке геодезических измерений было установлено, что конфигурация границы ЗУ с КН 63:32:0000000:10434 не имеет грубых расхождений, также площадь составила 18483 кв.м. Министерством лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования <адрес> в соответствии с ст. 11.3 ЗК РФ, ст. 70 и ст. 83 ЛК РФ был подготовлен Приказ об утверждении проектной документации лесного участка, данным Приказом утверждена схема и границы уточняемого лесного участка с КН 63:32:0000000:10434. Кроме того, было проведено согласование границы ЗУ с КН 63:32:0000000:10434 в соответствии с действующим законодательством. При указанных обстоятельствах кадастровый инженер пришел к выводу, что в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:34313 содержится реестровая ошибка в части пересечения границ с границами земельного участка с кадастровым номером 63:32:0000000:10434, поскольку местоположение его границ не было учтено при образовании земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:34313.
Также из пояснений кадастрового инженера следует, что не может являться основанием для осуществления кадастрового учета пересечение согласно сведениям ЕГРН границ земельного участка с кадастровым номером 63:32:0000000:10434 с границами муниципального образования, поскольку граница населенного пункта до настоящего времени не утверждена, что подтверждается письмом Департамента градостроительства г.о. Самара №<адрес>-0-1 от <дата>.
Аналогичные пояснения даны в ходе судебного заседания представителем Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> и ГКУ СО «Самарские лесничества», являющегося уполномоченным органом по осуществлению кадастрового учета лесных земельных участков.
На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок с кадастровым номером 63:32:0000000:10434 фактически существует на местности с 2001 года, поставлен на кадастровый учет, границы данного участка утверждены органом, уполномоченным по распоряжению лесными участками, а истец, как собственник расположенных на указанном участке зданий, имеет право на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, однако предоставление участка в аренду не представляется возможным в связи с отсутствием внесенных в ЕГРН сведений о местоположении его границ. При этом представленными по делу доказательствами подтверждается наличие реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:34313, поскольку при его формировании и постановке на кадастровый учет не были учтены границы земельного участка с кадастровым номером 63:32:0000000:10434, которая подлежит исправлению на основании решения суда.
Учитывая, что спорный земельный участок с кадастровым номером 63:32:0000000:10434 существует на местности с 2001 года, является лесным участком, суд приходит к выводу, что местоположение его границ подлежит установлению на основании межевого плана от <дата>, подготовленного кадастровым инженером Алиевой И.И., поскольку данные границы утверждены приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>. Установление местоположения границ спорного участка необходимо для упорядочивания оборота лесного участка, фактически используемого истцом, и заключения договора аренды для получения арендных платежей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца основаны на законе, подтверждаются представленными в дело доказательствами и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сергеевой Е. В. - удовлетворить.
Исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0000000:34313, имеющем местоположение: <адрес>, Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, квартал №, 26, 27, 28, 35, 36, 46-48, 61, 62, 82, 83, 101-103, 119-123, 132-140, 143-148, площадь 23169312 кв.м, путем установления границы квартала №, согласно межевому плану, подготовленному <дата> кадастровым инженером Алиевой И.И.
Установить местоположение границы земельного участка с кадастровым номером 63:32:0000000:10434, имеющего местоположение: <адрес>, Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, квартал №, выдел 25, 26, 29, площадью 1,8483га, согласно межевому плану, подготовленному <дата> кадастровым инженером Алиевой И.И.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.
Судья Зинкин В.А.