Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-106/2017 от 07.07.2017

Дело № 12-106/2017                  

Р Е Ш Е Н И Е

11 августа 2017 года             Пермский край г. Оса

Судья Осинского районного суда Пермского края Мялицына О.В.,

при секретаре судебного заседания Мазуниной К.А.,

с участием представителя Администрации Осинского городского поселения Локтева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Администрации Осинского городского поселения, юридический адрес Пермский край, г. Оса, ул. К. Маркса, 18, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 26 мая 2017 года Администрация Осинского городского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа 100 000 рублей.

Оспаривая указанное постановление, Администрация Осинского городского поселения просит его отменить, поскольку является ненадлежащим лицом, привлекаемым к административной ответственности. К компетенции администрации не относится установление правил, распространяющихся на граждан, проживающих на территории Осинского городского поселения, данными полномочиями обладает Дума Осинского городского поселения, которая является самостоятельным юридическим лицом. На данный момент на территории Осинского городского поселения действуют правила обращения с отходами, утвержденные решением Думы Осинского городского поселения от 27 ноября 2007 года № 297, которые устанавливают порядок сбора и вывоза опасных отходов, в том числе люминесцентных ламп и ртутьсодержащих приборов.

В судебном заседании представитель Администрации Осинского городского поселения, настаивая на доводах жалобы, дополнил, что в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и уставом Администрации Осинского городского поселения к вопросам местного значения отнесено участие в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что является властно-распорядительной функцией, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доказательств того, что орган местного самоуправления как юридическое лицо является организацией, непосредственно занимающейся деятельностью, связанной со сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением и иным обращением с отходами производства и потребления, административным органом не представлено.

Со стороны Администрации Осинского городского поселения подготовлено письмо в Думу Осинского городского поселения об изменении правил об обращении с отходами на территории Осинского городского поселения в части определения мест первичного сбора опасных отходов. Сам сбор осуществляет только специализированная организация, имеющая лицензию. Администрация Осинского городского поселения сбор осуществлять не может, так как лицензии не имеет. При решении вопроса о привлечении к ответственности просит снизить размер штрафа.

Должностное лицо государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края о судебном заседании извещен, в судебное заседание не явился.

Заслушав представителя Администрации Осинского городского поселения, проверив доводы жалобы, оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, прихожу к следующим выводам.

Ответственность по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ предусмотрено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу части 2 статьи 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Статьей 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы первого класса опасности относятся к чрезвычайно опасным отходам.

Положениями частей 1, 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» от 22 мая 2017 года № 242, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, относятся к первому классу опасности, как отходы оборудования и прочей продукции, подлежащие особому контролю, то есть к чрезвычайно опасным отходам.

Действовавшие ранее Федеральные классификационные каталоги отходов, в том числе утвержденный приказом Росприроднадзора от 17 июля 2014 года № 445, относили лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства также к первому классу опасности.

В соответствии с ГОСТ Р 53691-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода 1 - 4 класса опасности. Основные требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 года № 1091-ст, отходы первого класса опасности - чрезвычайные отходы - это отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.

Согласно пункту 9 статьи 10 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

В силу пункта 3 статьи 8 названного Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, пункта 3 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, пункта 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов, а также информационное обеспечение таких мероприятий, а также мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, от 3 сентября 2010 года № 681, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.

В силу пункта 8 названных Правил от 3 сентября 2010 года № 681, органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.

Последующие сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп, их размещение в целях обезвреживания, последующей переработки и использования переработанной продукции осуществляют специализированные организации, что установлено пунктами 9, 13 названных Правил от 3 сентября 2010 года № 681.

Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что именно местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На основании пункта 18 части 1 статьи 14 названного Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, относится к вопросам местного значения.

Уставом муниципального образования «Осинское городское поселение» к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (подпункт 17 пункт 1 статьи 6), к Полномочиям Администрации - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (подпункт 24 пункта 1 статьи 41).

Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что именно местная администрация, как орган местного самоуправления, является органом, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующего муниципального образования, именно данный орган наделен уставом муниципального образования полномочиями по решению таких вопросов местного значения.

Как установлено судом и подтверждается представленными материалами дела, в связи с поступившими материалами проверки прокуратуры Осинского района в отношении Администрации Осинского городского поселения, Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края в ходе проведения проверки выявлено нарушение пунктов 8, 9, 13 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года № 681, выразившееся в том, что Администрация Осинского городского поселения не определила место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп для потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), не организовала сбор указанных отходов путем передачи их в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности; не осуществляет информирование потребителей ртутьсодержащих ламп о месте сбора отработанных ламп, чем нарушены требования статьи 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, часть 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 № 89-ФЗ.

Доказательства, положенные в обоснование вынесенного в отношении Администрации Осинского городского поселения постановления, в соответствии с требованиями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются допустимыми и достаточными. Нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при их составлении судом не установлено.

Доказательств невиновности в совершении правонарушения предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях со стороны заявителя Администрации Осинского городского поселения, как при вынесении соответствующего постановления 26 мая 2017 года, так и при настоящем рассмотрении дела, представлено не было.

Доводы о том, что Администрация Осинского городского поселения как исполнительный орган местного самоуправления не является субъектом привлечения к административной ответственности, поскольку не принимает правила обращения с отходами на территории Осинского городского поселения, не могут быть приняты во внимание, поскольку представленными суду документами факт нарушения требований законодательства об обращении с отходами производства и потребления в части осветительных устройств подтвержден.

Являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, осуществляя свою деятельность на основании Устава Осинского городского поселения, действуя в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с законодательством, Администрация Осинского городского поселения не определила место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп для потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователям помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный договор управлени многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), не организовала их сбор путем передачи в специализированные организации, имеющие соответствующие лицензии, не осуществляет информирование потребителей о месте сбора отработанных ламп, что образует состав административного правонарушения по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для обсуждения вопроса о наличии в действиях Думы Осинского городского поселения состава рассматриваемого административного правонарушения не имеется, так как такой вопрос, как наличие или отсутствие в действиях иных лиц состава административного правонарушения, не является задачей производства по делу об административном правонарушении.

Правила от 3 сентября 2010 года № 681 регулируют правоотношения в области охраны окружающей среды, обязательны для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, независимо от того, осуществляют ли перечисленные субъекты хозяйственную деятельность, связанную со сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением и иным обращением с отходами производства, в том числе подлежащей лицензированию.

Правилами обращения с отходами на территории Осинского городского поселения, утвержденных Думой Осинского городского поселения от 27 ноября 2007 года № 297, установлено, что сбор использованных люминесцентных ламп, ртутьсодержащих приборов и других опасных отходов, образующихся в административных строениях, объектах социальной сферы, осуществляется в специальную тару для накопления транспортных партий в специально отведенных местах (пункт 3.1.5). Сбор использованных люминесцентных ламп, ртутьсодержащих приборов и других опасных отходов, образующихся в жилых помещениях, осуществляется на пунктах приема вторичного сырья, имеющих лицензию (пункт 3.1.6). Таким образом, конкретные места первичного сбора отработанных ламп не определены, информирование населения не производится. При этом указанные правила являются обязательными для применения на территории Осинского городского поселения, в том числе Администрацией Осинского городского поселения.

Исследовав все представленные материалы, суд находит, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении № 205 от 26 мая 2017 года старшим государственным инспектором Пермского края в области охраны окружающей среды действия Администрации Осинского городского поселения, как юридического лица, правильно квалифицированы по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку допущено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.

Административное наказание назначено в пределах санкции данной статьи, с учетом обстоятельств дела, финансового положения лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в установленные законом сроки, нарушений процессуальных норм при вынесении данного постановления суд не усматривает, а потому оснований для отмены или изменения постановления от 26 мая 2017 года не имеется.

Оснований для снижения административного штрафа, а также для признания административного правонарушения малозначительным не имеется. Бездействие в организации сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не способствует сохранению благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укреплению экологической безопасности, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения. Отсутствие мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп приводит к тому, что любой отход является потенциально опасным.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 26 мая 2017 года оставить без изменения, жалобу Администрации Осинского городского поселения - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                О.В. Мялицына

12-106/2017

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Осинское Городское поселение
Суд
Осинский районный суд Пермского края
Судья
Мялицына Ольга Викторовна
Статьи

КоАП: ст. 8.2

Дело на странице суда
osa--perm.sudrf.ru
07.07.2017Материалы переданы в производство судье
01.08.2017Судебное заседание
10.08.2017Судебное заседание
18.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2017Дело оформлено
19.09.2017Вступило в законную силу
09.10.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее