Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года Кизеловский городской суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Новиковой О.Н.,
с участием истца Южакова Б.Н.,
представителя истца- адвоката адвокатского кабинета Тарасовой О.В., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Южакова Бориса Николаевича к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Южаков Борис Николаевич обратился в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении ему социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого, ссылаясь на наличие у него права на выделение социальной выплаты.
В судебном заседании истец Южаков Б.Н. на удовлетворении своих требований настаивает, пояснив, что жилой дом по адресу: <адрес> был приобретен его матерью ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ году. На момент ликвидации шахты имени Ленина в указанном доме он проживал вместе с матерью и братом. В ДД.ММ.ГГГГ году вступил в брак с ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ года фактически стал проживать на жилой площади, принадлежащей супруге. В ДД.ММ.ГГГГ году мать умерла и они с братом вступили в права наследования. В настоящее время он является собственником 1/2 доли жилого дома по адресу: <адрес>. Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении его требований о предоставлении социальной выплаты было отказано в связи с тем, что он приобрел право на жилое помещение жены. ДД.ММ.ГГГГ брак между ним и ФИО1 расторгнут, в связи с этим он утратил право на проживание в квартире, принадлежащей жене, из квартиры он выехал. В связи с изменением обстоятельств, считает, что он имеет право на получение социальной выплаты, так как другого жилого помещения для проживания он не имеет. В жилом доме по вышеуказанному адресу проживать не возможно. В настоящее время для проживания на время действия трудового договора ему предоставлена жилая площадь на <адрес>.
Представитель Тарасова О.В. поддержала требования истца, считает, что Южаков Б.Н. имеет право на получение социальной выплаты, так как он является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, зарегистрирован в нем с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время, указанный дом подвержен влиянию горных работ, признан непригодным для проживания по критериям безопасности. Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении социальной выплаты, но ДД.ММ.ГГГГ брак между супругами Южаковыми расторгнут, истец утратил право пользования жилым помещением бывшей супруги, другого жилья истец не имеет. На протяжении всего времени истец продолжал пользоваться жилым домом по адресу: <адрес>, там находятся его вещи, летом он проживал в указанном доме.
Представитель Администрации Кизеловского муниципального района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, направил письменный отзыв, из которого следует, что исковые требования истца не признает, указал, что Южаковым Б.Н. право на получение социальной выплаты утрачено в ДД.ММ.ГГГГ году, в связи с вселением в жилое помещение по адресу: <адрес> с согласия собственника, супруги. В данном жилом помещении истец проживал до расторжения брака в качестве члена семьи собственника жилого помещения, то есть Южаков Б.Н. приобрел право пользования квартирой и обеспечен благоустроенным жилым помещением.
Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надолежащим образом, о чем имеется расписка.
Суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя Министерства энергетики РФ.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Южакова Б.Н. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:.
Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.
Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля
( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты
( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов
( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:
-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;
-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;
-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;
-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника
( нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».
Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта имени Ленина ОАО
« Кизелуголь» ликвидирована с 16.06.1997 года, что подтверждается приказом № 157от 13.06.1997 года ( л.д.52). Согласно сведениям Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП ЦТИ жилой дом по адресу : <адрес> изначально принадлежал ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Из представленного свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ года и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ видно, что истец вступил в наследственные права на 1/2 долю жилого дома по адресу: <адрес> после смерти матери ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ года ( л.д. 10, 16). Из сведений о регистрации
( л.д. 43 ) истец значится в регистрации по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Согласно заключения межведомственной комиссии Администрации Кизеловского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 11-14), технического заключения Губахинского филиала ГУП ЦТИ от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 18-36) жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания. Согласно заключения Уральского филиала ОАО
« ВНИМИ» по оценке степени влияния подземных горных работ на жилые дома, расположенные на шахтных полях ОАО « Кизелуголь» жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности.
Решением Кизеловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований истца о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья отказано. Определением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ решение суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, кассационная жалоба Южакова Б.Н. без удовлетворения ( л.д. 60-65).
Согласно свидетельства о расторжении брака ( л.д. 42) брак между Южаковым Б.Н. и ФИО1 расторгнут на основании решения о расторжении брака судебного участка № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что за Южаковым Б.Н. не может быть признано право на предоставление ему социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения взамен непригодного для проживания и подлежащего сносу, которое признано таковым в результате ведения горных работ по критериям безопасности. В рассматриваемом случае отсутствуют все необходимые признаки для возложения на администрацию Кизеловского муниципального района соответствующей обязанности.
Как было установлено судом, решением от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении аналогичных требовний истцу было отказано.
Согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из вступившего в законную силу решения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец в ДД.ММ.ГГГГ году был вселен с согласия собственника ФИО1 в квартиру по <адрес>, проживает там являясь членом семьи собственника жилого помещения- супруги ФИО1, имеет право пользования данным жилым помещением.
По смыслу приведенных выше норм федерального законодательства и подзаконных актов,-содействие в приобретении ( строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных ( сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, государство оказывает гражданам, которые являются нанимателями ( собственниками) жилых помещений, а также членам их семей, постоянно проживающим с ними и имеющим право пользования жилым помещением на дату принятия решения о ликвидации шахты.
На дату ликвидации шахты имени Ленина 16.06.1997 года собственником жилого дома по адресу: <адрес> являлась мать истца- ФИО2, истец являлся членом ее семьи, то есть право истца на предоставление социальной выплаты являлось производным от права собственника. В ДД.ММ.ГГГГ году истец самостоятельно улучшил свои жилищные условия, вплоть до ДД.ММ.ГГГГ года пользовался жилой площадью супруги ФИО1, членом семьи собственника жилого дома не являлся, тем самым добровольно отказался от права на указанную меру социальной поддержки государства, а поэтому истца нельзя отнести к категории граждан нуждающихся в предоставлении социальной выплаты. То обстоятельство, что истец с ДД.ММ.ГГГГ года сохраняет регистрацию в доме по <адрес>, не свидетельствует о наличии у истца права на переселение, поскольку факт регистрации является актом государственного органа, с которым не связывается приобретение права собственности на жилое помещение.
Суд считает, что изменение с ДД.ММ.ГГГГ семейного положения истца ( расторжение брака) не имеет правового значения для удовлетворения требований Южакова Б.Н. и предоставления ему социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания.
Указанная социальная гарантия направлена прежде всего для обеспечения переселения граждан, проживающих в ветхих домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горнах работ и направлена на реализацию мероприятий по обеспечению занятости для шахтерских городов и поселков, а как было установлено судом, истец начиная с ДД.ММ.ГГГГ года в жилом доме по <адрес> не проживает, не пользуется им и в настоящее время.
Доводы истца относительно необходимости улучшения жилищных условий не являются основанием предоставления Южакову Б.Н. социальной выплаты, поскольку иск заявлен в соответствии со специальными нормами, регулирующими вопрос содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, поэтому при наличии критерий нуждаемости истец не лишен возможности решать вопрос предоставления жилого помещения в порядке предусмотренном Жилищным Кодексом, либо защищать свои права собственника любым, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации способом.
Таким образом, суд считает, что требования истца не подлежат удовлетворению, в предоставлении социальной выплаты Южакову Б.Н. следует отказать.
. Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
В иске Южакову Борису Николаевичу к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья: подпись
ВЕРНО:
Судья: Н.Н. Рылова
Секретарь: О.Н. Новикова